Самоанализ урока русского языка учителя
Холодовой Ираиды Николаевн
https://multiurok.ru/id42524782
Дата проведения урока – 28.02.2020 г.
Тема урока: ««Незрячих душою научить доброте»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-размышление
Цель урока: формирование навыков литературного анализа текста, позволяющих создавать литературный портрет на основе полученных знаний, давать характеристику героям повести и нравственную оценку их поступкам.
Задачи урока:
обучающие: уметь анализировать эпизод прозаического текста, интерпретировать авторскую позицию;
развивающие: развивать аналитическое мышление, логически правильно строить устную речь, уметь аргументировать свое мнение, делать выводы;
воспитательные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать, сочувствовать чужому горю.
Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации, наглядный.
Организационные формы: индивидуальная, работа в группах, коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- стремление к совершенствованию собственной речи;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– потребность в самовыражении через слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Предметные результаты:
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь.
Литература всегда была и будет одним из важнейших средств воспитания личности. Поэтому для внеклассного чтения после изучения произведений, посвященных отношению человека к животным, целесообразно прочитать повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Эта повесть является своеобразным мостиком, так как следующий раздел включает изучение произведений на духовно-нравственную тематику. Повесть Г.Н.Троепольского дает материал для размышлений: «Можно ли незрячих душою людей научить доброте?» Поэтому я и выбрала форму урока- размышления.
В моем классе 16 обучающихся, из них 8 учеников успевают на «отлично» по литературе и 8 на «хорошо». Все дети читающие, умеющие ставить перед собой цели, задачи и выполнять их в течение урока. У моих учеников богатый словарный запас, они грамотно строят высказывания, аргументируют примерами из текста или из личной жизни, часто используют пословицы и поговорки.
На данном уроке обучающимися были сформулирована цель урока: формирование навыков литературного анализа текста, позволяющих создавать литературный портрет на основе полученных знаний, давать характеристику героям повести и нравственную оценку их поступкам.
Задачи урока:
обучающие: уметь анализировать эпизод прозаического текста, интерпретировать авторскую позицию;
развивающие: развивать аналитическое мышление, логически правильно строить устную речь, уметь аргументировать свое мнение, делать выводы;
воспитательные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать, сочувствовать чужому горю.
А также определены результаты деятельности (личностные, метапредметные и предметные)
На мой взгляд, удачно выбрана применяемая на уроке технология проблемного диалога. Рациональное распределение времени на всех этапах урока позволило использовать разные приемы и средства обучения: игра «верю - не верю», заполнение кластеров у доски, написание мини-сочинения, создание мини-проекта и др. Сочетание таких методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения считаю наиболее оптимальным для данного класса.
Большую роль в достижении поставленных целей на уроке сыграли наглядные пособия: использование презентации, рисунков, выставки книг с произведениями Г.Н.Троепольского, кластеров с именами героев книги, которых « условно» обучающиеся «поделили» на добрых и злых.
Мотивацией на работу послужил заданный мною вопрос: «С каким настроением вы пришли на урок, чего ждете от этого урока литературы?» а также выбор эпиграфа, музыкальное сопровождение.
На этапе проверки домашнего задания дети обобщили изученный материал, повторили литературные понятия, познакомились с биографией писателя и основными этапами творчества. Этот этап урока имел большое воспитательное значение, способствовал формированию коммуникативных навыков, развивал дух соревнования, товарищеской поддержки.
Удалось гармонично сочетать словесные, наглядные (презентация), практические методы (работа над текстом произведения) преподавания на этом этапе урока открытия новых знаний Требования, предъявляемые к ученикам, считаю достаточно четкими, ясными и последовательными, поэтому обучающиеся активно работали и хорошо справлялись с заданиями.
На этапе применения новых знаний присутствовала атмосфера сотрудничества между учителем и детьми. Личностное отношение носило позитивный характер, я видела заинтересованность ребят, не было безразличных на уроке. Я очень довольна работой своих учеников, думаю, что мне удалось донести до них мысль о том, что
« незрячих душою» нужно учить доброте!
Физкультминутка позволила обучающимся ослабить психологическую атмосферу на уроке.
Поскольку данный урок относится к числу нестандартных, я смогла внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
На этапе рефлексии удалось обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
На данном уроке я использовала все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создавала проблемные ситуации, активизировала самостоятельное мышление, организовала сотрудничество учеников, проявляла искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого — знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.
Дифференцированное домашнее задание подобрано с учетом особенностей класса. Я предложила выполнить творческие задания: написать стихотворение, составить синквейн или написать мини-сочинение.
В ходе урока мне удалось достичь поставленных целей и задач, я считаю, что ученики получили удовлетворение от урока, отобразив это в рефлексивных картах.