МБДОУ «Детский сад№3 «Соловушка»
Самоанализ
педагогической деятельности
за 2023 – 2024 учебный год
в группе общеразвивающей направленности
для детей 6-7 лет
Воспитатели:
Смыкова А.А. Карташова О А..
Воспитательно-образовательная работа в подготовительной «А» группе планировалась и проводилась в соответствии с составленной нами рабочей образовательной программой дошкольного образования группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет, составленной на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Соловушка».
Программа соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Педагогическая деятельность была направлена на решение следующих задач:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное. Деятельность воспитателей предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. При проведении образовательной деятельности использовались как традиционные методы работы: наблюдения, беседы, сравнения, индивидуальная работа, так и нетрадиционные методы - пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, аутотренинг, психогимнастика, музыкотерапия.
В течение всего учебного года были проведены:
- праздники: «Осень в гости к нам пришла», «Здравствуй, здравствуй Новый год!», «Мамин праздник», «Масленица», «День Победы», «День смеха», «Пасха», «Сороки»; «День здоровья»
- тематические праздники в соответствии с ФОП: «День знаний», «День Бородинского сражения», «День воспитателя и всех дошкольных работников», «День учителя», «День отца в России», «День народного единства», «День сотрудника органов внутренних дел», «День матери в России» и др.
- конкурсы чтецов «Милая мама», «Читаем стихи на родном языке», «Праздник Великой Победы».
Также в течение года дети принимали активное участие во всероссийских, районных, на уровне ДОУ конкурсах, где занимали места победителей и призеров.
Для успешного решения поставленных перед нами задач в группе создали комфортную обстановку, что позволило детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы. Таким образом, считаем, что развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, а так же обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
2023 год – год семьи в России. Поэтому в раздевалке оформлен уголок, посвященный этой теме. В него входит: консультации, лепбук «Моя семья», фотостенд с фото семьи, речевые облачка и др.
Также для пополнения предметно-развивающей среды в течение года были приобретены дидактические и развивающие игры:
дидактический демонстрационный материал «Животные России», «Комнатные цветы»;
дидактические игры «Развитие внимания, речи, памяти», «Учимся считать», «Цифры – играем собираем, считаем»;
лото «Фрукты, ягоды, овощи», «Животные», «Развивающее лото»;
Кроме того, были созданы картотеки подвижных и экологических игр, разработан и реализован проект по экологии «Наш огород» и проект о животных «Кошки».
Постоянно повышаем свой профессиональный уровень. Участвуем во всех мероприятиях, способствующих развитию творческого потенциала, повышению активности и инициативы в работе: это семинары, семинары-практикумы, коллективные просмотры педагогического процесса, консультации, педсоветы, мастер-классы, изучение опыта коллег и другие формы работы.
Реализация задач воспитания и образования детей дошкольного возраста требует тесного взаимодействия с родителями воспитанников, что обуславливает необходимость конструирования открытого педагогического процесса. В этом направлении ведем систематическую и целенаправленную работу.
Нами был составлен перспективный план, в соответствии с которым проводились родительские собрания на темы:
«Готовимся к школе вместе. Задачи развития и воспитания детей 6-7 лет». Лекторий;
«Здоровый образ жизни и режим дня как залог успешности ребенка». Круглый стол;
«Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма». Семинар;
«Ребенок на пороге школы». Творческий отчет.
В работе с родителями сочетаем коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Проводимые нами собрания, индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, тематические выставки в раздевалке в сочетании с практическими заданиями и рекомендациями медицинского работника, беседами и консультациями специалистов помогают родителям овладевать педагогическими знаниями, быть грамотными в воспитании детей. Проводим анкетирование родителей, которое помогает понять и принять проблемы родителей, связанные с воспитанием детей.
Все эти формы работы помогают лучше понять детей, найти оптимальные способы решения проблем воспитания в детском саду и дома. Родители всегда с удовольствием откликаются на просьбы и предложения, помогают в оформлении участка и группы, в проведении выставок, таких, как: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «День матери», «Пасхальное яйцо», « 23 февраля», «День космонавтики», «День Победы», «Выпускной».
В течение учебного года для родителей в раздевалке оформлялись стенды к праздникам (8 марта, 23 февраля, Масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы). Так же размещались:
сезонные папки-передвижки;
консультации для родителей на темы, касающиеся жизни детей: «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр», «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников» и другие;
памятки: «Правила общения в семье», «Если ребенок часто устраивает истерики?»; «Гиперактивный ребенок», «Как проводить с ребенком досуг», «Если у ребенка нет друзей и др.;
рекомендации: «Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста», «Творческое развитие ребенка» и др.
В нашей группе царит здоровая психологическая атмосфера, созданы благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Постоянно формируем привычку к здоровому образу жизни. Используем закаливающие процедуры: «Дорожки здоровья», гигиеническую гимнастику после сна, воздушные и солнечные ванны, а также дыхательную гимнастику и динамические паузы. Все это способствует высокой посещаемости и низкой заболеваемости. Случаев травматизма не было.
В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи:
ПРОБЛЕМЫ:
не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад, в результате чего воспитанники пропускают утреннюю зарядку; некоторые родители одевают детей не по сезону; не вовремя оплачивают содержание ребенка в детском саду;
не полностью укомплектована предметно-развивающая среда в соответствии с современными требованиями.
УСПЕХИ:
заметно возрос авторитет и популярность педагогов среди родителей;
хорошая посещаемость детьми детского сада, низкий процент заболеваемости;
высокий процент динамики развития детей группы.
цели и задачи, поставленные нами в начале года, выполнены. Программный материал изучен и освоен всеми детьми.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2024 – 2025 учебный год:
Продолжать формировать у детей активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру.
Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей (физического, психического, эмоционального) как важного фактора успешной жизнедеятельности ребенка.
Продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях детского сада.
Пополнить дидактический и раздаточный материал по развитию речи; обновить атрибутику к сюжетно-ролевым играм, дополнить книжный уголок литературой по возрасту.
Продолжать создавать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности, способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.