СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ профессиональной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ профессиональной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ профессиональной деятельности»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.


Черных Юлия Сергеевна, 1974 года рождения, образование высшее, окончила в 1997 году Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова по специальности «Педагогика и методика начального образования и музыка». В должности воспитателя в ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида работаю 20 лет. За эти годы было 2 выпуска. В 2015 году по итогам аттестации была присвоена высшая квалификационная категория. В данное время работаю воспитателем с детьми старшей возрастной группы.

Введение. Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от воспитателя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение педагогом образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Воспитательная работа - важнейшая и неотъемлемая часть образования, на которую обращается самое пристальное внимание, особенно сегодня в связи со сложнейшей социально - экономической обстановкой в стране. Будущее нашей страны определяется уровнем воспитанности наших детей, их обучения, физического и духовного развития, гражданского становления. Концепция воспитательной системы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната рассматривает воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.

Программа развития СКОШИ №62 III-IV вида предусматривает создание условий для реализации специальной (коррекционной) образовательной программы для обучения и воспитания детей с нарушением зрения с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологический реабилитации, обеспечение всестороннего и полного развития личности слепого и слабовидящего школьника, овладение опытом социального поведения.

Система воспитательной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе – интернате охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (самоподготовка, досуг, КТД), разнообразную деятельность и общение за пределами интерната, влияние социальной среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Школа строит воспитательную работу на основе создания педагогических условий для саморазвития воспитанника, самоактуализации воспитанника, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов, используя опыт создания условий для самореализации ребенка в работах В.Сухомлинского(школа радости), Ш.А. Амонашвили (школа удовлетворения в любви, И. Кона (удовлетворение потребности в уважении, признании взрослости), А.В. Петровского (в удовлетворении потребности быть личностью), А.В. Мудрика (удовлетворение потребности в самореализации).

Принцип деятельностного подхода к воспитанию - это краеугольный камень педагогики в нашей школе, так как только в деятельности происходит развитие ребенка. В деятельности он познает себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими. Приобретает жизненный опыт и нравственные ценности, учится защищать себя и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и самореализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни.

Процессы становления личности в основном идут через социализацию и саморазвитие. Воспитательная система в интернате создает условия для саморазвития и самовоспитания учащихся, обеспечивая самореализацию генетического, психического и социального потенциала каждого воспитанника.

Основные цели воспитательной деятельности школы

  • Формирование социально – адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения, способных интегрировать в зрячее общество.

  • Развитие познавательных интересов, потребностей.

  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

  • Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.

  • Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшие условия благополучной социализации и самореализации в грядущей взрослой жизни.

  • Воспитание чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение радостному проживанию жизни, каждой ее минуты

Ученическое самоуправление, обеспечивающее формирование активной жизненной позиции учащегося, приучающее его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.


• Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми.

Цели моей профессиональной деятельности согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения и включают: создание коррекционно- развивающей среды, способствующей максимальному развитию личности, удовлетворению образовательных и творческих потребностей каждого ребёнка; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации детей с глубокими нарушениями зрения к новым социальным условиям, освоение ими как общеучебных знаний, так и навыков жизненной компетентности, способствующих их социальной реабилитации.

Основными задачами по достижению данной цели являются:

1) Индивидуальное сопровождение обучающегося в образовательном пространстве школы на основе социально-психолого-педагогического изучения особенностей его развития, направленное на повышение качества учебно-воспитательного процесса, на раскрытие возможностей ученика с целью адаптации к жизни в социуме;

2 Создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом;

3) Организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения;

4) Развитие основ профессиональной деятельности в плане формирования продуктивной работоспособности на основе учета мотивационных, потребностных и целевых установок.

5) Формирование потребности к здоровому образу жизни школьников как основы здорового жизненного стиля обучающихся, воспитанников, как условия их социально- психологической адаптации, духовно – нравственного развития.

Следует отметить, что вследствие ограниченности сенсорной системы незрячие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни.

От успешного решения этих проблем в период обучения и воспитания в школе зависит дальнейшая интеграция в обществе данной категории граждан: их психическое и социальное благополучие, качество личной и общественной жизни, дальнейшая профессиональная и учебная деятельность.

Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, выбираю такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Технологии, применяемые мною, способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально– личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей.

