Самоанализ урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе, проведенного учителем начальных классов Яковлевой Г. И.
Урок проведен по теме «Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит». Это урок, завершающий букварный период обучения грамоте.
Тип урока – урок систематизации знаний. Структура урока и содержание материала нацелены на достижение целей и планируемых результатов работы.
Цели и задачи данного урока: обобщить знания о буквах и звуках русского алфавита, познакомить с использованием алфавита в окружающей жизни, показать необходимость знания алфавитного порядка букв; продолжить работу по совершенствованию навыков чтения,
обогащать речь и словарный запас учащихся;
совершенствовать навыки сотрудничества при работе в группе;
развивать творческие способности;
прививать любовь к книге, уважительное отношение к истории нашей страны.
В соответствии с требованиями ФГОС урок нацелен на достижение планируемых результатов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
Метапредметные результаты:
познавательные универсальные учебные действия
регулятивные универсальные учебные действия
- планировать действия по решению учебной задачи:
коммуникативные универсальные учебные действия
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
Предметные результаты:
- правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
Урок проведен в 1 классе, контингент обучающихся – это все дети с миграционной историей, дети, прибывшие из Республики Таджикистан. На момент поступления в школу дети владели русским языком на бытовом уровне, но не всегда могут выразить свою мысль, испытывают затруднения в ходе общения.
Урок проведен для младших школьников, поэтому в основе построения урока лежат игровые технологии. Через содержание игровых приемов реализуются технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций способствует развитию творческого мышления. Сегодняшняя жизнь требует использование информационно - образовательных технологий. На моем уроке использовалась презентация, аудиозаписи, средства наглядности. Здоровьесберегающие технологии предполагают на данном уроке частую смену видов деятельности, благоприятный психологический климат. По ходу урока постоянно прослеживается взаимодействие учителя с обучающимися и обучающихся между собой. Таким образом, применялась технология коллективного взаимодействия.
Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам. В течение урока прослеживались доброжелательные и деловые отношения между детьми, а также между учителем и детьми.
Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:
информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;
игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;
здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, соблюдались временные рамки применения ТСО.
Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
На уроке научные сведения доводились до сведения обучающихся в соответствии с возрастными особенностями. Урок проведен в соответствии с требованиями программы.
На уроке были использованы следующие методы:
словесные;
наглядные;
практические.
Пространство организовано в виде фронтальной работы, групповой работы. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся позитивный настрой на урок.
На уроке достигнуты поставленные цели и задачи, работа была целенаправлена на достижение планируемых результатов.