СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ педагогической деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей индивидуальной педагогической деятельности – эффективное построение учебного процесса для успешного овладения учащимися  базового уровня знаний, соответствующего Государственному стандарту образования по русскому языку и литературе, учитывая  разноуровневую подготовку учащихся, а также повышение интереса учащихся к предмету и подготовка к поступлению в вузы и другие учебные заведения и  обучению в них.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ педагогической деятельности»

Самоанализ педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Краюшкиной Ирины Викторовны


Цель моей индивидуальной педагогической деятельности – эффективное построение учебного процесса для успешного овладения учащимися базового уровня знаний, соответствующего Государственному стандарту образования по русскому языку и литературе, учитывая разноуровневую подготовку учащихся, а также повышение интереса учащихся к предмету и подготовка к поступлению в вузы и другие учебные заведения и обучению в них.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

  • совершенствовать формы организации учебно – воспитательной деятельности;

  • использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические технологии;

  • вовлекать каждого ученика в активный познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

  • создать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;

  • раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;

  • привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

  • формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную, научно-исследовательскую деятельность.


Русский язык преподаю по программе М.М. Разумовской и П.А.Леканта. В школе имеется завершенная линия учебно – методического комплекса. Соответствует Федеральному компоненту стандарта 2004 г.

Цель курса состоит в усвоении системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими, а также в совершенствовании на этой основе важнейших видов речевой деятельности: осознанного, беглого и выразительного чтения, грамотного письма, осмысленного и точного понимания чужой речи (в частности, учебной информации); свободного и правильного выражения собственных мыслей в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения.

В учебниках дается обширный материал, обеспечивающий формирование всех видов компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой.

Для каждого года выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности (чтением, аудированием, анализом устного и письменного высказывания, воспроизведением текста, созданием собственного высказывания и его совершенствованием).

Каждый речевой блок включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся.

Предусмотрена работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, нацеленные на проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных текстов разных стилей и жанров. При этом систематически учащимися выполняются задания, связанные с наблюдением, изучением, анализом изобразительно-выразительных средств языка в тексте.

Кроме того, систематически ведётся деятельность, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (с характерным логическим ударением, интонацией, темпом и тембром речи).

Деятельностный аспект предъявления теоретического материала выражается и в том, что в учебниках определения и правила в основном представлены в виде образцов рассуждений и адаптированных лингвистических рассказов. Учебники не только предлагают теоретические тексты разных видов, но и организуют с помощью специальных заданий информационно-смысловую их обработку, учат правильно извлекать информацию не только из текстов лингвистического содержания, но и из схем, таблиц, инструкций. Подобная работа помогает учащимся успешно готовиться к экзамену по предмету.

При подготовке уроков контроля по русскому языку применяю такие приемы, как: тестирование (с целью не только проверить знания учащихся, но и подготовить к прохождению итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена), опрос (с целью развивать навыки устного говорения на заданную тему, умения оперировать терминами, ориентироваться в пройденном материале), диктанты и изложения (с целью проверки практических навыков, полученных в ходе изучения материала), а также зачетной системы для систематизации пройденного материала. Часто я комбинирую несколько форм контроля для получения более полной информации об уровне усвоения ЗУНов учащимися и осуществления дифференцированного подхода.

Литературу преподаю по программе под ред. Ланина, которая учитывает обязательный минимум содержания литературного образования, способствует развитию у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитания высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся.

Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе. Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

С 5 класса на уроках литературы формирую у школьников представление о движении отечественной литературы, о больших периодах ее развития, стараюсь формировать историзм мышления, учу детей соотносить произведение с эпохой и творчеством писателя в целом. Отрабатываю с учащимися сведения о теме, идее, сюжете, композиции, жанровых особенностях произведения.

В ходе работы стараюсь учитывать особенности личности учащихся, их уровень развития, потребности, интересы и увлечения. Дифференцированный подход помогает постепенно преодолевать ступени овладения знаниями, умениями и навыками (ЗУН).

На уроках литературы также комбинирую словесный, наглядный и практический методы. Очень нравятся детям творческие задания, задания на сопоставление героев произведений с современными людьми и историческими личностями, сравнения экранизации произведения и оригинального текста. Часто даю задания опережающего характера, что позволяет разнообразить деятельность на уроке и повысить накопляемость оценок. Учащиеся с удовольствием готовят доклады, сообщения, участвуют в создании опорных схем, плакатов по творчеству того или иного писателя.

По литературе уроки контроля проходят в следующих формах: письменные, устные опросы, тестирования, и, также, активно ввожу зачетную систему. Зачетная система позволяет мне, как учителю, более системно и полно проверить знания учащихся, составить план работы с плохо усвоившими материал учениками и спланировать работу по расширению и углублению материала для тех, кто хорошо усвоил программу .

Если говорить об общедидактических методах обучения, то в своей работе могу выделить три основных метода, которые я постоянно использую в своей работе:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый;

  • проблемный.

Объяснительно – иллюстративный метод использую, как уже говорилось, на уроках изучения нового материала и закрепления, что же касается проблемного метода обучения – чаще всего применяю этот метод, чтобы мобилизовать детей в начале урока, настроить на рабочий лад.

Заинтересовать детей, вовлечь в активную познавательную и исследовательскую деятельность в условиях сельской школы довольно сложно.

У части учащихся отсутствует мотивация к учению, в связи с чем считаю наиболее целесообразным использовать следующие педагогические технологии, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время:

- метод проектной деятельности учащихся. Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения логической цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Формируются исследовательские умения учащихся. При использовании метода проекта ученик развивает не только свои интеллектуальные и познавательные способности, но и коммуникативные умения и навыки. Умение говорить, защищать свою точку зрения, составлять план выступления, владеть аудиторией – все перечисленные навыки могут быть полезными и при изучении других дисциплин. Пробные информационные проекты выполнены учениками 9 класса при обобщении полученных в течении учебного года знаний по курсу Литературы. Выполняя проект, ученики пользуются планом, определяющим критерии проекта. В ходе подготовки работают над качеством сообщения, учатся отбирать материал, защищать проект. Чаще всего данный метод я использую во время реализации зачетной системы обучения. За выполнение проекта берутся самые сильные, уверенные в своих силах ученики.


Результативность моей работы в 2015-2016 учебном году по русскому языку

Краюшкина И.В.

Класс

К-во уч-ся

Отметки

% на «4» и «5»

% на «2»

% обуч

«5»

«4»

«3»

«2»

5 Б

24

4

9

11

0

54

0

100

19

0

3

16

0

16

0

100

23

5

15

3

0

87

0

100

итого

66

9

27

30

0

55

0

100



Результативность моей работы в 2015-2016 учебном году по литературе


Класс

К-во уч-ся

Отметки

% на «4» и «5»

% на «2»

%обуч

«5»

«4»

«3»

«2»

5 Б

24

11

8

5

0

79

0

100

19

0

10

9

0

53

0

100

23

9

13

1

0

96

0

10

Итого:

66

20

31

15

0

77

0

100




Работа с родителями

Работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения. Уважительном и требовательном отношении семьи и школы к учащемуся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. В своих выступлениях на родительских собраниях стараюсь приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении физики, к заинтересованности в дополнительных занятиях по подготовке к ЕГЭ. Довожу до сведения родителей требования по изучению предмета по литературе и русскому языку. Родители всегда в курсе успеваемости школьников. Стараюсь убедить родителей в важности изучения предмета. Оценки выставляю в дневник ученика и считаю его действенной связью учителя с родителями. Стараюсь не использовать дневник для отрицательных замечаний.

Родители считают, что мной учитываются индивидуальные способности детей, проводятся дополнительные занятия со слабыми и отстающими учениками.


«Способы проверки знаний на уроках русского языка и литературы как подготовка к ЕГЭ»

(тема самообразования)


Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Контроль знаний, умений, навыков не только даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся.

Несомненно, на уроках следует использовать все виды контроля. Нельзя отказываться от диктантов, орфографического списывания, развивающих орфографическую зоркость. Особую актуальность в последнее время приобрела комплексная работа с текстом, т.к. уже с 5 класса нужно приучать детей выполнять задания формата ГИА и ЕГЭ. В арсенале каждого учителя-словесника есть множество тестовых работ, карточек с различными заданиями и т.п. Кроме этого, существуют различные электронные учебные пособия с различными вариантами заданий. В то же время каждый творчески работающий учитель стремится разнообразить формы работы, в том числе и формы контроля знаний, с целью повышения эффективности обучения и учебной мотивации обучающихся.

Это достигается

– использованием информационно-коммуникационных технологий (интегрированные уроки, мультимедийные проекты, компьютерные презентации, уроки с использованием Интернета, интерактивные, дистанционные формы подачи материала, на уроках и во внеурочной деятельности) на основе личностного подхода к ученику;

– разнообразием форм и видов деятельности, отбор учебного материала и способов его подачи в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

– созданием условий на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности для развития познавательной и творческой активности учащихся, формирование коммуникативной компетенции путем интеграции содержания предмета с современными образовательными технологиями.