В своей работе применяю разнообразные методы и приемы ведения и планирования воспитательной работы, подобранные с учетом дефектологических отклонений у детей с нарушением зрения, основанных на принципах личностно – ориентированного подхода, связи воспитания с жизнью, единства воспитательных воздействий, учета возрастных и индивидуальных особенностей, сочетания уважения и требования к личности, которые позволяют достигнуть цели воспитания - обеспечить всестороннее и полное развитие слепого и слабовидящего школьника, развивать механизмы продуктивного общения, творческого мышления, способствующих овладению воспитанниками основными моделями коммуникативного поведения соответствующей возрастной группы, безболезненной адаптации воспитанников в социуме. В соответствии с Программой развития школы, работу по воспитанию нравственного здоровья школьников осуществляю по следующим направлениям:

  • Трудовое воспитание

  • Личностное развитие. Основы социализации и общения

  • Основы гражданского самопознания

  • Основы жизнеобеспечения

  • Творческое развитие

Планируя воспитательную работу, я учитываю

а) мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы

б) особенности характера и недостатки ребенка;

в) структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка;

Наиболее эффективной является деятельность, вовлекающая детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у него систему ценностных отношений. Для меня очень важен момент включения ребенка в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно- тактильная), разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая) и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые и должен опираться педагог в своем общении с воспитанником. Именно опора на сохранные анализаторы позволяет вовлечь ребенка с нарушением зрения в активную деятельность, через которую воспитатель постепенно будет превращать индивида из субъекта потребляющего в субъект производящий.

В своей работе использую как групповые, так и индивидуальные формы и методы работы с воспитанниками:

• проведение воспитательских часов по всем направлениям в форме бесед, диспутов, диалогов, проблемно – ситуационных практикумов т.п. c использованием

специальных тифлосредств, объемных изображений и др. других средств и приемов для подачи материала для детей, учитывая зрительные возможности воспитанников;

• провожу систематическую работу по профессиональному самоопределению подростков в виде бесед, тестирования, экскурсий.

• привлекаю к активному участию и подготовке групповых и массовых мероприятий по методике КТД, индивидуальному участию в конкурсах школьного, городского ,республиканского и всероссийского значения;

• организую досуг: посещение кружков, библиотеки, экскурсии, выходы, выезды, занятия по интересам;

• создаю условия для развития ученического самоуправления.

• по результатам реализации программы по воспитательной работе провожу диагностическую работу, которая помогает точно определить и спрогнозировать индивидуальный путь развития, проанализировать его уровень и темп, более результативно выстроить воспитательный процесс.

При проведении всего комплекса воспитательной работы учитываю как общепедагогические принципы, так и тифлопедагогические: коррекционная направленность обучения и воспитания, взаимосвязь и взаимозависимость вторичных отклонений в развитии и компенсации дефекта, дифференциация, индивидуализация, комплексный подход к реализации потенциальных возможностей детей в обучении, воспитании и развитии.

Коррекционное направление занимает особое место в моей педагогической работе со слепыми и слабовидящими детьми, определяя пути и средства коррекционно- развивающей работы, как в урочное, так и во внеурочное время.

В своей работе опираюсь на исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка, которые были разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, А.Г. Литваком, В.И. Лубовским, И.С. Моргулисом, Л.И. Солнцевой, Л.И.Плаксиной

Содержание и дидактические приемы коррекционной работы строю дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия материала.

Воспитание - творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.

Основные направлениями создания коррекционно-развивающей среды, в работе на которые опираюсь:

- создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, участка школы, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и пр. с меняющимся дизайном; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;

- создание информационной службы школы, постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом ,видеотеки, фотоматериалов т.д. Информационная среда подвластна организации. Средовое влияние, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным, культурным окружением, становится коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности;

- разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий с учетом офтальмо – гигиенических требований и создание из них научно- методической базы, в том числе средствами ИКТ, которой мог бы пользоваться любой воспитатель;

- создание психолого-педагогического обоснования моей работы с учетом моих личностных особенностей, склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит (вышивать, печь пироги, петь, играть на музыкальных инструментах, играть в футбол, работать на огороде и пр.) и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт, обогащая свой( преодоление вербализма знаний, обогащение их чувственным опытом)

- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации ( куклотерапия, игротерапия, арттерапия, музыкотерапия и т.п.).

