СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свою работу осуществляю в рамках действующего законодательства РФ и в соответствии с нормами международного права, руководствуюсь нормативно-правовой базой для защиты прав детей в образовательном учреждении: ? Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обра- зования ( член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина, 2010 год, Москва, издательство «Просвещение») ? Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ( А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2011 год, Москва, издательство «Просвещение») ? Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ № 1 « ОЦ» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области ? Конституция Российской Федерации; ? Конвенция ООН о правах ребёнка; ? Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; ? Закон РФ «Об образовании»; ? Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ? Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право; ? Устав ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» пгт Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области ? Должностные обязанности учителя начальных классов; 

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ педагогической деятельности»

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр»

муниципального района Волжский Самарской области

Евдокимовой Натальи Борисовны


Свою работу осуществляю в рамках действующего законодательства РФ и в соответствии с нормами международного права, руководствуюсь нормативно-правовой базой для защиты прав детей в образовательном учреждении:

  • Федеральный государ­ственный образовательный стандарт начального общего обра­зования ( член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина, 2010 год, Москва, издательство «Просвещение»)

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России ( А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2011 год, Москва, издательство «Просвещение»)

  • Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ № 1 « ОЦ» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;

  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;

  • Устав ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» пгт Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

  • Должностные обязанности учителя начальных классов;

Главной целью своей работы считаю целостное, гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого.

Цели моей профессиональной деятельности плавно вытекают и согласуются с целями деятельности образовательного учреждения и задачами методического объединения учителей начальных классов:

  1. Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий.

  2. Повышать качество проведения занятий на основе внедрения новых технологий обучения и воспитания учащихся.

  3. Создание научной базы у учащихся 4 класса для успешного продолжения образования с учётом способностей, возможности и интересов учащихся.

  4. Научить ученика учиться, самостоятельно находить способы решения нестандартных задач, опираясь на жизненный опыт.

Учебно-методический комплект

Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования по учебным предметам начальных классов «Школа России»:

  1. Литературное чтение- Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

  2. Математика -М. И. Моро.

  3. Русский язык-Н.В.Канакина

  4. Окружающий мир -А. А. Плешаков.

  5. Трудовое обучение -Роговцева Н.И

В реализации программы развития образовательного учреждения особое фундаментальное место занимает роль учителя начальных классов.

Начальное звено обучения и воспитания в школе – это основа для последующего продолжения образования школьника.

Поэтому так очевидна ответственность учителя начальных классов за плоды и результаты труда.

На протяжении всей своей педагогической деятельности на должности учителя начальных классов работаю по традиционной системе обучения, сейчас «Школа России».

Организация учебно-познавательного процесса:

Использую современные образовательные технологии:

        • проблемно- диалогическое обучение.

  • дифференцированное обучение;

  • личностно-ориентированное;

  • развивающее обучение;

  • адаптивная методика.

Работу на уроке осуществляю в 3-х направлениях:

  • восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;

  • осознанное «разгадывание» ассоциаций в изучаемой области;

  • создание учеником собственных ассоциаций в изучаемой области.

Учиться так детям легко и интересно.

В своей работе я опираюсь на психологию восприятия учебного материала школьником, создание большого количества творческих работ детьми, развитие орфографической интуиции учащихся.

При подготовке к урокам особое внимание уделяю выборам форм и методов обучения.

Словесный метод – для формирования теоретических и практических знаний.

Наглядный – для развития наблюдательности, привлечения внимания.

Поисковый – для развития самостоятельности мышления, творчества.

Индуктивный – для умения обобщать и анализировать.

В своей работе стараюсь проводить разнообразные типы уроков: урок-экскурсия, урок-сказка, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-игра.

Это повышает интерес детей к изучаемому материалу и способствует достижению поставленных целей.

В своей работе я использую различные методы оценки деятельности учащихся:

  • индивидуальный подход в оценке знаний: выставление отметок и обоснование оценки смысл вижу в том, чтобы раскрыть позитивные стороны ответа, указать на отрицательные моменты и пути их исправления. Главное в индивидуальном подходе – поддержка с помощью оценочных суждений малейшего успеха ученика. Возможность дать любому ученику, даже самому отстающему, что он может хорошо учиться, что он способный.

