САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Перед тем как приступить к рассмотрению данного вопроса, заметим – речь здесь пойдет именно о САМОанализе, который осуществляет школа. Это означает, что осуществляется он только для удовлетворения потребностей самой образовательной организации, а о его результатах она ни перед кем не отчитывается.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
И в Федеральном государственном образовательном стандарте, и в примерной программе воспитания целью воспитания провозглашается личностное развитие ребенка. А потому вполне логичным был бы и организуемый школой анализ достижения этой цели. Однако здесь не все так просто. Известно, что личностное развитие ребёнка происходит отнюдь не только в процессе воспитания, но и в ходе стихийной социализации, и в ходе его саморазвития. Поэтому выделить в его развитии результаты именно воспитания очень сложно. Правильнее было бы говорить не о результатах воспитания, а о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников в целом. Анализ этих результатов важен для того, чтобы педагоги могли понимать, над какими проблемами личностного развития детей им необходимо работать в школе. Критерием, на основе которого может осуществляться данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. А осуществлять его могут классные руководители совместно с заместителем директора по воспитательной работе. Изучать и анализировать результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников, на наш взгляд, лучше всего при помощи метода педагогического наблюдения. Это может быть наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребёнка в мир человеческих отношений или в организуемых педагогом беседах о тех или иных нравственных проблемах. Педагогическое наблюдение – хорошо себя зарекомендовавший, но, увы, несколько забытый сегодня метод изучения личности школьников. Его всё реже используют педагоги, о нем всё меньше говорят методисты, его упоминание нечасто встретишь в научных статьях и монографиях. А между тем наблюдение обладает рядом преимуществ по сравнению с анкетами, тестами, опросниками, которые сегодня столь популярны в массовой практике, и вот почему. Ребёнок развивается более интенсивно, чем взрослый. Его знания, отношения, опыт постоянно претерпевают изменения. Его картина мира динамична. А потому изучение личности при помощи анкет или тестов, дающих нам информацию о ребенке лишь как информацию «здесь и сейчас», становится проблематичным и не отражающим в должной мере динамику личностного развития школьников. Метод же наблюдения, если осуществлять его постоянно, дает нам постоянно меняющуюся информацию о личности ребенка и тем самым в большей мере отвечает особенностям развития школьников. Кроме того, работающий с детьми педагог непосредственно включён в повседневную школьную жизнь детей — таким образом, он осуществляет «включённое наблюдение» и, в отличие от анкет или тестов, «в состоянии регистрировать мелкие, кажущиеся незначительными факты, которые могут быть симптомами важных внутренних процессов, происходящих в личности» 12. И, наконец, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации школьниками вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы кто-то из детей интерпретирует совсем не так, как того ожидали разработчики анкет. В результате ответы этого ребёнка оцениваются неадекватно, и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии школьника. Итак, если педагог решился использовать метод наблюдения, то ему следует уделить особое внимание наблюдению за поведением ребёнка в ситуациях, которые побуждают его делать тот или иной ценностно окрашенный выбор. В таких ситуациях ребёнок оказывается довольно часто: списать домашнее задание или сделать самому, взять чужое или не взять, помочь или пройти мимо, сказать правду или солгать… В основе такого выбора далеко не всегда лежат соображения практического удобства, как это может показаться на первый взгляд. Очень часто основание такого выбора – ценности, которые разделяет ребёнок. Следовательно, наблюдение за его поведением в подобных ситуациях может дать педагогу представление о тех ценностях, которые актуальны для ребёнка в данный момент, и о том, как эти ценности представлены в его знаниях, в его отношениях, в его действиях. Рассмотрим эти ситуации чуть подробнее. Ситуация конфликта. Понаблюдайте за тем, как ведут себя ваши школьники во время конфликтов — друг с другом, с учащимися других классов, с учителями. Какие их личностные качества более всего проявляются в конфликте: чувство справедливости, умение идти на компромисс, умение прощать, злопамятство, безрассудство, злоба? Ситуация новичка. Как ребята в вашем классе встречают «новенького»? Заботятся о нём, равнодушны к нему, унижают его, устраивают ему всевозможные «проверки»? Как вообще принимают они другого человека? Ситуация соотнесения. Как ведут себя школьники во время соревнований, конкурсов, викторин и в прочих ситуациях, когда каждому приходится сравнивать себя с другими? Не проявляют ли высокомерие, самонадеянность, излишнюю агрессивность по отношению к сопернику? Умеют ли бороться, не сдаются ли, не опускают ли руки, заведомо считая соперника сильнее? Ситуация успеха. Как школьники переживают свои успехи и неудачи? В чём видят их причины? Способны ли они достойно пройти испытание «медными трубами»? Ситуация столкновения мнений. Дискуссии, дебаты, споры и прочие ситуации столкновения мнений также позволят лучше увидеть своих воспитанников — их взгляды на обсуждаемую проблему, отношение к чужим мнениям и к людям, которые их высказывают. Ситуация игры. Игра также предоставляет большие возможности для наблюдения за школьниками. Ведь поведение ребёнка в той или иной игровой роли определяется не только самой ролью, но и личностными качествами игрока. Фиксировать результаты педагогического наблюдения можно различными способами: вести специальный дневник, делать записи в блокноте, записывать на диктофон свои размышления и т.