- формирование навыков ориентировки в пространстве, развития осязания и мелкой моторики, навыков социально– бытовой ориентировки в результате ежедневной ненавязчивой индивидуальной и групповой работы.

Содержание и дидактические приемы коррекционной работы строю дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия материала, направленными на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, поведенческой сферы, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения.

Очень важным направлением проводимой мною коррекционной работы является воспитание воли, волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, организованности и т.п . Стараюсь организовать процесс общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы в ходе него исправлялись, нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.

В организации воспитательного процесса особенно большое внимание уделяю гражданскому и духовному развитию школьников, формированию у них современного мышления, построенного на принципах культуросообразности, природосообразности и толерантности. Ребята моей группы приняли активное участие в акциях «Напиши письмо ветерану», в акции «Помощь бездомным животным», выездных концертах для ветеранов, для инвалидов ВОС и др.

Применение ИКТ –технологий.

Ценным помощником в моей работе является применение ИКТ – технологий, которые позволяют сделать воспитательские часы, общешкольные мероприятия более содержательными, насыщенными, зрелищными, интересными, динамичными, доступными для всех учеников. Вместе с ребятами мы готовим яркие презентации к мероприятиям, творческие отчеты, проекты, во время самоподготовки воспитанники самостоятельно могут найти необходимую информацию по предметам. Компьютерные технологии повышают и стимулируют интерес ребят к занятиям; активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности; позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда; предоставляют детям возможность самостоятельного поиска материалов; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

Для осуществления педагогической деятельности и реализации поставленных целей и задач обучения и воспитания в школе созданы необходимые условия: компьютерный класс, фонокласс, есть тактильный Брайлевский дисплей, Брайлевский принтер, электронное увеличительное устройство, цифровой планшет, проектор, тифлоплееры, преобразователь световых сигналов в звуковые.

Компьютерные технологии оказывают и определённое воспитательное воздействие на воспитанника: применение информационных технологий снимает у ребенка страх самовыражения, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений и делает процесс воспитания эмоционально-позитивным и комфортным, а компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всём её протяжении.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) помогают мне в активном информационном взаимодействии между участниками образовательного процесса, являются эффективным технологическим средством творческой проектной деятельности учащихся.


«Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя»

В.С. Сухомлинский

Использование здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в моей работе, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Систематическая работа по охране зрения является необходимым направлением коррекционной работы, проводимой мною. В связи с этим уделяю особое внимание проведению упражнений для снятия зрительного утомления во время самоподготовки, воспитательского часа, используя методики Базарного, Норбекова, регулирования зрительной нагрузки с учетом рекомендаций врача – офтальмолога. В зависимости от диагноза ученика определяю его место посадки в кабинете на самоподготовке, воспитательских часах. Ближе к источнику естественного освещения (окну) или дальше. Освещённость поверхности рабочего стола 500 люк, при проведении практических работ

- до 1500 люк. На всех столах во время проведения самоподготовки стоят настольные лампы. Слежу за соблюдением допустимой зрительной нагрузки в зависимости от диагноза ученика, чередую работу с отдыхом, провожу физкультпаузы с применением музыкального сопровождения, в том числе и под аккомпанемент фортепиано (владею сама).

Разработка и внедрение здоровьесберегающих программ.

Формирование ценности ЗОЖ и развитие установки на правильное поведение в соответствующих жизненных обстоятельствах является актуальным для дальнейшей адаптации и интеграции в общество воспитанника с особыми образовательными возможностями. Отношение подростков к проблеме ЗОЖ неодинаково, что усложняет задачу профилактической работы, так как приходится не только формировать адекватные установки, но и корректировать уже сложившиеся стереотипы поведения, навязанного современным обществом. Учитываю в работе не только специфические особенности детей с ограниченными возможностями по зрению, но и присущий, как и всем детям, подростковый негативизм, недоверие к миру взрослых, стремление оградить от их вмешательства в свою личную жизнь.

Из всего изложенного очевидно, что ЗОЖ является проблемой многофакторной, полиструктурной и междисциплинарной в плане учебно-воспитательного процесса, и ее

решении должен превалировать комплексный подход.

Основные направления организации учебно-воспитательной деятельности воспитанников, обеспечивающие становление культуры ЗОЖ, включают формирование: знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно – ценностных ориентаций, физической культуры, социально – духовных ценностей; приобщения к оздоровительной деятельности, которые экстраполируются в общую культуру личности школьника.

При этом к основным элементам формирования здорового образа жизни воспитанника относят все значимые направления моей работы:

• организацию режима питания, сна, пребывания на свежем воздухе, учебной и внеурочной деятельности, отвечающую санитарно- гигиеническим и офтальмологическим требованиям;

• организацию индивидуального целесообразного режима двигательной активности с учетом первичного дефекта и вторичных отклонений состояния здоровья воспитанника;

• содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность;

• профилактика вредных привычек (алкоголь, курение, токсикомания и др.);

• культуру межличностного общения и поведения в коллективе;

• культуру самоуправления и самоорганизации.

Все перечисленные элементы ЗОЖ проецируются на личность воспитанника, ее жизнедеятельные планы, цели, запросы, поведение.

Здоровьесберегающие программы, разработанные мною, формируют представления о ЗОЖ, его целесообразности, убеждают подростка в ценности физической безопасности своей и других людей, формируя устойчивые ценные установки на здоровый образ жизни. Учат предвидеть последствия своих и чужих действий, наносящих ущерб здоровью, избегать или минимизировать риск. Выявлять свои сильные и слабые стороны, развивать способности и привычку к самоконтролю и самоанализу, отличать истину от заблуждений, критически и эмоционально положительно оценивать уровень достижения результата. Способствуют сохранению и укреплению остаточного зрения, физического и нравственного здоровья, духовного развития воспитанников.

Большое внимание в работе уделяю спортивно – оздоровительной деятельности воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Ежегодно являюсь организатором традиционных спортивно – оздоровительных мероприятий, проводимых в ознаменование декады Дружбы(ко дню инвалидов),ко Дню Победы. Это

ежегодный спортивный праздник « Здоровье - здорово!», «Полоса препятствий», «Веселые старты», « Смотр строя и песни», различные соревнования, эстафеты, где задействую не только ребят своей группы, но и всех воспитанников школы.

Воспитательный процесс у подростков , с которыми я работаю, имеет свои особенности. С одной стороны - это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации. С другой стороны - он может привести к положительному результату только, если вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию. А это возможно, при условии осуществления разнообразной творческой деятельности. Вовлечение детей в активную творческую деятельность – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Как создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, как помочь раскрыться способностям каждого воспитанника? Эти задачи успешно решаются через организацию работы кукольного театра, где формируются навыки общения, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое воображение и речь обучающихся.

Для целенаправленной работы по данному направлению мной разработана и реализуется в практической деятельности авторская образовательная программа кукольный театр «Сказочная страна» Именно театрализованная деятельность как динамическая целостность позволяет мне осуществлять воспитательный процесс комплексно, в единстве его нравственных, трудовых, познавательных и эстетических вопросов.

Организация творческого процесса в театральном коллективе способствует формированию ключевых компетенций моих воспитанников. Компетенции для ученика – это образ его будущего.

Главная компетенция, которую формирует театр – коммуникативная. Она включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Во время работы над театральными проектами происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.

Театральная деятельность повышает мотивацию учеников, способствуя формированию учебно-познавательной компетенции. Учебно-познавательная компетенция — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. На этапе постановки спектакля ребенок овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

На этапе создания спектакля, при обсуждении характеров действующих героев может происходить переоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов. При этом формируется ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория воспитанника и программа его жизнедеятельности в целом.

Участие в постановках кукольного спектакля заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театральная деятельность помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.

При создании декораций и реквизитов для спектакля развивается общекультурная компетенция. Она включает круг вопросов, по отношению к которым подросток должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

Кукольный театр – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Тем самым развивается его социально -трудовая компетенция, которая включает в себя владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей. Учащийся овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Именно кукольный театр становится тем местом, где происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный и воспитательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей учащихся.

Основные направления работы -театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, работа над спектаклем, основы театральной культуры,

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - ознакомление с литературным произведением, распределением ролей, показ способа действия, так и практические занятия – подготовка и проведение кукольных спектаклей. Доминантной формой обучения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи). Структура занятия зависит от цели, каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру Какой бы ни была форма занятия, при его проведении стараюсь, чтобы оно было познавательным, интересным и приносило радость, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.

