Самоанализ урока литературного чтения, подготовленного учителем начальных классов Романовой Татьяной Владимировной, в рамках районного конкурса «Учитель года – 2019» , проведенного на базе МКОУ «Староалейская СОШ №2» в 3 «Б» классе.
Тема урока: Знакомство с разделом «Люби живое».
Тип урока: Изучение нового материала (открытие нового знания).
Ресурсы урока: Учебник «Литературное чтение» Климанова, Горецкий ч.2, с.57-59. Презентация, интерактивная доска, компьютер. Раздаточный индивидуальный и общий материал. Рефлексивные карточки.
Место урока в изучаемой теме: Данный урок запланирован первым уроком в разделе «Люби живое» и № 86 в общем планировании. На знакомство с разделом и анализ произведения М.М. Пришвина «Родина» отводится 1 час.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программой по литературному чтению для 3 класса УМК «Школа России».
Цели урока:
У: Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом учебника под названием «Люби живое», узнаем, какие произведения будем изучать и с какими авторами познакомимся.
Р: будем работать над Развитием умения сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности;
В: Будем работать над воспитанием коллективизма. Учиться бережному отношению к природе, учиться её охранять.
Задачи урока:
Предметные
• прогнозировать содержание раздела;
• читать вслух; воспринимать на слух произведение;
• понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;
Метапредметные
• находить необходимую информацию в учебнике;
• сравнивать книги на выставке.
• читать и воспринимать на слух произведения;
Личностные
• проявлять заботу о братьях наших меньших;
• развивать связную речь; воображение и творческие способности.
• развивать навыки сотрудничества со сверстниками: чувство доброжелательности к окружающему миру, воображение, связную речь.
Для достижения целей и задач была выбрана следующая структура урока:
Организационный момент. Этап самоопределения к деятельности.
Актуализация опорных знаний и мотивация.
Динамическая пауза.
Организация познавательной деятельности. Открытие нового знания.
Работа с текстом (индивидуальная и фронтальная).
Подведение итогов. Рефлексия.
Закрепление (Театрализация).
Данная структура соответствует типу комбинированного урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Технологии и элементы технологий, используемые на уроке:
Ведущая технология: технология сотрудничества.
Икт – технология (презентация).
Технология проблемного обучения.
Игровая технология.
Здоровье сберегающая технология.
На уроке использовались следующие методы обучения:
Словесный метод;
Метод наглядности;
Метод театрализации;
Метод дидактической игры.
Приём «Неоконченных предложений».
На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока подходы:
Тексториентированный: работа с текстом.
Функциональнй: определение темы через игру «Разрезные картинки», «Отгадай и покажи».
Интегрированный: Интегративные связи: Литературное чтение – русский язык – окружающий мир – ИЗО.
Межпредметный: Межпредметные связи: Русский язык, математика, окружающий мир, технология – вводные уроки по разделу.
Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучение детей связной речи
Т. О., думаю, что:
Структура урока способствовала образовательным целям,
Время основных этапов распределено рационально, работа была окончена, прозвенел звонок
Темп урока сохранялся на всех этапах,
Все этапы связаны между собой и работают на главную цель.
Хочу отметить, что явно виден результат работы: наглядно организована выставка детского рисунка «Родная природа», на протяжении всего рока учащиеся с удовольствием шли на контакт, работали в парах, выстраивали диалог, высказывали предположения и прогнозировали результат урока, пользовались дидактическим материалам, использовали предложенные приёмы чтения, рассуждали. Дети смогли самостоятельно сформулировать тему урока, его ель и задачи (что особенно важно для ФГОС). В ходе рефлексии стало понятно, что дети достаточно хорошо усвоили материал урока. На этапе закрепления учащиеся сделали для себя вывод о главных ценностях взаимодействия с природой.
Раздаточный материал готовился исходя из целей урока и возраста учащихся. На протяжении всего урока сочетались и сменялись различные виды деятельности: фронтальная, работа в микро группах (парах), индивидуальная, задания творческого характера.
На данном уроке чётко пролеживались интегративные связи с другими областями знаний.
Домашнее задание дифференцированного и творческого характера было предложено в конце урока. Оно включало в себя общее для всех задание – работа с эко-раскраской, а также подразумевало дополнительную работу с текстом для более подготовленных учащихся.
В ходе урока использовался авторский материал учителя (дидактические игры, текст сценки).
Урок прошёл успешно, плодотворно. На его протяжении прослеживался доверительный и доброжелательный стиль отношений.
После урока ребята выражали признательность педагогу, высказывали пожелания новых встреч.