Самоанализ
урока литературного чтения
в 4 классе,
подготовленного и проведённого
в рамках
районного конкурса
«Учитель года- 2022»
учителем начальных классов
Тиханковой Анной Ивановной
Урок мною был проведён в 4б классе. Тема урока П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программой по литературному чтению для 4 класса. Он является 7-м уроком в системе уроков по разделу «Литературные сказки». Тема «Серебряное копытце» - сказы П.П. Бажова, изучается на протяжении 3 уроков. Полагала, что на момент изучения данной темы учащиеся должны знать такие понятия, как сказка, рассказ.
Его цель – создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Данный урок является 1-м уроком. По типу – это урок-изучения нового.
Для достижения цели урока, я использовала технологию продуктивного чтения, которая состоит из трех этапов:
Работа с текстом до чтения (приемы: антиципации (предугадывание), ассоциативный куст)
Работа с текстом (приемы: диалог с автором (Чтение с остановками), чтение с пометками
Работа с текстом после чтения (приемы: взаимоопрос)
На уроке были использованы разные формы работы (работа в паре, групповая работа)
На уроке отрабатывались УУД
Предметные:
овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения и умения работать с текстом;
анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Личностные:
развитие чувства сопереживания, сострадания, эмоционального отклика о прочитанном;
развитие умения понимать образный язык художественного произведения.
Метапредметные:
Познавательные:
уметь составлять характеристику героев;
уметь выделять главное;
находить нужную информацию, используя толковый словарь;
Регулятивные:
принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
оценивать результаты работы;
Коммуникативные:
участвовать в учебном диалоге;
выражать свои мысли в учебном диалоге.
С учётом всех перечисленных задач, а так же возрастных и психологических особенностей учащихся мною были выстроены этапы урока с применением разных форм работы (работа в паре, групповая работа), что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения.
В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться. Вырабатывать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию. Прививать интерес к произведениям разных жанров, учить познавать мир во время чтения и слушания.
Нестандартное игровое начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность.
Следующий этап урока включал в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к уроку. Моя деятельность как учителя состояла в том, чтобы выявить у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе.
На следующем этапе моей задачей было сохранить интерес к теме при работе с информацией. Дети не просто читали, но и слушали его в исполнении диктора, а так же учились быстро ориентироваться в тексте используя предложенные активные методы чтения.
Приёмы на данном этапе были следующие:
Чтение с элементами слушания,аудипрвания;
беседа об авторе;
работа с презентацией;
При использовании этих приёмов, ребенок учится слушать, выразительно читать, вступать в диалог.
Объяснительно-иллюстративный и частично–поисковый метод использовался на каждом этапе урока.
Частая смена деятельности позволили мне поддерживать высокий темп урока. На уроке обучающимся приходилось много анализировать, обобщать, делать умозаключения.
В течение всего урока я учила детей давать полные ответы и с точностью выражать свои мысли
На уроке чтения обязательно нужно учить составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях)
Активная физкультминутка снимает напряжение, как физическое, так и психологическое.
При проведении работы в паре и группах ребята учились слушать, обсуждать, вступать в диалог, находить общее решение и оценивать.
Все этапы урока связаны между собой.
Считаю, что все поставленные на уроке цели и задачи, были реализованы.
Технология продуктивного чтения является эффективным приемом работы на уроке. Ребята усвоили материал, с учётом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнила.
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей обучающихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Презентация, звуковое оформление, игровые моменты, минутка здоровья способствовали более эффективному проведению урока.
Рефлексия: в конце урока совместно с детьми был подведён итог работы, оценена деятельность обучающихся.
Минусы:
В целом урок считаю прошел успешно, интересно и плодотворно, все поставленные задачи достигнуты. Спасибо за внимание.