Самоанализ работы учителя русского языка и литературы
над методической темой
в 2017 – 2018 учебном году
«Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что ты преподаёшь, и любить тех, кому ты это преподаёшь». (В.Ключевский)
В 2017-2018 учебном году была продолжена работа над методической темой «Интерпретация поэтических и прозаических текстов на уроках русского языка и литературы».
Когда начата работа над темой: 2016-2019 учебный год
Когда предполагается закончить работу над темой:
2019-2020 учебный год.
Актуальность темы.
В основе Концепции образования заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности ученика. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов, от процесса его самообразования.
Сформировать качественно новые образовательные результаты возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Создание собственного образовательного продукта, работа с различными источниками информации, другие виды деятельности обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.
Реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия.
Цель: повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы и развитие благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учебе.
Задачи самообразования по теме:
- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- изучить опыт педагогов, школы, города, страны;
- овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- вести мониторинг саморазвития школьников;
- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
- разработать систему изучения новых тем и контроля знаний учащихся в технологии деятельностного обучения;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля за знаниями учащихся;
- разработать систему контроля, диагностики и мониторинга развития личностной сферы - мониторинг познавательных интересов, диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
Изучение эффективных методов работы с учащимися, высокой мотивации и требующими коррекции знаний.
Научить применять каждого ученика стандартные знания в нестандартных ситуациях.
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
План мероприятий
Примерный срок (год) реализации
2018 - 2019г - Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Изучение методической литературы.
2016 – 2019гг. - Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, профессиональных газетах и журналах, внедрение в практику приёмом и методов развития критического мышления. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Внедрение в учебный процесс новых технологий, направленных на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, нового стиля общения.
- 2019 – 2020гг. - Внедрение в практику методов и форм компетентностного
- подхода на уроках литературы, новых технологий, направленных
- на развитие критического мышления, коммуникативных навыков. - Изучение эффективных методов работы с учащимися, требующими коррекции знаний в ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
- Обмен опытом по результатам самообразования;
В ходе самообразования в 2017 – 2018 уч. году изучена следующая литература:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
5. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа, 2004
6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru//
7. Приёмы и методы технологии критического мышления, обучение в группах.
- Литература по психологии.
- По ресурсам интернета - Изучение и применение новых образовательных технологий в работе учителей школы, региона, страны в области обучения и воспитания.
- Использование возможностей Интернет на уроке.
Результаты работы по теме самообразования
Созданы:
- Мультимедийные презентации для проведения уроков, внеклассных мероприятий;
- тестовые задания по всем темам русского языка и литературы в , 5, 6, 7, 8 классах;
- созданы диагностические работы по трудным темам орфографии и пунктуации;
- составлены разработки в электронном варианте и использованы в обучении русскому языку и литературе;
- усовершенствована система подготовки учащихся к экзаменам в форме ОГЭ;
- проведены срезы с помощью тестов, педагогических наблюдений на начальном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий, которые дали положительные результаты;
- разработана система контроля, диагностики и мониторинга развития личностной сферы;
- мониторинг познавательных интересов, диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития;
- представлен опыт (выступление перед коллегами на заседаниях ШМО и педагогическом совете) по темам:
- «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы».
- «Технология подготовки учащихся к устному ОГЭ по русскому языку.
- « Приёмы технологии развития критического мышления на уроках литературы». Проведёны открытые уроки литературы с использованием приёмов данной технологии.
- Представлены на сайтах Интернета 4 методические разработки из опыта работы.
- Созданы образовательные маршруты для обучающихся с высокой мотивацией и слабоуспевающих.
- Повысилась активность и результативность участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах по предмету на Всероссийском уровне.
- В ходе работы над темой удалось внедрить в учебный процесс технологию проблемно – диалогичекого обучения и приёмы развития критического мышления на уроках литературы, методы и формы компетентностного подхода на уроках.
. Как результат повышение интереса к предмету и качества знаний обучающихся.
3