Добиться высоких результатов в обучении русскому языку и литературе можно только в том случае, если у учащихся будет высокая положительная мотивация и высокий познавательный интерес к предмету. Применение ИК-технологий на уроках русского языка и на уроках литературы позволяет повысить качество знаний и уровень освоения предмета через включение ученика в активную познавательную и творческую деятельность.

Для этого использую компьютерную технику с ее мультимедийными возможностями, Интернет-ресурсы и интерактивные методы обучения на разных этапах урока.

При объяснении нового материала на уроке:

- провожу мультимедийную лекцию с использованием компьютерного программного обеспечения. Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения, рассчитанными на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами;

- использую предметные коллекции (иллюстрации, портреты, видеофрагменты, видеоэкскурсии), таблицы, схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у учащихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение;

- разрабатываю свой дидактический материал в виде презентаций, схем-конспектов, так как учащимся школы более привычно получать информацию в структурированном виде;

- предлагаю учащимся опережающее домашнее задание к новой теме – подготовить свою мультимедийную, что позволяет повысить эмоциональный фон учащихся, задействовать разные каналы восприятия информации, стимулировать учащихся к проявлению творческой активности, как результат, повысить качество знаний;

- использую метод проектов с обязательной защитой на уроке для активизации деятельности учащихся, отработки исследовательских навыков.

На этапе закрепления знаний, отработки навыков:

- рекомендую учащимся использовать Интернет-ресурсы, электронные словари и энциклопедии, где школьники могут найти много дополнительного материала,

- использую в качестве дидактического материала к уроку как собственные мультимедийные презентации, так и разработанные учащимися, что позволяет вовлечь их в активную деятельность по подготовке занятия, повысить производительность труда учителя и ученика,

- предлагаю учащимся создать свою схему или свой алгоритм для применения того или иного правила, что позволяет сделать задание личностно значимым для ученика.

На этапе обобщения и систематизации полученных знаний периодически провожу интегрированные уроки с использованием ИКТ, направленные на активную самостоятельную выработку учащимися нового знания, освоение новых способов деятельности, постановку в центре учебного процесса активного личного опыта учащихся.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.

Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога.

Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.


Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей. Ребёнку становится интересно при помощи компьютера осваивать материал, проверять уровень компетенций, получать за свой учебный труд отметку независимого, объективного экзаменатора, коим является компьютер.

Необходимость использования электронных образовательных ресурсов(ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал учащихся;

- осовременивают урок.


ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- закреплении;

- повторении;

- контроле знаний, умений и навыков.

Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным. Использование разных видов презентаций позволяет решать следующие задачи:

1.Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.

2. Презентации- «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей, допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее и создают максимальный эффект присутствия.

3. Презентации - "Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его, Отсюда: задействуют три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала.


Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем, для пояснения используются различные звуки и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал.

Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах, районных школьных МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу, Обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе.

Изучаю материал в сети творческих учителей, где и сама зарегистрирована

Имею свой собственный сайт.

Некоторые материалы размещены в сети интернет.

Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:

  1. Веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету.

2. Ориентируюсь в содержании базового уровня программ русского языка и литературы, использую вариативные учебники.

  1. Владею различными методами, приемами обучения и воспитания учащихся и применяю их в практической деятельности.

  2. Имею актуализированные знания, соответствующие государственному минимуму образования по русскому языку и литературе, стараюсь расширить и углубить базу знаний.

  3. Использую педагогические технологии проблемно-ориентированного, развивающего обучения.

Несмотря на положительные результаты, считаю, что необходимо продолжить работу над совершенствованием использования различных форм проведения урока, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях у учащихся.


Проблемы, которые я вижу в своей работе:

  1. Работа над дальнейшим повышением качества знаний обучающихся.

  2. Поддержание познавательного интереса к предметам русского языка и литературы.

  3. Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и способными детьми.

  4. Совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.


Перспективы в работе:

    1. Формировать у учащихся действенные и системные знания, применять их в творческих условиях.

    2. Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную работу. Продолжать освоение перспективных технологий, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся, с целью эффективного преподавания русского языка и литературы.

    3. Обновление оформления учебного кабинета русского языка и литературы и оснащение его современными техническими и компьютерными средствами обучения.

    4. Создание банка справочных материалов по русскому языку и литературе для 5 – 11 классов в едином стиле и формате.