  • Коллективное обсуждение работы на уроке этот метод способствует формированию у учащихся умений анализировать деятельность других, видеть правильные ответы, замечать недостатки, высказывать собственное мнение. В ходе этого метода дети получают большой опыт (обсуждение, решение задач, чтение, природ.).

  • Применение разноуровневых заданий на заданную оценку. Позволяет сформировать правильную самооценку у учащихся. Если ученик выбрал задание на «5» и не справился, он в следующий раз подумает, что ему выбрать.

Оценивание осуществляется на основе норм оценивания учащихся начальной школы.

Взаимодействие с классом на занятиях и вне его нельзя осуществлять без знаний индивидуальных особенностей каждого школьника.

Взаимодействие строго на полном взаимопонимании между учителем и учащимися, на взаимопомощи и взаимопереживании. Я стараюсь гуманизировать отношения между детьми в классе, воспитательные задачи способствуют формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, создаю ситуацию защищённости и эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка. Это необходимо для создания партнёрских, доверительных отношений, которые в значительной степени влияют и на качество усвоения школьниками знаний.

Результатом такого сотрудничества является 100 % активность детей в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, а в учебной деятельности нет пропусков занятий без уважительных причин.

Дошкольное образовательное учреждение посещали 24 человека, подготовкой к школе в домашних условиях занимались 7 человек.

Детей в возрасте до 7 лет – 2 человек, от 7 до 8 лет –26 человек, более 8 лет – 2 человека.

Учащиеся 1-х классов обучаются по образовательной линии « Школа России»

Мониторинговые исследования выявили по классу 3 первоклассника с высоким общим уровнем сформированности предметных умений, 21 первоклассник со средним уровнем, 7 учащихся с низким уровнем.

В 1 классе было выявлено 10% учащихся с высоким уровнем сформированности предметных умений, со средним уровнем – 68% учащихся и 23% - с низким уровнем.

Уровень/Процент

Высокий

Средний

Низкий

3

10%

21

68%

7

23%


В предметной области «Математика» высокий уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по классу39 %, средний – 39%; низкий – 23%.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

39%

39%

23%


В предметной области «Русский язык» высокий уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по классу 29 %, средний –32 %;, низкий –35 % учащихся.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

29%

32%

35%


В предметной области «Окружающий мир» высокий уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по классу 52%, средний – 29%; низкий – 19%.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

52%

29%

19%


Мониторинговые исследования выявили уровень сформированности познавательных (логических) универсальных учебных действий.

Уровень сформированности познавательного УУД сравнения по классу составляет: высокий - 77 %, средний - 10%, низкий - 13% .

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

77%

10%

13%


Уровень сформированности познавательного УУД анализа по классу составляет: высокий - 65 % учащихся, средний учащихся - 19%, низкий - 16% учащихся.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

65%

19%

16%


Уровень сформированностипознавательногоУУД классификации по классу составляет: высокий -19 % учащихся, средний - 35% учащихся, низкий -45 % учащихся.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

19%

35%

45%


Уровень сформированностипознавательногоУУД знаково-символическое моделирование по классу составляет: высокий - 29% учащихся, средний - 23% учащихся, низкий - 48 % учащихся.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

29%

23%

48%


Уровень сформированностипознавательногоУУДвыявлениепричинно-следственных связей по классу составляет: высокий -52 % учащихся, средний - 35% учащихся, низкий - 13% учащихся.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

52%

35%

13%


Первый мой шаг - это коррекция школьно-необходимых функций. Эту проблему я решала путем устранения причин возникающих у учеников затруднений, создала в классе эрудиционный фон, чтобы первоклассники могли найти ответ на или иной интересующий их вопрос, удовлетворяла потребность в различных видах деятельности, особенно играх, использовав, при этом сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры-диалоги, игры-путешествия.

В первом классе введена безотметочная, но не безоценочная система обучения. Я использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, отношения его к выполнению учебной задачи, не сравнивая, с другим. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех деятельности ребёнка. Для себя проводила мониторинг индивидуальных наблюдений каждого ребенка, оценивая по уровням: высокий, средний, низкий.

Во 2 – 4 классах наряду со словесной оценкой вводится отметочная система. Оцениваю монологические ответы, ответы при фронтальном опросе, выступлении, сообщения. Провожу тестирование, самостоятельные работы с самопроверкой и взаимопроверкой. Учу детей осуществлять контроль и самоконтроль, давать оценку и самооценку.