При организации театрализованных занятий использую практические методы и приемы обучения: метод игровой импровизации специальные коррекционные упражнения на развитие высших психических функций, мелкой моторики; метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Из словесных методов применяю рассказ и чтение, беседа, разучивание произведений устного народного творчества. Все методы и приемы использую в комплексе, что позволяет дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение. Упражнения и игры соответствуют уровню развития и подготовленности детей с нарушениями зрения, их индивидуальным возможностям и способностям, способствуют коррекции вторичных отклонений.

Дети знакомятся с различными видами кукол их устройством с правилами работы с куклой, учатся ориентироваться в сценическом пространстве, двигаться за ширмой.

Использую различные игры, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве, координацию. На занятиях развивается и оберегается слуховое восприятие, так как оно играет важную роль для слабовидящих при ориентации в пространстве и движении. Проводятся отдельные занятия по определению характера театральных шумов( транспортные шумы, шумы сельской местности, природные шумы)-все это способствует формированию звукового опыта, что позволяет улучшить восприятие спектаклей в театре.

Важной и неотъемлемой частью является работа по развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук. Применяю разнообразные пальчиковые игры, так же развитие тактильных ощущений осуществляется в процессе изготовления. атрибутов, элементов декораций, к спектаклям, дети знакомятся с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которого они сделаны (резиновый, деревянный, бумажный, кожаный), определяют величину и форму предмета. Благоприятное воздействие на развитие пальцев рук оказывает изобразительная деятельность ( лепка и рисование) а также работа с ножницами.

Процесс общения очень часто вызывает у детей с ограниченными возможностями зрения чувство неуверенности и переживания от того, как их воспринимают окружающие. Трудности в овладении неречевыми средствами общения усложняют коммуникационную деятельность, а значит затрудняют адаптацию учащихся с глубокой патологией зрения .Поэтому большое внимание на занятиях уделяю развитию мимики и пантомимики, что позволяет детям овладевать навыками культурного поведения в свободной практической деятельности, помогает оставить свои привычные, специфические движения, жесты, мимику и усваивать общепринятые манеры. С помощью мимики и жестов дети учатся различать, и передавать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей. разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх), этюды на выражение определенных чувств -радости и удовольствия.

В работе над спектаклем использую игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, логикой речи. При работе над текстом дети учатся передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно – образную речь. Использую игры со словом, развивающие творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения и игры помогают детям сформировать правильное произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон и силу голоса, темп речи), а также развивать воображение, умение представить то, о чём говориться, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее. Вербализм речи и формализм словесных обозначений, столь характерный для слабовидящих, преодолевается в работе над ролью, путем коррекционной работы, направленной на обогащение и конкретизацию речи. Важную роль играет работа по уточнению и углублению понимания значения слов.

Использование в работе информационных технологий позволяет мне дополнить содержание и методику работы по театрализованной деятельности, увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта воспитанников. Особенно в тех случаях, когда в реальной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К примеру, демонстрация игры актеров, выразительных приемов передачи особенностей роли. Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы. Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и способствует повышению уровня развития творческих способностей детей. В содержание театрализованной деятельности с использованием ИКТ включаю:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• упражнения на развитие детской пластики;

• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• театральные этюды;

• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Для развития творческой индивидуальности воспитанников, большое внимание уделяю в своей работе музыкальному воспитанию. Способствую развитию интереса к пению и танцу ,изодеятельности и декоративно – прикладному искусству, учу слушать и слышать музыку. Сама, имея специальное образование , пою., играю на фортепиано, гитаре. Учу ребят раскрывать в себе разные таланты, развивая художественно – эстетический вкус. Являюсь не только организатором и направляющим, но прежде всего, активным участником всех видов детской деятельности, побуждая их к эмоциональному и речевому общению, формируя у них навыки неречевого общения ( т.е. умения активно и адекватно использовать жесты, мимику, пантомимику).

К средствам, воздействующим на эстетические чувства, относятся все виды культурно-просветительной работы, культивируемые в школе.

Для реализации творческого потенциала в изодеятельности ежегодно привлекаю воспитанников к участию в конкурсах стенных газет, оформлению праздников, интерьера спальни, класса, школы, изготовлению костюмов к мероприятиям, способствую активному участию в конкурсах и выставках изодеятельности и декоративно – прикладного искусства различного уровня.

