СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ педагогической работы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Самоанализ  педагогической деятельности учителя русского языка и литературы 

МКОУ « Рождественская СОШ»  Соиной Ирины Павловны.

Мое педагогическое кредо: «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми». ( Оскар Уайльд).

Мой девиз: Добро нести, добру учить,

                   Добиться цели через трудности.

                   Любовью истине служить-

                   Я называю это мудростью.

Просмотр содержимого документа
«самоанализ педагогической работы»

Самоанализ


педагогической деятельности учителя русского языка и литературы


МКОУ « Рождественская СОШ» Соиной Ирины Павловны.


Мое педагогическое кредо: «Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми». ( Оскар Уайльд).

Мой девиз: Добро нести, добру учить,

Добиться цели через трудности.

Любовью истине служить-

Я называю это мудростью.


Работаю в школе с 1982 года, имею педагогический стаж 37лет, высшее образование (Борисоглебский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы, 1988год). Последнее повышение квалификации в 2015 году по теме «Принципы и приемы редактирования текста в процессе работы над сочинением». И «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта» . Имею первую квалификационную категорию. Работаю по Программам для общеобразовательных учреждений Министерства образования РФ, 2008 г., комплект учебников под редакцией Бабайцевой В.В.

.


Со времени последней аттестации я работаю над темой «Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка «. Анализ контрольных работ показывает, что большинство учащихся 5-9 классов допускает ошибки в правописании безударных гласных корня. Мною сделана попытка объединить разрозненные приемы работы над ошибками этого типа и создать систему в работе по предупреждению и исправлению ошибок в словах с безударными гласными в корне. Прежде всего я проанализировала причины ошибок на это, казалось бы, самое простое и известное всем правило. Они в следующем:

-некоторые учащиеся не видят орфограммы даже тогда, когда на это специально обращается их внимание;

-другие дети не могут подобрать однокоренные или проверочные слова;

-многие учащиеся орфограмму найти могут, правило знают, но во время письма эти знания и умения не применяют.

Учет этих трудностей и был положен в основу системы работы над безударными гласными. Взяла себе за правило на каждом уроке хотя бы одну минуту уделять внимание правописанию слов с безударными гласными (включать их в различные диктанты, разбирать по составу и т.д.) Конечно, систему работы по этой теме надо начинать с первого класса, о чем договариваемся с учителями начальных классов, и продолжать до девятого класса. Часто использую игру «Кто больше подберет однокоренных слов?», которая всегда проходит очень живо, заинтересованно. Постоянно проводится разбор по составу, для которого тоже подбираю слова с безударными гласными. Для предупреждения и преодоления ошибок в правописании безударных гласных использую различные приемы:

1.Для слабых и средних учащихся готовлю карточки-консультации, на одной стороне которых указывается способ проверки, а на другой даются упражнения для тренировки. (Например, указываются такие способы проверки, как : «Замени единственное число множественным» и наоборот, «Добавь суффикс», «Отбрось суффикс», «У глаголов измени время», «Подбери слово другой части речи, сохранив тот же корень», «Запомни сложносокращенные слова, которые помогают проверить безударную гласную».

2. Особое внимание уделяется словам, корни которых сходны по звучанию (слизать – слезать, покарать – покорить, обижать – обежать и т.д.) С такими словами составляем словосочетания, предложения, подбираем цепочки однокоренных слов к каждому из двух данных.

3.Для слабых учеников слова, в которых они допустили ошибки, записываю на закладках для учебников. Закладку ученик держит у себя неделю, затем возвращает ее учителю, который проверяет, как он усвоил выписанные для него слова.

4.Постоянно использую сигнальные карточки.

5.В течение длительного периода в конце каждого урока ученики находят и подчеркивают в тексте, который был записан на уроке, слова с безударной гласной (сначала два – три, затем больше), а на полях записывают проверочные слова. Таким же заданием можно усложнить и домашнее задание.

6.Систематически провожу диктанты «По следам ошибок».

7.Легче запоминаются слова с безударными гласными, если учитель дает сведения по этимологии слов.


Актуальность темы обусловлена еще и следующим. В среднем звене русский язык является одним из основных предметов. Знание каждого предмета усваивается ребенком через слово.

И если ребенок не привык вникать в смысл слова, не умеет им пользоваться, он будет отставать в изучении любого предмета. Задача учителя и состоит в том, чтобы научить детей осмысленно говорить, читать и писать, прививать любовь к чтению книг, интерес к речи, к слову.


В настоящее время работаю в 5,6,10 классах. Классы большие, состав их неоднороден. Большинство детей предоставлены самим себе, где нет контроля и некому оказать помощь в приготовлении уроков. Детям трудно грамотно выражать свои мысли, в речи зачастую отсутствует логика, ясность, выразительность. Поэтому моя роль как учителя - на всех уроках создавать для учеников атмосферу заинтересованности в изучении предмета, доверия учеников к учителю и друг другу, т.к. основная работа переносится в класс. Для создания таких условий руководствуюсь принципами:

1.принимать ребенка таким, какой он есть;

2.нести полную ответственность за него;

3.не оставаться равнодушным к его победам и неудачам;

4. поддерживать и помогать ребенку в трудной ситуации.


Главную цель своей работы вижу в следующем:

-формирование высоконравственной личности,

- обучение детей осознанному чтению, письму, правильной речи,

- привитие учащимся ответственного отношения к учебе.

Исходя из данной цели, мне необходимо решить следующие задачи:


1.формировать у учащихся навыки грамотного письма,

2.развивать у детей основные виды речевой деятельности

4.развивать у детей творческие способности;

5.создавать на уроках условия для сотрудничества учеников и учителя;

6.совершенствовать приемы активизации познавательной деятельности учащихся.


При обучении русскому языку придерживаюсь следующих принципов:


1.доступность изложения материала,

2.учет индивидуальных особенностей учащихся и развитие самостоятельности, 3 . 3.развивающая направленность обучения,

4.повышение уровня сознательности чтения, речи.


При отборе содержания учебного материала учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: природные задатки, личностные качества, настроение. Так как у большинства моих детей неустойчивое внимание, в свои уроки обязательно включаю игровые элементы познавательного характера на всех этапах урока. Применяю следующие виды работ:

- работа с учебником;

-работа с различными словарями;

-применение плакатов, таблиц;

-работа с карточками по изученной теме.


Благодаря введению в урок игровых приемов, лучше идет усвоение нового и закрепление уже изученного материала, повышается интерес к изучению русского языка, более доступно усваивается теоретический материал.

Стараюсь создавать на уроке ситуацию успеха, чтобы ребенок чувствовал себя успешным в познавательном процессе. Использую в работе различные формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах. Например, для словарных диктантов используются взаимодиктанты с взаимопроверкой, взаимодиктанты с самопроверкой и др., это позволяет учащимся лучше усваивать материал, контролировать свои знания и знания своих товарищей, способствует умению переживать

за неудачи напарника, радоваться его успехам. Классы у нас небольшие (в пятом - семь, в шестом - два, в восьмом - пять) так что основная работа получается индивидуальной. Использую, где возможно, и групповой метод работы. В группе работаем в таком порядке:

1.чтение и разбор задания;

2.выполнение задания, обсуждение;

3.выводы.

Например, в пятом классе по теме «Лексика» даю задание: определить, являются ли омонимами слова: косяк двери и косяк журавлей, вода стекла по желобу и много битого стекла, потолок картошку и беленый потолок. В восьмом классе даю задания по определению видов предложений, по расстановке знаков препинания и т.д.

Применяю дифференцированный подход. Такая работа доступна и посильна всем учащимся, так как для каждого подобраны такие задания, которые соответствуют уровню их способностей.

Много внимания уделяю работе над устной речью. Изучая новые слова, проговариваем их по слогам, обращаю внимание на правильное произношение, где возможно, говорим об этимологии, составляем предложения с этими словами, словарные статьи и т.п. Успехи детей в развитии связной речи способствуют повышению орфографической грамотности. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Работа над выразительностью речи, над обогащением словарного запаса, над словосочетанием, предложением, текстом - основное содержание уроков русского языка. Для развития речи

использую различные приемы, игры: «Угадай слово», «Четвертый лишний», «Кто больше?» и др.,

игры- путешествия, экскурсии, творческие игры; использую отдельные игровые моменты:

определи часть речи, если слово обозначает…, изменяется по…, в предложении является…, занимательные упражнения: загадки, ребусы, кроссворды, шарады, проблемные ситуации, например, являются ли однокоренными слова: проводить, проводка, проводник, водяной, водительские.


Провожу внеклассную работу по предмету. Цель этой работы:

- воспитывать интерес к предмету,

-повышать уровень языкового развития школьников,

- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала.

В 2015 году провела Неделю русского языка, викторину «Праздник фразеологизмов», разгадывание кроссвордов,ребусов по русскому языку и литературе , готовила олимпиады по этим предметам. Моя ученица Жарикова Юлия заняла 2-е место в районном конкурсе. 2015 год-особенный.В этом году вся страна праздновала 70-летие Победы. Мой ученик Антонов Павел занял 1-е место в областном конкурсе « Подвиг великий и вечный». Также проводила открытый урок по литературе в 5 классе по рассказу И. Тургенева « Муму». В декабре 2015 г. провела открытый урок по стихотворению Н. А. Некрасове «Железная дорога» в 6-м классе.


Большую роль в обучении играет положительная мотивация. Достигаю ее путем

-введения интересных фактов,

- разнообразной структуры уроков,

-введения новых видов деятельности, элементов игры, соревнования,

-формирования представления о значимости изучения русского языка.


Для измерения результатов своей деятельности применяю следующие методы:


-самостоятельные работы для учащихся разного уровня развития;

-объяснительные диктанты;

-контрольные словарные диктанты;

-проверочные диктанты;

-тематические контрольные диктанты с заданиями и без;

-контрольные диктанты за четверть, годовые;

-обучающие изложения;

-контрольные изложения, а также изложения с элементами сочинения;

-сочинения-миниатюры;

-сочинения различного типа;

-административные контрольные работы;

-контрольные работы по текстам РМК;

-общие и дифференцированные домашние задания;

-тесты.


Результатами своей работы считаю следующее:


1.У учащихся сформирован интерес к изучению русского языка.

2.На протяжении нескольких лет по предмету не было неуспевающих.

3.Все учащиеся сдают выпускные экзамены.