СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ учителя начальных классов»

Самоанализ учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы - детского сада р.п. Чаадаевка


Беловой Натальи Геннадьевны


Я, Белова Наталья Геннадьевна, 12.04.1972 года рождения, учитель начальных классов, образование высшее, окончила Пензенский Государственный педагогический институт им.В.Г. Белинского в 1994 году по специальности: «Педагогика и методика начального образования», квалификация по диплому: учитель начальных классов. Стаж работы 16 лет, педагогический — 16 лет. Имею 1 квалификационную категорию.

В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь следующими документами:

Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «ОБ образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», Примерной основной образовательной программой образовательных учреждений. Как педагог, соблюдаю Конвенцию о правах ребенка.

За период работы у меня - 4 выпуска начальной школы: 2001 -2003уч.г.; 2003 - 2007уч.г; 2007- 2011уч.г; 2011 - 2015 уч.г.

На данный момент у меня 2 класс, в котором 26 учеников. Преподаю все предметы . Общая учебная нагрузка — 23 часа, внеурочная деятельность — 2 часа.

Уже шестой год работаю по программе УМК "Гармония". Ведь комплект –это не только программа, дающая возможность гармонично развиваться каждому ученику с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей – работа по этой программе стимулирует и деятельность учителя.

Обучение по УМК строится с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ориентируется на формирование компонентов учебной деятельности, на развитие умения, и желания детей учиться, на воспитание духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества. В программе много изюминок, о которых можно рассказывать очень долго. Встречаются, конечно, и проблемы, не всё бывает гладко, но самое главное – детям очень нравится учиться. Они с интересом и желанием ходят в школу. У школьников в процессе обучения в рамках проекта формируется учебная деятельность, т.е. ребёнка учат себя (учить + ся), осознавать свою ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.

УМК реализует в образовательном процессе право ребёнка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволят учесть индивидуальный темп и успешность каждого ученика, а также уровень его общего развития.

Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование у детей устойчивых познавательных интересов, потребности в овладении знаниями и умений приобретать знания самостоятельно.  Эта цель согласуется с методической темой нашей  школы «Повышение методического мастерства учителя путём изучения, применения и обобщения современных технологий  обучения и воспитания». УМК «Гармония» содержит в себе принципы развивающего обучения, но, в то же время, является доступным всем ученикам, независимо от уровня дошкольной подготовки.

Программа "Гармония" адаптирована к психологическим особенностям современного младшего школьника и методически грамотна. Программа обеспечена полным комплектом учебников и рабочих тетрадей с 1 по 4 класс. 

Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде.  И мне нравиться учиться.

Все пройденные курсы эффективные, полезные, те знания, которыё я получила на курсах, они мне очень помогаю в работе.

Являюсь членом педагогического клуба «Первое сентября».

Имею грамоты, благодарности и сертификаты.

Качество обучения во многом зависит от уровня учебной мотивации школьников.  Не у всех учеников моего класса учебная мотивация находиться на высоком уровне, и повышение её – это ещё одна важнейшая для меня задача. Решать  эту задачу помогает использование  технологии проблемного обучения. Создание проблемной ситуации в начале урока, позволяет возбудить у детей интерес к неизвестному, желание действовать, самостоятельно делать открытия, испытывать положительные эмоции и от самой деятельности и , конечно же, от полученного результата. Уже много лет я не даю знания в готовом виде, а организую на уроке  деятельность детей, в результате которой дети сами открывают новые знания. Полученные таким образом знания глубоко осмысленны, они уже не забудутся. В результате  индивидуальной и коллективной  деятельности у детей формируются очень ценные умения. Это умение принимать учебную задачу,  планировать свою деятельность, умение выразить свою мысль и услышать мнение товарищей, выделять главное, осуществлять само-  и  взаимоконтроль, формируется самостоятельность в суждениях, действиях. Для меня радостно видеть активность детей на уроке, участие каждого ребёнка в общей деятельности,  « горящие»  глаза детей, только что совершивших открытие.  На протяжении последних лет я имею стабильно высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике. В классах, где я работаю,  нет неуспевающих по итогам учебного года. За последние года в своей работе наблюдалась  положительная  динамика  учебных  достижений  учащихся:  при  100%  успеваемости  качество  обучения  составляет от 60% до 75 %.

Одним из главных результатов работы считаю динамику качества знаний учащихся по предметам. Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся   за истекшие 2012– 2017гг. по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру видно, что качество знаний  по русскому языку повысилось на 18%; по математике – на 22%, по литературному чтению - на 21%, по окружающему миру – на 16%

В своей работе осуществляю контроль знаний учащихся, используя разные виды контроля: контрольные работы, проверочные работы, тестирование, устный опрос, викторины, конкурсы. Также использую нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки-соревнования.

Создавать в коллективе атмосферу, способствующую развитию личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы и олимпиады, в которых участвуют учащиеся. Это школьные, районные, всероссийские и международные, например, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП», "Золотое руно", «Эверест», онлайн-олимпиады "Русский с Пушкином", математика " Плюс", межпредметная "Дино-олимпиада" На уроках, дополнительных занятиях, во внеурочной деятельности мы проводим подготовку, результатами которой являются не только участие и призовые места в различных мероприятиях.

Мои выпускники подтверждают свое качество знаний при переходе во вторую ступень обучения.