Создаю и поддерживаю в группе климат психологического комфорта, уделяю большое внимание межличностным отношениям среди воспитанников. Придерживаюсь в своей работе демократического стиля воспитания. К каждому ребенку группы нахожу свой подход, что позволяет установить доверительные отношения с детьми, которые в свою очередь уверены, что я всегда помогу в любой ситуации или при решении какой- то проблемы.

Мои ребята в большинстве своем активно принимают участие в жизни школы и класса, общешкольных мероприятиях, проявляя инициативу и творчество. Неоднократно занимали призовые места в конкурсах школьного, городского ,республиканского и всероссийского значения (см. таблицу достижения воспитанников в межаттестационный период).

К новому году с воспитанниками своей группы ежегодно ставлю интересные тематические спектакли. Учащиеся активно и творчески подходят к реализации этих проектов, с удовольствием принимая эту форму проведения новогоднего мероприятия.

С 2013 года являюсь руководителем ДЮП школы. В составе 10 учащихся в возрасте 12-14 лет. Деятельность ДЮП ведётся по трём направлениям:

- Информационно- разъяснительное: пропаганда пожарной безопасности среди учащихся школы (юные пожарные проводят беседы, лекции, выпускают памятки, листовки, стенгазеты.)

- Творческое направление:( проведение конкурсов, викторин, выступление агитбригады

подготовка спектаклей по тематике ПБ.)

- Теоретическое: (изучение первичных средств пожаротушения, изучение пожарной техники, пожарного вооружения, изучение пожарно-прикладного спорта и участие в проведении спортивных соревнований.

Осуществляю активное сотрудничество в сфере информационно-библиотечного обслуживания незрячих школьников с республиканской организацией ВОС, библиотекой, первичной организацией общества слепых города, библиотекой п. Восточный. Воспитанники группы являются постоянными и активными участниками культурно – досуговых, просветительских мероприятий проводимых школой совместно с библиотекой и обществом слепых, библиотекой п. Восточный. Ежегодно со своими воспитанниками участвую в постановке концерта ко дню пожилого человека , проводимого в первичной организации общества слепых города, концертных программ при проведении городского конкурса среди педагогов ДПЦ города «Самая лучшая мама на свете».

Воспитанники моей группы всегда выделяются своей неординарностью, сплоченностью, дружелюбием. Прослеживается положительная динамика развития коллектива в течение нескольких лет. Большую роль уделяю расширению социальных связей учащихся с окружающей жизнью. Различные экскурсии, выходы, проводимые мною способствуют преодолению изоляции школьников с нарушением зрения, что весьма ценно в плане социальной адаптации.

Формы совместной работы классного руководителя и воспитателя с коллективом группы, применяемые в работе:

Одним из важнейших вопросов организации работы интерната является взаимосвязь в работе воспитателей, учителей и классных руководителей (см. приложение). От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.

I – Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы, работа с учащимися «группы риска» (см. планирование в приложении к программе)

Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков группы и т.д.

II – Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, дневники наблюдения учащихся, личная беседа – средства такого обмена.

III – это совместная работа с родителями

IV –совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно- воспитательных мероприятий.

V – Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету, режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки

Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и классного руководителя, и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают мне основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в группе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Договариваемся с классным руководителем о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. Существенную помощь учителю и воспитателю в обмене рабочей информации, оказывает дневник взаимосвязи. В дневнике взаимосвязи учитель и воспитатель делают записи заданий, фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносят предложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы.

Работа с родителями.

В объединении усилий педагогов и меня, как воспитателя, большую роль играет совместная работа с родителями учащихся (см. планирование в приложении). Вместе с классным руководителем готовим и проводим родительские собрания, изучаем:

- домашние условия учащихся;

- устанавливаем с родителями хорошие деловые отношения;

- согласовываем индивидуальный подход к детям;

- ведем активную педагогическую пропаганду среди родителей;

- проводим индивидуальные беседы;

- совершаем совместные выходы.

Показателем слаженной работы меня, как воспитателя, классного руководителя, педагогов школы и родителей являются результаты социализации.

Результаты социализации:

Ученики успешно продолжают обучение в общеобразовательных школах;

Успешно сдают выпускные экзамены;

Мои выпускники получают профессиональное образование в ВУЗах: БГУ, ВСГТУ, в ССУЗах: педагогическом колледже, , лесопромышленном колледже, инженерно-педагогическом колледже, Читинском медицинском колледже.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!