п. – то есть так, как удобно самим педагогам. Здесь нет и не должно быть общих для всех требований. По итогам своих наблюдений педагоги могут сделать выводы о тех проблемах личностного развития детей, над которыми им предстоит работать в дальнейшем. Формулируя эти проблемы, следует обратить внимание на следующее: - удовлетворены ли педагоги характером и объемом тех социально значимых знаний, которые они наблюдают у своих воспитанников, достаточен ли он для детей этого возраста? - удовлетворены ли педагоги характером отношения своих воспитанников к базовым общественным ценностям, какова направленность этого отношения (в детской группе оно преимущественно позитивное, негативное, равнодушное?), какова его устойчивость (оно преимущественно устойчиво или ситуативно, то есть имеет свойство меняться в зависимости от ситуации, в которой находятся дети)? - удовлетворены ли педагоги опытом участия своих воспитанников в социально значимых делах, которые они организовывали в школе? - какова общая динамика развития личности школьников за время наблюдений? - каковы наиболее острые проблемы, над чем предстоит работать в дальнейшем?
АНАЛИЗ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ШКОЛЕ
Поскольку воспитание осуществляется только в рамках совместной деятельности детей и взрослых, то логично было бы проанализировать характер этой деятельности: стала ли она в школе воспитывающей деятельностью? Другими словами, смогли ли педагоги в процессе реализации программы воспитания организовать ее таким образом, чтобы помимо своих обычных задач (досуговых, развлекательных, познавательных) эта деятельность решала еще и воспитательные задачи. А потому критерием, на основе которого может быть осуществлен такой анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляться анализ может совместно – заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и даже родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. В качестве вспомогательного инструмента здесь могут быть использованы беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, а при необходимости – и их анкетирование. Ниже представлен один из возможных вариантов анкеты13, которая поможет педагогам провести анализ состояния совместной деятельности детей и взрослых в школе. Ее структура повторяет структуру основного раздела программы воспитания и соотносится с теми ее 11-ю модулями, в которых раскрывается содержание совместной деятельности детей и взрослых. Тем, кто будет заполнять эту анкету, предлагается оценить качество организуемой в их школе совместной деятельности детей и взрослых: проводимых здесь общешкольных ключевых дел, совместной деятельности классных руководителей и их классов, организуемой здесь внеурочной деятельности, реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков, существующего в школе ученического самоуправления, деятельности функционирующих на базе школы детских общественных объединений, проводимых в школе экскурсий, экспедиций или походов, профориентационной работы школы, деятельности школьных медиа, совместной организации предметно-эстетической среды школы, взаимодействия школы и семей школьников. Заполнить эту анкету в конце учебного года можно предложить: - директору и его заместителям, курирующим в школе воспитательную работу; - нескольким (3, 4, 5 – на ваше усмотрение) педагогам, которые активно включены в воспитательную работу школы и имеют о ней свое собственное мнение (пусть и не всегда совпадающее с мнением школьной администрации); - нескольким (3, 4, 5 – на ваше усмотрение) родителям, но лишь в том случае, если они действительно хорошо знакомы со школой и тем, что в ней происходит; - нескольким (3, 4, 5 – на ваше усмотрение) старшеклассникам, которые также хорошо знакомы с тем, что происходит во всей школе, а не только в их собственном классе, и которые смогут дать свою оценку происходящему здесь. Разумеется, это все это будет субъективной оценкой администрации, педагогов, родителей и детей. Но именно субъективная оценка здесь и важна. Ведь это оценка тех, кто непосредственно вовлечен в деятельность школы. Именно их субъективное мнение и поможет обнаруживать ошибки, исправлять их, видеть перспективы и стремиться к ним. Ведь именно для этого (а не для формальных отчетов) и необходим самоанализ.
Итогом самоанализа результатов реализации школой своей программы воспитания может стать перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в дальнейшем, и, как его итог, – проект направленных на это управленческих решений