СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ Тема: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии гендерного воспитания».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ Тема: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии гендерного воспитания».»

Самоанализ

Тема: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии гендерного воспитания».

В настоящее время, внимание общества направлено на изучение условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. С момента появления на свет ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной. Общество оказывает влияние на человека, предлагая ему для воспроизведения строгие полотипичные модели поведения. Усвоив эти мoдели пoведения, челoвек осуществляет их на практике.

В современном oбществе искажаются традиционные модели мужского и женского поведения, а эталоны мужественности и женственности как никогда противоречивы. Ребенку дошкольного возраста сложно понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психолoгические качества и мoдели пoведения.

В отечественной педагогике и психологии проблема мужественности и женственности с раннего детства рассматривались видными ученными ещё в первой половине XX века (Блондский П.П., Каптерев П.Ф., Макаренко А.С., Рубинштейн М.М. и др.), но не получили должного внимания.

В последние десятилетия вопрос гендерного воспитания привлекают пристальное внимание специалистов, так Т.А. Репина, Т.В. Бендас, С.А..Марутян считают, что в содержании образовательной работы с детьми дошкольного возраста недостаточно учитываются гендерные особенности мальчиков и девочек.

Сегодня идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на ФГОС ДО. И одной из приоритетных задач в дошкольном образовании в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование гендерной принадлежности ребенка.

Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания детей дошкольного возраста является построение развивающей предметно-пространственной среды.

Для полноценного развития детей дошкольного возраста и в соответствии ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Развивающая предметно-пространственная среда предполагает наличие в детском саду разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; стимулирующих игровую, коммуникативную, двигательную и познавательно-исследовательскую активность детей.

В условиях нашего детского сада среда в группах ДО, с одной стороны, имеет собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства и зарождающихся половых склонностей и интересов, а с другой – дополняется новыми интерактивными элементами, обеспечивая зону ближайшего развития дошкольников. Благодаря особой интерактивной образовательной среде, созданной в детском саду, обеспечивается возможность решения педагогических и психологических задач в рамках образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» в том числе на интегративной основе.

Такая созданная интерактивная предметно-пространственная среда способствует развитию разных видов активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.

Организация предметно-развивающей среды в нашем ДО на основе гендерного подхода осуществляется с учётом психологических особенностей развития девочек и мальчиков, этапов развития гендерной идентичности, гендерного пространства группы.

Пространство групы организована в виде хорошо разграниченных зон. Приоритетной для дошкольников является игровая деятельность, в частности, сюжетно-ролевые игры, поэтому в группах созданы определенные условия в предметно-развивающей среде для подобного вида деятельности. В нашей группе специально оборудованы игровые зоны для девочек и мальчиков. Содержание зон одинаково оснащено Основная роль в гендерной социализации дошкольников принадлежит сюжетно-ролевой игре.

В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей – мужчин и женщин. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В игре дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружественную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение, коммуникабельность, стремление к самореализации, самовыражению. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу.

Таких игр много и вам они знакомы: « Дочки-матери », «У нас в гостях», «Идём в кукольный театр», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье именины», «Детский сад», «Салон красоты», «Супермаркет», «Ателье», «Скорая помощь».

Это игры, которые предпочитают девочки.

«Строители », «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Богатыри» - в эти игры активнее играют мальчики.

большим количеством материалов, как у девочек, так и у мальчиков. Сюжетно-ролевые игры пополнены атрибутами, костюмами (накидки для «Салона красоты», «Магазина», фуражки для инспекторов ДПС, жезлы, плащи-накидки и т. п). Все изготовлено руками воспитателей и родителей воспитанников. Так же для игр изготовлены различные макеты, например: «Kукольный дoмик», «Дoрoга», «Железная дорога», «Аэропорт» и т. д.

С учетом гендерного подхода, у нас в группе введены следующие элементы предметно-развивающей среды: 

- фотоальбомы: «Моя семья», «Девочки и мальчики в детском саду», «Наши мамы», «Наши папы», «Наши дедушки и бабушки», «Мои друзья»,

- сказки с иллюстрациями героев женского и мужского пола

- произведения о хороших и плохих поступках мальчиков и девочек

- иллюстрации к стихам о мальчиках и девочках

- альбомы: «Мальчишки-шалунишки», «Девочки – подружки»,  «Мужская и женская одежда», «Мужские профессии», «Женские профессии», «Женский портрет», «Мужской портрет», «Красота мужская и женская», «Домашний уют», «Виды спорта: женские и мужские»

- кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении)

- кукла с наборами сезонной одежды

- шаблоны фигурок детей, взрослого человека

- плоскостные фигурки девочки и мальчика с двигающимися ногами, руками, головой

- сюжетные картинки на тему «Семья», с иллюстрациями хорошего и плохого поведения человека

- блокнот с иллюстрациями к пословицам, поговоркам, загадкам, стихам о мальчиках и девочках

- ширма или плакат «Девчонки и мальчишки играют»

- выставки рисунков «Мои друзья»

- коллекции девочек («Бусы», «Календарики» и пр.)  

- коллекции мальчиков («Значки», «Марки», «Наклейки машин» и пр.

В группе представлены различные виды конструктора, начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений с разнообразными деталями, трансформеры, строительные блоки, как для мальчиков, так и для девочек.

В книжном уголке группы нами сделаны картотеки потешек. Подобраны подобранны различные энциклопедии отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.

Уголки изобразительной деятельности пополнены раскрасками и для девочек и для мальчиков, так же подобранны различные трафареты и штампы.

В уголках познавательного развития представлены игры и дидактический материал по интересам девочек и мальчиков. Много игр создано своими руками из подручных материалов, например: «Профессии для мужчин», «Профессии для женщин», «Наряди мальчика», «Наряди девочку».

Игры доступны детям с младшего возраста. Например, игра «Кто что носит». Детям предлагают рассмотреть следующие картинки (на наборное полотно выставляются картинки с изображением мужской и женской одежды). Нужно распределить предметы одежды на два мольберта: там, где нарисована девочка – предметы женской одежды, а там, где мальчик – предметы мужской одежды. (слушатели распределяют картинки к соответствующим схемам) .

Или, например, словесная игра «Кто что делает» (о мужских и женских обязанностях в семье). Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет «мама», ребёнок должен назвать слова-действия, относящиеся к обязанностям мамы.

Таких игр много и они всем знакомы. Это следующие игры: «Наши причёски», «Кем я буду и каким», «Найди правильно», «Наша семья», «Кому что нужно для работы», «Настроение», «Волшебный цветок», «Как я дома помогаю», «Кто я в семье», «Пожелания», «Благородные поступки» и другие.

Игры-занятия с куклами. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы.

«Накормим куклу Машу», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Куклы ждут гостей», Куклы заболели». Этот вид игр присутствует в младшем возрасте.

Имитационные игры.

Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Весёлый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Злобный мальчик» и т. д. Можно использовать при этом кубик (показ кубика с изображением лиц с разной мимикой) .

Таким образом, положительное влияние на детей во многом оказывает то, насколько целесообразно оборудована окружающая среда, от эффективности её наполнения. Специально созданная окружающая обстановка является фактором разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Вместе с тем вносимые коррективы в организацию предметно – развивающей среды с учетом гендерного подхода в группах, не означают соответствии с концепцией В.А. Петровского, а лишь являются дополнением, что способствует успешной социализации мальчиков и девочек к дальнейшей жизни.