Я проводила полноценное дифференци­рованное обучение, максимально индиви­дуализировала учебный процесс, соблюда­ла дидактические принципы доступности и посильности, развития всех учеников в од­ном коллективе. В классе были выделены две группы детей: 1-я группа — многочис­ленная, для нее были разработаны комп­лексы упражнений для коррекции; 2-я группа получала индивидуальные задания для развития задатков и способностей.

Дидактический процесс я строю, опира­ясь на следующие положения:

1) ученики являются добытчиками зна­ний;

2) процесс учения становится поиско­вым;

3) важнейшим звеном процесса обуче­ния становится альтернатива, а не образец учителя;

4) опора идет на два основных принци­па обучения: доступность как меру труд­ности и наглядность как дидактическую поддержку.

Весь учебный процесс я ориентирую на развитие воображения и мышления. На первое место ставлю мышление ученика, а не память, поэтому учащимся разрешено пользоваться различными памятками и другими источниками информации. Глав­ное, чтобы ребенок знал, где найти нужный материал.

Достаточная степень развития мышле­ния — важное условие грамотной организа­ции поисковой, исследовательской дея­тельности. В ходе анализа проблемных си­туаций каждый школьник понимает, что для ответа на вопрос его знаний недоста­точно, поэтому обучение приобретает лич­ностный смысл. Учитель вместе с детьми участвует в процессе, дает необходимую информацию, оставляя пространство для размышления детей.

Перечислю принципы, которые, по мое­му мнению, лежат в основе поисков: равен­ство всех участников; не принудительное привлечение к деятельности; возможность ошибки, за которую ругать не будут; рече­вое развитие. Ребенок получает не готовое значение, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнерские отноше­ния учителя с детьми, диалог становится ведущим средством общения. И знания, конечно, усваиваются прочнее и впослед­ствии становятся инструментом самораз­вития.

Таким образом, я осуществляю проблемное обучение на основе деятельностного метода по следующей схеме:

1) постановка учебной задачи;

2) «открытие» детьми нового знания;

3) закрепление;

4) самостоятельная работа;

5) контроль и самоконтроль.

Приобретение новых знаний осуществляется так, что необходимо возвращение к пройденному, оно обогащается на каждом этапе новым содержании. Так осуществляется принцип непрерывности обучения.

Принцип осознания процесса обучения строится на том, что педагог учит детей желанию учиться, а не овладению знаниями.

Достаточно высокого уровня знаний добиться невозможно без формирования теоретического мышления, поэтому на уроках даю задания, направленные на развитие разных видов мышления: абстрактно-теоретического, наглядно-образного, наглядно-действенного. Мышление ребенка должно достигнуть того уровня, который нужен для понимания нового материала. Поэтому перед уроком, на котором дети предстоит решить проблему, я заранее, как бы ненавязчиво подвожу их к ней, допускаю размышления вслух, даю задание на сообразительность, которое, как правило, надо выполнить дома, так как для ответа обходимо испытывать дополнительные источники. Иногда приходится слышать детей, что задание решали всей семьей.

Особым видом образовательной потребности учащихся является развитие творческих способностей детей.Считаю, что образовательные потребности детей предполагают комплексную деятельность по формированию и развитию уровня образованности, применение системы развития творческих способностей. В связи этим провожу, педагогический анализ (анкетирование, наблюдение), позволяющий дополнительно раскрывать способности ребёнка, развивать разные виды памяти, наблюдательность, способствующие постоянному росту учебных возможностей ученика, творческого подхода в выполнении заданий.

В процессе обучения, в воспитательной деятельности использую инновационные модели – целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники).

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии:

компьютерные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием программы PowerPoint, MicrosoftOfficePublisher;

• для организации коллективной и групповой работы (проекты);

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

С помощью программы MicrosoftOfficeWord2007 разработала:

  • тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению;

  • памятки по русскому языку, математике, литературному чтению;

  • тематические контрольные работы по русскому языку и математике.

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программыMicrosoftOfficeWord2007 иPowerPoint. С помощью программыWord дети готовят сообщения, презентации к урокам литературного чтения, окружающего мира и технологии.

Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники! Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил:

  • повысить эффективность обучения;

  • дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций («Мой любимый детский журнал», « Мой электронный читательский дневник», конкурс –проект путешественников «Как я провёл лето», «Семейные династии», «Города России», «Математические сказки», «Рассказ о слове», «Царь- колокол и Царь-пушка», «Похвальное слово знакам препинания»); Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
    Большую роль в образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

  • совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;

  • вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

ИсплльзуемыеИнтернет – ресурсы

  • Российский общеобразовательный портал Министерства обра­зования и науки

Система федеральных образовательных порталов. Портал - это вход в глобальное образовательное информационное пространство. Документы, журналы, коллекции методически[ материалов, новости, образование в регионах, форумы и консультации и многое другое.

www.school.ede.ru

  • Министерство образования и науки РФ

www.ed.gov.ru

  • Образовательный портал «UСНЕВА.СОМ»

Для тех, кто учится и учит. Психология, внеклассная работа: пособия и методики.

http://www.ucheba.com

  • Наука и образование

Педагогика, психология. Рекомендации педагогу, младшему школьнику (в том числе первокласснику), родителям.

http://www.edu.rin.ru

  • Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)

www.rth.ru

  • Словари и энциклопедии

www.dic.academic.ru

  • Педагогический энциклопедический словарь

www.dictionari.fio.ru

  • Сайт «Учительской газеты»

www.ug.ru

  • Журнал «Вестник образованuя»

www.vestniknews.ru

  • Грамота.ру

Справочный портал о русском языке. Словари, орфографиче­ские и стилистические правила, мониторинг культуры речи, научно­популярные статьи, конкурсы, ответы на вопросы посетителей.

http://www.gramota.ru

  • «Наука и жизнь» - научно-популярный журнал

Архивные и свежие номера, новости науки, интернет-интервью, дискуссионный клуб.

http://www.nkj.ru

  • Первое сентября

Владелец: Издательский дом «Первое сентября».

http://www.lseptember.ru

  • Школьная реформа

Различная информация в сфере образования: образовательные организации, нормативные документы, проблемы образования, образовательные проекты, справочная. Новости в сфере образования. Обсуждение статей на форуме.

http://www.mschools.ru

  • Школьные страницы

Каждой московской школе бесплатно предоставляется 100 Мб для создания своего web-сайта. Услугами сервера пользуются более 400 школ. Более 160 ссылок на школьные сайты в каталоге сервера.

http://schools.keldysh.ru

  • «Техника - молодежи» - научно-художественный журнал

Основные рубрики посвящены сенсациям науки, техники, медицины; новым идеям, гипотезам, открытиям и изобретениям; российскому образованию. Публикации журнала раскрывают загадки забытых цивилизаций, рассказывают о таинственных случаях, фе­номенах Земли и космоса. И ни один номер не обходится без ново­го научно-фантастического рассказа. Издается с 1933 года.

http://www.tm-magazin.ru

  • Государственный историко-культурный музей-заповедник «Мос­ковский Кремль»

История и памятники Кремля. Выставки и концерты в Кремле.

http://www.kreml.ru

  • Образование и карьера

Детские книги, начальная школа и подготовка к ней, школьное образование, сценарии школьных праздников.

http://www.7ya.ru

  • Солнышко SolNet.EE

Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, роди­тельский опыт, форумы для детей и родителей, веб-кольцо «Наши дети”, служба рассылки виртуальных открыток.

http://www.solnet.ee

  • Интернет для детей. Каталог детских ресурсов

http:/ fkinder .ru/default.htm

  • Детский сказочный журнал «Почитайка»

http://cofe.ru/read-ka

  • Электронная версия журнала «Костер»

http://kostyor.ru

  • Сайт «Детский мир»

Детские песни, мультфильмы, загадки и др.

http://skazochki.ru

  • Сайт для детей и родителей «Virtua/ Кids»

http://vkids.km.ru

Детская игровая комната

http://playroom.com.ru

  • Детская безопасность

Основы культуры безопасности для детей и их родителей. Пра­вила поведения в потенциально опасных и экстремальных ситуаци­ях увлекательной форме. Информация о детско-юношеских движениях «Школа безопасности» и «Юный спасатель». Владелец: МЧС России.

http://www.spas-extreme.ru

  • Нет наркотикам

Информационно-публицистический ресурс. Борьба с наркома­нией: новости, статьи о вреде наркотиков, советы родителям. Раз­дел «Искусство против наркотиков». Форум.

http://www.narkotiki.ru

  • Bнеклассныe занятия в начальной школе

Разработки внеклассных мероприятий и сценариев. http://vneklassa.narod.ru

  • 1 сентября, школа. Как помочь ребенку стать школьником?

Предметы, которые могут облегчить жизнь школьника. Досуг и отдых школьника. Как сохранить здоровье школьника? Как пере­стать волноваться за безопасность школьника?

http://firstseptember .narod.ru

Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.

Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей.

Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. На уроках часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих учащихся сформировано умение работать в коллективе.

Уровень познавательного интереса обучающихся достаточно высокий. Дети проявляют высокую активность на уроках:

  • с интересом работают с дополнительными материалами (ресурсами сети Интернет)

  • увеличилось количество работ с использованием ИКТ;

  • ребята активно занимаются исследовательской деятельностью (например, исследовательские работы «О чем молчат календари?», «Язык природы»; информационно-исследовательский проект «Победа деда»)

Детей, с отличающимися возможностями и наклонностями, старюсь вовлекать в предметные школьные кружки по интересам, где они смогут повысить свой интеллект. С одаренными детьми веду специальную работу по развитию логического мышления, творческих способностей.

В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика, для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказания ему минимально необходимой помощи со стороны учителя. Для этого:

  • даю дополнение к заданию в виде схемы;

  • помогаю найти алгоритмрешения;

  • указываю причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задачи;

  • предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и др.

Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.

Уровень обученности стабильно составляет 100%.

Контроль и учёт знаний за 3 года обучения показал следующие результаты:


Предмет

2011 – 2012

1 класс

2012 – 2013

2 класс

2013 – 2014

3 класс

Уровень

В

Б

Н



Математика

39%

39%

23%

74% - 78%

69% - 79%

Русский язык

29%

32%

35%

71%

69% - 72%

Чтение

29%

32%

35%

77%

89%-93%

Качество контрольных диктантов составляет – 70%

Контрольных работ по математике – 72 %

Осознанность, выразительность, правильность чтения – 81 %

Безошибочное знание словарных слов у 73% учащихся.

Это свидетельствует о том, что школьники добились значительных успехов в усвоении программного материала. Каждый ученик овладел ведущей деятельностью – учебной. Каждый имеет свой уровень обученности, успешен в обучении. У каждого ученика формируются познавательные и учебные интересы.

В третьем классе (2013 – 2014учебный год) уровень обученности составлял 100%, качество знаний – 59%, в том числе 3 обучающихся (из 29 человек) закончили на «5».


Предмет

Получили «5»

Получили «4»

Успеваемость

Качество

1.Литературное чтение

14

13

100%

93%

2.Русский язык

4

17

100%

72%

3.Математика

4

16

100%

69%

4.Окружающий мир

11

15

100%

89%

5. Технология

27

-

100%

100%

Для формирования мотивации учения стремлюсь поставить ребенка в такие условия, где желательные мотивы складываются и развиваются с учетом индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика. Работа по изучению мотивации со всеми учащимися класса проводится психологом школы. Методы исследования: опрос и наблюдения.

Социально-педагогическая деятельность с учащимися.

Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися использую различные формы, методы, приемы и способы.разработала и применяю технологию индивидуальной работы.

Применение технологии позволяет поэтапно реализовывать структурные компоненты деятельности. Так, решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. В этом случае моя задача заключается в том, чтобы выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.

Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности); беседа непосредственно с ребенком, преподавателем - предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Для выявления дополнительных сведений о ребенке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка. Цель мониторинга - отслеживание социальной ситуации развития ребенка.

По завершению данного этапа составляю характеристику ситуации, в которой находится ребенок, а так же характеристику проблемных состояний ребенка.

Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставлю цель, в соответствии с которой формулирую конкретные задачи деятельности и определяю выбор путей решения проблемы. Всю свою деятельность на втором этапе определяю как:

  • логику построения индивидуального взаимодействия с ребенком, с родителями.

  • логику построения ситуации посредничества со специалистами школы.

По окончании произвожу оценку правильности построенной работы, её эффективность.

