Тема урока: Н.Носов «На горке»
Вид урока: урок изучения нового, изучающего чтения.
Основная задача: полноценное восприятие произведения на уровне понимания главной мысли, овладения первичным анализом содержания и структуры.
С первой минуты урока дети были погружены в деятельность, вовлечённые в литературную игру «Угадай-ка!», которая направлена на формирование специальных читательских умений: правильно называть жанр, тему художественного произведения и его название.
Такая деятельность способствовала обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлечённости и погружения учеников в учебную деятельность, позволила плавно перейти к определению темы урока, обеспечила готовность учащихся к очередному этапу работы.
После первичного восприятия текста даю возможность детям выразить свое эмоциональное состояние, высказать общее впечатление о прослушанном произведении, представить развёрнутые суждения.
Работа с текстом произведения – основная часть урока. Каждый вопрос, задание этого этапа – учебная задача, для решения которой требовалось изучающее, поисковое, просмотровое и выборочное чтение, что способствовало формированию навыка чтения, умению ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.
Данный этап урока является самым сложным и трудоёмким, где ведётся работа с образами героев, которая позволила учащимся несколько раз обратиться к тексту, составить характеристику главных героев и выразить своё отношение к ним. Данная работа показала, что дети могут увидеть точку зрения автора и выразить свою.
Работа с деформированным картинным планом выполняла многоаспектные учебные задачи: учила вчитываться в текст, чтобы лучше его понять; формировала умение находить часть текста, соответствующую пункту плана; делать обобщающие выводы; устанавливать логическую связь событий.
На данном этапе такие формы работы, как коллективная, групповая способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и индивидуальная формы были направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий.
Домашнее задание дано в нескольких вариантах (дифференцированно), чтобы каждый ребенок мог выбрать работу по силам.
Содержание урока предполагало взаимное творчество учителя и учащихся, учебное сотрудничество. На протяжении всего урока формировала эмоциональную отзывчивость, создавала условия для включения учащихся в творческую деятельность, используя прием технологии ТРИЗ игру «Хорошо-Плохо», постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении, не боится высказываться – это формирует адекватную самооценку.
Считаю, что новый учебный материал учащимися усвоен. Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; были созданы условия, поддерживающие стремление учащихся к проявлению и развитию своих способностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи.
Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.
Цель: формирование читательских умений на примере рассказа Н. Носова « На горке».
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; пониматьэмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других;выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельноозаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части; выбиратьнаиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя; относитьпроизведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка,