Самоанализ урока информатики
в 11 классе
«Взаимосвязь декартовых и полярных координат.
Построение кривых, заданных в полярных координатах»
Учитель информатики МОБУ Лицей № 1
Войнова И. В.
Данный урок информатики в 11 Т(технологическом) классе относится к разделу «Моделирование». Курс информатики рассчитан на 105 часов в учебный год, т.е. 4 часа в неделю по учебнику Н. Угриновича.
Модернизация современного образования определяет в качестве приоритетного направления реализацию компетентностного подхода в обучении и образовании: цель образования состоит в развитии способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. Содержание современного образования представляет собой дидактическую систему решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и социальных проблем. С позиции компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций:
• Учебно-познавательных;
• Коммуникативных;
• Информационных:
• Общекультурных.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение:
• Определять цели и порядок работы;
• Самостоятельно планировать свою учебную ,деятельность и самостоятельно учиться;
• Устанавливать связи между отдельными объектами;
• Применять освоенные способы в новых ситуациях;
• Осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение:
• Сотрудничать, оказывать помощь другим;
• обмениваться информацией.
Информационная компетенция включает в себя умение:
• Самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию:
• Упорядочить, преобразовать, сохранять и передавать ее и ориентироваться в информационном пространстве.
Общекультурная компетенция включает в себя умение:
• Видеть и понимать окружающий мир
• Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий
• Владеть опытом в сфере профессионального определения.
Урок проводился в 11-м физико-математическом классе. Предлагаемый материал неизменно вызывает интерес у учащихся, так как особенностью учеников данного профиля является повышенный интерес к предметам физико-математического цикла. Содержание данного урока дает возможность учащимся заглянуть «вглубь» себя и еще раз задуматься о своей дальнейшей профессиональной судьбе.
Содержательно-целевой компонент урока:
Увеличивает разнообразие представлений учащихся о системах координат и их применения в практической деятельности человека
Снимает неопределенность представлений учащихся о многообразии мира
Организационно-практический компонент урока определяет цель, планируемый результат и форму:
Цели урока:
Образовательная: изучение возможностей табличного процессора по построению графиков функций и практическое освоение соответствующих умений и навыков; знакомство учащихся с возможностями применения компьютерных технологий при построении графиков функций, заданных в полярных координатах.
Воспитательная: выстраивание субъект - субъектных диалоговых отношений с элементами рефлексии и самооценки; повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности
Развивающая: формирование учебно-познавательных компетенций через использование новых форм самостоятельной работы и работы с листом сопровождения урока, позволяющим отструктурировать содержание урока и использовать при выполнении домашнего задания, а также при повторении или подготовке к ЕГЭ.
Форма урока
Урок — исследование (проблема- соотношение известного и неизвестного, выбор оптимального метода из множества предложенных, моделирование, анализ результатов)
Первый этап: Актуализация знаний, совместное проектирование цели урока:
Переменится ли ваше представление об объекте, если изменить систему координат?
Ответы систематизируются и визуализируются в презентации.
В листе сопровождения в заявленной формулировке
Переменится, если мы реализуем цель урока:
Рассмотрим многообразие систем координат
Установим взаимосвязь математической модели и ее визуальной модели
Сформируем навыки логического алгоритмического мышления при решении конкретной задачи.
Будем использовать полученные знания в практической деятельности
Сопровождающее обучение (диалог): позволяет установить диалоговое взаимодействие.
Второй этап:
Проектирование содержания урока исследования.
На этом этапе урока рассматриваются различные системы координат, используемые в проектировании.
Сопровождающее обучение: Изменим привычное средство познания в предметной области математика на метапредметные действия с использованием компьютерных технологий (диалог человек - машина).
Третий этап:
Основной этап урока, на котором проводится практическая реализация поиска решения поставленной задачи с помощью компьютерных технологий под руководством учителя. Визуализация информации осуществляется в процессе построения фигур, заданных в различных системах координат.
Сопровождающее обучение: оптимизация методов информационного поиска с помощью компьютерных средств.
Четвертый этап: Подведение итогов урока. Учитель предлагает оценить содержательный компонент темы и возможности интеграции предметных областей с помощью теста.
Кем ты почувствовал себя на уроке:
Учеником, знающим математику
Математиком, умеющим использовать компьютер для работы
Исследователем, изменившим свое представление об объекте моделирования (есть ли те, кто выбрал два ответа)
Сопровождающее обучение: применяю доступные формы рефлексии и самооценки.
В качестве достигнутых результатов урока, можно подчеркнуть не только выполнение поставленных образовательной, воспитательной и развивающей задач, но и большую активизирующую и мотивационную функцию урока. Надеюсь, что данный урок побуждает учащихся к более осмысленному восприятию объектов моделирования и реализации математической модели с помощью компьютерных технологий. Домашнее задание, предложенное учащимся, расширяет представление о многообразии форм геометрических фигур при однозначности выбранного алгоритма. Домашнее задание носит дифференцированный характер и может служить подготовкой к ЕГЭ по информатике.
Практическая значимость изученной темы реализована презентацией областей науки и техники, которые используют полярные координаты для изучения объектов, процессов и явлений.
Реализация содержания урока связана с выбором элементов следующих технологий
обучения:
Создание учебной ситуации через использование проблемных вопросов, целей- векторов урока (проблемное обучение)
Реализация исследовательского обучения
Использование информационных технологий в обучении
Компетентностный подход в обучении и воспитании
Выстраивание субъект - субъектных отношений (личностно -
ориентированное обучение
Переменилось ли ваше представление об объекте, если изменить систему координат?
УУД – средства формирования компетентностей:
Учебно-познавательные
Регулятивные (дети в течении урока держат урока)
Коммуникативные
Личностные
Оценка результатов проведенного урока.
Степень конкретности, четкости формулировки цели урока.
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
Уровень сформированности метапредметных результатов обучения.
Уровень сформированности предметных результатов обучения.
Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствует воспитанию учащихся в ходе урока)
Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).
Приложение к уроку (лист сопровождения)
Приложение
Тема урока: «Взаимосвязь декартовых и полярных координат.
Кривые, заданные в полярных координатах» __ __. 0 1. 2012г.
Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами — поэтому и считаем, что они переменились.
Блез Паскаль
Переменится ли ваше представление об объекте, если изменить систему координат?
Переменится, если мы реализуем цель урока:
Рассмотрим многообразие систем координат
Установим взаимосвязь математической модели и ее визуальной модели
Сформируем навыки логического алгоритмического мышления при решении конкретных задач.
Будем использовать полученные знания в практической деятельности, т.е.
изменим привычные средства познания в предметной области математика на метапредметные действия с использованием компьютерных технологий.
Ход урока
Координата – числа ______________________________________________________
Полярная система координат
т. о – r –
φ –
r Є φ Є
Аналитическая геометрия — раздел геометрии, в котором геометрические фигуры и их свойства исследуются средствами алгебры.
Задание 1
Построить в полярной системе координат график функции r=2(1+cos φ)
φ | r |
0 | 4 |
π/6 | 3,7 |
π/4 | 3,4 |
π/3 | 3 |
π/2 | 2 |
2π/3 | 1 |
3π/4 | 0,6 |
5π/6 | 0,3 |
π | 0 |
______________ (от греческих слов сердце и вид) – получила свое название из-за схожести своих очертаний со стилизованным изображением сердца.
Задание 2
Положение точки N (r; φ) на плоскости определяют полярные координаты
Каковы будут координаты точки N(x;y) в декартовой системе координат?
Дано: r = φ=
x=
y=
Переход от полярной системы координат к декартовой в общем виде
x =
y=
Задание 3
Положение точки N (x; y) на плоскости определяют декартовы полярные координаты
Каковы будут координаты точки N(r; φ) в полярной системе координат?
Дано: x = y=
r =
φ =
Переход от декартовой системы координат к полярной в общем виде
r = cos φ = tg φ =
sin φ = φ =
Оптимизация построения фигуры заданной полярными координатами с помощью компьютерной технологии
Алгоритм построения:
Построить таблицу значений φ [-1800;1800] с шагом 100 , расположив их в вертикальном столбце A. (используйте автокопирование при заполнении таблицы значениями)
В столбце B выполнить перевод значений угла φ из градусов в радианы, используйте возможности мастера функций , выбрав категорию Математические и функцию Радианы. (используйте автокопирование при заполнении таблицы значениями)
В столбце C задайте функцию для r. Функция будет выглядеть так: =sin(3*B1)
(используйте автокопирование функции для заполнения массива вниз)
В столбце D задайте функцию для x. Функция будет выглядеть так: =r*cos(B1)
(используйте автокопирование функции для заполнения массива вниз)
В столбце E задайте функцию для y. Функция будет выглядеть так: =r*sin(B1)
(используйте автокопирование функции для заполнения массива вниз)
Выделите диапазон значений столбцов D и E, выберите кнопку построения графиков (на панели инструментов), выберите Точечный и укажите вид графика (без маркеров), лучше выбрать сглаживание кривой и укажите диапазон по столбцам.
Рефлексия:
Ответьте на вопрос:
Кем ты почувствовал себя на уроке:
Учеником, знающим математику
Математиком, умеющим использовать компьютер для работы
Исследователем, изменившим свое представление об объекте моделирования
Оцените содержательный компонент урока:
Электронная таблица - это:
прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.
Электронная таблица представляет собой:
совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
совокупность пронумерованных строк и столбцов;
совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.
Дан фрагмент электронной таблицы:
В ячейку D2 введена формула =А2*В1+С1. В результате в ячейке D2 появится значение:
1) 6 2) 14 3) 16 4) 24
В ячейке А1 электронной таблицы записана формула =D1-$D2. Какой вид приобретет формула после того, как ячейку А1 скопируют в ячейку В1?
1) =E1-$E2 2) =E1-$D2 3) =E2-$D2 4) =D1-$E2
В ячейке C2 записана формула =$E$3+D2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку C2 скопируют в ячейку B1?
1) =$E$3+C1 2) =$D$3+D2 3) =$E$3+E3 4) =$F$4+D2
Попробуем определить соотношение между математическими знаниями, которые мы использовали на уроке и возможностями современных технологий
Задания для желающих сузить диапазон сближения 2 предметных областей
Спираль Архимеда - кривая, задаваемая уравнением r = aφ , где a - некоторое фиксированное число.
Пятилепестковая роза - кривая, задаваемая уравнением r = sin 5φ
Гиперболическая спираль - кривая, задаваемая уравнением r = 1/φ
Жезл - кривая, задаваемая уравнением r =
«Заячья капуста»- кривая, задаваемая уравнением r = cos(3 φ) + sin2(3 φ)
Придумайте название кривой, задаваемой уравнением
r = 30 + 15sin(60φ)cos(2,5φ)
3