Опираясь на слова Л.В. Мардахаева о том, что "социально-педагогическая технология рассматривается как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации", считаю, что внедрение технологий индивидуального взаимодействия позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Индивидуальное взаимодействие с ребенком осуществляется через такие формы:

  • беседа;

  • консультации;

  • групповые занятия.

Дети особой категории (опекаемые дети и дети с ограниченными физическими возможностями) нуждаются в особом профессиональном отношении к ним, такие дети часто испытывают трудности адаптации в окружающем мире. Основной задачей, при работе с этой категорией детей, является формирование позитивного само отношения и создание условий для их гармоничного развития. Для работы с этой категорией детей использую различные формы, одна из которых занятия по различным тематикам: по общению с другими людьми, формированию здорового образа жизни, правила этикета и культуры поведения. Формы занятий различны: дискуссии, социально-психологические тренинги, творческие мастерские. В содержание занятий включаются элементы по выработке у детей бытовых навыков.

Детей "группы риска" включаю в активную игровую и творческую деятельность, развивая у них навыки самостоятельности, инициативы.

Социально-педагогическая деятельность с семьей

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребенка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.

Деятельность направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, повышении социально-психолого-педагогической грамотности родителей, которая предусматривает два направления деятельности:

  • коррекционно-профилактическое;

  • информационно-просветительское.

Коррекционно – профилактическое направление  предусматривает индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей. Индивидуальная работа с ребенком, родителями занимает ведущее место в моей деятельности как учителя начальных классов. В арсенале имеются технологии индивидуального взаимодействия со всем окружением ребенка, и в первую очередь с семьей. Выявляю проблемы в развитии ребенка и ищу пути их коррекции. Логика взаимодействия с семьей ребенка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового, духовно-нравственного развития ребенка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер.

Свою деятельность строю на принципах социального партнерства: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, обязательность и, ответственность сторон. От того, насколько успешно будет взаимодействие с специалистами различных социальных центров, зависит успешность разрешения проблемной ситуации в семье.

Информационно – просветительское направление  предусматривает педагогическое просвещение родителей.

При проведении тематических классных родительских собраний рассматриваются вопросы духовно-нравственного, правового, гражданского и патриотического воспитания детей. Родителям предлагаются различные формы работы:

  • индивидуальные консультации по различным проблемам, эта форма работы наиболее продуктивна, так как рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации

  • лектории, круглые столы с привлечением специалистов школы и района, деловые игры. Данные виды деятельности позволяют родителям находиться не только в роли слушателя, но и активного участника обсуждения предложенной темы.

  • тематические родительские собрания, проходят - 1 раз в четверть, на которых поднимаются вопросы воспитания детей, происходит диалог на уровне классного коллектива;

  • ежегодно в марте проводится "День открытых дверей";

  • два раза в год проходят круглые столы, где рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания детей.

Начиная с 1-го класса и по 4-ый проводила родительские собрания, объединённые одной темой «Секреты семейного счастья» с использованием ИКТ, подготовила в виде презентаций материал по некоторым темам (материал собран и систематизирован в электронном виде и в печатном):

2 класс

Срок проведения

Направление деятельности

Тема собрания, вопросы для обсуждения

Цель

Ответственные

Сентябрь







Родительское собрание

« Снова вместе»

1. О задачах на новый учебный год.

2. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

Ознакомить с целями и задачами на новый учебный год


Классный

руководитель

Индивидуальные консультации для детей «группы – риска» и родителей

« Предупреждение неуспеваемости учащихся»

Оказание помощи родителя для предупреждения неуспеваемости учащихся

Классный

руководитель

Октябрь

Заседание родительского комитета

Оказание помощи классу

Классный

руководитель

Индивидуальные консультации для родителей и учащихся «группы – риска» в поведении

« Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»

Определения мер по преодолению проблем в поведении

Классный

руководитель

Ноябрь

1.Практикум

«Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности»

( Анкетирование)

2.Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников

Определение мер по повышению успеваемости

Классный

руководитель

Психолог


Декабрь

Круглый стол

«Как научить ребёнка жить в мире людей»

Уроки этики поведения для детей и родителей.

Итоги 1 – го полугодия

Классный

руководитель

Январь

Индивидуальные консультации для родителей и учащихся «группы – риска»

«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

Определение путей преодоления детской агрессивности

Классный

руководитель

Февраль

1 Лекция

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка»

2 Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников.

Информировать родителей о проблемах детей. Результаты коррекции

Классный

руководитель

Психолог


Март

Заседание родительского комитета

Оказание помощи классу

Классный

руководитель

Члены родительского комитета

Апрель

1 Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

Выставка психолого-педагогической литературы.


2.Беседы с родителями учащихся, не овладевающих образовательными стандартами.

Выявление причин неуспеваемости. Определение совместных мер по коррекции успеваемости

Классный

руководитель

Психолог

Логопед

В течении года

Контроль за неблагополучными семьями. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

Информирование родителей о посещаемости и успеваемости их детей. Контроль за соблюдением режима дня.

Классный

руководитель

Зам.директора по ВР

Члены родительского комитета



3А класс

Срок проведения

Направление деятельности

Тема собрания, вопросы для обсуждения

Цель

Ответственные

Сентябрь

Родительское собрание

« Снова вместе»

1. О задачах на новый учебный год.

2. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

Ознакомить с целями и задачами на новый учебный год


Классный

руководитель

Индивидуальные консультации для детей «группы – риска» и родителей

« Предупреждение неуспеваемости учащихся»

Оказание помощи родителя для предупреждения неуспеваемости учащихся

Классный

руководитель

Октябрь

Заседание родительского комитета

Оказание помощи классу

Классный

руководитель

Индивидуальные консультации для родителей и учащихся «группы – риска» в поведении

« Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»

Определения мер по преодолению проблем в поведении

Классный

руководитель

Ноябрь

1.Практикум

«Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности»

( Анкетирование)

2.Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников

Определение мер по повышению успеваемости

Классный

руководитель

Психолог


Декабрь

Круглый стол

«Как научить ребёнка жить в мире людей»

Уроки этики поведения для детей и родителей.

Итоги 1 – го полугодия

Классный

руководитель

Январь

Индивидуальные консультации для родителей и учащихся «группы – риска»

«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

Определение путей преодоления детской агрессивности

Классный

руководитель

Февраль

1 Лекция

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка»

2 Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников.

Информировать родителей о проблемах детей. Результаты коррекции

Классный

руководитель

Психолог


Март

Заседание родительского комитета

Оказание помощи классу

Классный

руководитель

Члены родительского комитета

Апрель

1. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

Выставка психолого-педагогической литературы.


2.Беседы с родителями учащихся, не овладевающих образовательными стандартами.

Выявление причин неуспеваемости. Определение совместных мер по коррекции успеваемости

Классный

руководитель

Психолог

Логопед

В течении года

Контроль за неблагополучными семьями. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

Информирование родителей о посещаемости и успеваемости их детей. Контроль за соблюдением режима дня.

Классный

руководитель

Зам.директора по ВР

Члены родительского комитета


4 А класс

Срок проведения

Направление деятельности

Тема собрания, вопросы для обсуждения

Цель

Сентябрь

Родительское собрание

« Снова вместе»

1.О задачах на новый учебный год.

2.Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

Ознакомить с целями и задачами на новый учебный год. Сформировать родительский комитет.


Консультации для родителей


Октябрь

Заседание родительского комитета

Оказание помощи классу.


Консультации для родителей


Ноябрь

1.Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

2.Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников

Определение мер по повышению успеваемости.

Декабрь

Родительское собрание

Как научить ребёнка жить в мире людей.

Уроки этики поведения для детей и родителей.

Итоги 1 – го полугодия.

Январь

Консультации для родителей


Февраль

1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка.

2.Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих учеников.

Информировать родителей о проблемах детей. Результаты коррекции.

Март

Заседание родительского комитета

Оказание помощи классу.

Апрель

1.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

2.Беседы с родителями учащихся, не овладевающих образовательными стандартами.

Выявление причин неуспеваемости. Определение совместных мер по коррекции успеваемости.

Май

Итоговое родительское собрание

« В последний раз четвёртый класс…»

( торжественное собрание совместно с детьми)

Итоги успеваемости за год, уровень сформированности учебной деятельности.

В течение года

Контроль за неблагополучными семьями. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

Информирование родителей о посещаемости и успеваемости их детей. Контроль за соблюдением режима дня.


Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.

Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя. За активное участие в жизни класса, за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма от родительского комитета и классного руководителя.

Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети неконфликтны. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Формирую способности ребят строить свои отношения по принципу Золотого правила «Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к другим. Мною разработана программа развития коллектива «Ступеньки успеха».

В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет:

  • Систему базовых национальных ценностей.

  • Современный национальный воспитательный идеал.

  • Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей:патриотизм,социальная солидарность,гражданственность,семья, здоровье,труд и творчество,наука,искусство и литература,природа, человечество.

Цель программы:

Создание условий духовно-нравственного развития и воспитания через формирование у обучающихся личностной, семейной, социальной культуры.

Общие задачи:

  1. Создать на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

  2. Организовывать эмоционально-насыщенную деятельность, носящую творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания.

  3. Развивать активность и инициативность, организаторские навыки учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.

  4. Содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело.

  5. Помочь ученикам сформировать привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни.

  6. Способствовать превращению воспитательной системы в непрерывный инновационный процесс.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Нравственный пример педагога

Социально-педагогическое партнёрство

Индивидуально-личностное развитие

Интегративность программ духовно-нравственного воспитания

Социальная востребованность воспитания

Направления в работе:

  1. "Здоровье" - воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни

  2. "Взаимодействие" - обучение детей и родителей активным формам взаимодействия

  3. "Нравственность" - формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание гражданско-патриотического чувства.

  4. " Интеллект"- развитие интеллектуальных качеств личности

  5. "Досуг" - развитие творческого потенциала и познавательной активности каждого ребенка, создание условий для самореализации.

  6. "Семья" - развитие сотрудничества школы и родителей

Данные направления осуществляются через: 1.Индивидуальную работу с детьми.

2.Работу с коллективом

3.Работу с семьёй

4.Работу с «трудными» детьми

5.Работу с одарёнными детьми

6.Работу с органами классного самоуправления (со 2 класса)

Воспитание опирается на виды деятельности:

  • Познавательная

  • Игровая

  • Спортивно-оздоровительная деятельность;

  • Творческая

  • Коммуникативная

  • Досуговая

  • Общественно-организаторская

  • Трудовая

  • Проектная

  • Проблемно-ценностное общение

Использую важный метод саморефлексии – портфолио учащихся. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Умение создавать на уроках и во внеклассной работе комфортную среду – составляющая успешного процесса обучения и воспитания. Слежу за межличностными отношениями в коллективе, стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант. Для этого всё делаю для того, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уютно в классном коллективе.

Формирую стремление к самообразованию:

  • они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

  • понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

  • умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

  • а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. (Материалы прилагаются).

Проанализировав свою педагогическую деятельность за три года, я пришла к выводу, что главная цель мною достигнута: сохранена и поддержана индивидуальность каждого ребёнка, его физическое и психическое развитие, формируется умение учиться, что самое важное при переходе в среднее звено школы. Учащиеся способны работать с информацией разного типа, умеют ставить и обсуждать предположения, проводить небольшие исследования. Каждый умеет проявлять самостоятельность, инициативу, преодолевать трудности, планировать и организовывать свою деятельность, владеть элементарными правилами учебного сотрудничества. Школьники способны осуществлять контроль и оценку своей деятельности, находить и устранять причины возникающих трудностей, решать учебные задачи творчески, добиваться оригинальности и новизны решения. Все ученики имеют разные уровни обученности, но каждый из них умеет ставить перед собой цель и в школе, на уроках и в реальной жизни. У них сформирована ведущая деятельность – учебная, познавательная и творческая. Они умеют ставить перед собой задачи и планировать их решение, осуществлять самоконтроль, самооценку, саморегуляцию. Сохранено их здоровье, психика.

Создана база для последующего успешного обучения в среднем звене, обобщены и заложены основы представления о мире, человеке, его творческой деятельности.

У каждого есть чувство собственного достоинства. Они коммуникабельные, интересные, творческие люди, могут вести диалог, беседу. Они знают: «Я – ученик, школьник», «Я – личность», «Я – творец своей жизни».

Таким образом, моя система работы, методы, цели создали все условия для воспитания гражданина, его нравственных ценностей, развития, познания, творчества.