Целенаправленная работа позволяет добиваться высоких результатов. Всё это говорит о том, что в совершенстве владею методикой преподавания. На занятиях стараюсь выдерживать плотность урока, темп, реализую межпредметные связи и метапредметные результаты. Успешно внедряю новые технологии.

За годы работы я научилась предвидеть возможные трудности, с которыми могут столкнуться дети при усвоении той или иной темы. Чтобы помочь детям преодолеть эти трудности, концентрирую внимание детей  на главном, учу составлять схемы- опоры, использовать ассоциации для запоминания,  провожу подготовительную работу перед изучением трудных тем. В работе мне помогает  хорошее знание программ по предметам , которые  изучаются в начальной школе,  изучение личности каждого ученика, своевременная диагностика знаний. Моделируя урок, подбираю материал, выбираю формы и методы обучения, учитывая  результаты диагностик и индивидуальные особенности детей, что делает урок  максимально полезным для каждого ребёнка, т.е. осуществляю дифференцированный подход в обучении.

Я активно использую интернет при подготовке к урокам, внеклассным мероприятия, родительским собраниям. Часто использую ИКТ на уроках, не только на открытых, но и обычных. ИКТ также позволяет повысить эффективность урока.

Благодаря использованию технологии проблемного обучения, метода проектов, групповых форм работы , средств ИКТ познавательная активность учащихся на моих уроках чаще всего является высокой. Кроме этого на уроках использую дидактические игры, что также повышает познавательную активность учащихся.  Всегда поощряю желание детей задавать вопросы, но ответы на вопросы предлагаю поискать самостоятельно, таким образом, деятельность детей не ограничивается рамками урока, а продолжается дома. С первого класса приучаю детей пользоваться дополнительной литературой при подготовке к урокам окружающего мира и чтения. В моем классе многие дети сами приносят интересные журналы, энциклопедии, материалы из интернета, рассказывают одноклассникам о прочитанном  по теме урока. В целом в классе почти все учащиеся много читают. Также часто дети придумывают вопросы и задания для одноклассников, подбирают интересные задачи, головоломки и т.д. Дети приносят подготовленные дома презентации или иллюстрируют свой ответ с помощью рисунков, схем, таблиц, созданных в программе Microsoft Word.

В моей коллекции имеются, электронные пособия, коллекция презентаций по предметам, которые я использую в своей педагогической деятельности. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, посвящённые дню семьи, дню матери, 8 Марта, Дню Защитника Отечества, создаю презентации, клипы. Готовлю вместе с детьми презентации для внеклассных мероприятий.

Оценивая знания считаю необходимым объяснять детям критерии оценки, всегда отмечаю положительные стороны  работы или устного ответа, стараюсь учитывать отношение ребёнка к работе, даю возможность исправить оценку после работы над ошибками. Активно применяю также самооценку и взаимооценку. Самооценка всегда предшествует оценке.

Считаю, что мне удалось создать благоприятную психологическую атмосферу в классе. Воспитываю в детях умения терпеливо выслушивать ответы одноклассников, корректно реагировать на ошибки, объясняю, что ошибки могут допускать все люди, важно вовремя их замечать и исправлять. Большинство учеников в классе активны на уроке, к детям, которые в силу своих индивидуальных особенностей не очень активны, применяю  индивидуальный подход.

Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий во время урока, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. На уроках мы проводим физкультминутки, разминку для глаз, делаем релаксирующие упражнения, осваиваем приемы точечного массажа и самомассажа. Важен и полноценный отдых на перемене, я никогда не пускаю его на самотек, т.к. дети младшего возраста нуждаются в руководстве взрослого для эффективного использования времени отдыха. На родительских собраниях знакомлю родителей с принципами ЗОЖ. В том, что дети стали меньше болеть, укрепили здоровье, снизилось количество пропусков, я вижу и свою заслугу. И в 2016г. приняла участие в районном и областном конкурсе родительского собрания по здоровьесбережению младших школьников «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу".

Построение уроков на основе современных технологий позволяет ликвидировать перегрузки, реализовать личностно-ориентированное обучение, внедрив системно-деятельностный подход, планировать и прогнозировать результаты обучения.

Применение на уроке групповых форм работы позволяет увеличить эффективность урока, вовлечь каждого ученика в активную деятельность, примерить на себя роль учителя, помогает развивать коммуникативные компетенции, ликвидировать пробелы в знаниях

О результатах  учебной деятельности детей вовремя сообщаю родителям через электронные дневники и во время индивидуальных бесед. На родительских собраниях сообщаю итоги четверти, выделяю проблемы, касающиеся многих детей, даю консультации родителям, как  помочь детям устранить пробелы в знаниях, сформировать устойчивые навыки чтения, письма, счёта, но о проблемах  слабоуспевающих детей всегда разговариваю с родителями индивидуально. Меня радует, что большинство родителей неравнодушны к успехам детей, оказывают посильную помощь в учёбе, помогают  поддерживать высокую учебную мотивацию.

  К коллегам отношусь доброжелательно, всегда  готова помочь, дать совет тем, кто нуждается в нём. Также очень внимательно отношусь к  профессиональным находкам других учителей, стараюсь заимствовать лучшие из них, применять в практике. Деловое общение, обсуждение методических проблем – для меня это один из главных источников профессионального роста. 


Ежедневно в любую погоду

Светит солнце, иль воет метель.

Я спешу поскорей на работу,

Чтобы встретить здесь милых детей.

Много разных профессий на свете.

Врач, геолог, и даже поэт,

Но добрее чем наша, поверьте

В этом мире профессии нет!