Самоанализ урока математики, проведенного в 2 классе.
-В классе 15 обучающихся. На уроке присутствовало 11 учащихся, 5 – девочек и 6 мальчиков, 1 ученик (Мельников Артём) находится на домашнем обучении.
Тема урока: «Решение примеров и задач в пределах 20 без перехода через десяток»
Тип урока: Закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Методы работы на уроке:
Словесные, наглядные, частично-поисковый .
Формы работы обучающихся:
- фронтальная;
- индивидуальная, с учётом дифференциации.
Цель урока: создание условий для закрепления знаний обучающихся по теме «Решение примеров и задач в пределах 20 без перехода через десяток».
Задачи урока:
Образовательные
- закрепить знания нумерации в пределах 20;
- закрепить навыки решения примеров и задач на уменьшение и увеличение числа предметов на несколько единиц в пределах 20 без перехода через десяток;
- закрепить навыки правильного оформления краткой записи задач.
2. Воспитательные
- воспитывать интерес к предмету.
Коррекционно-развивающие
- Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого;
- развитие мыслительных процессов учащихся в процессе решения примеров и составных задач .
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самостоятельная ( задания в тетради)
На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному , устной работы с письменной.
Организационная структура урока
План урока:
Психологическая минутка и настрой на работу
Ситуация успеха – игра «Кто быстрей»
3. Устный счет
4. Работа над темой урока.
5. Домашнее задание
6. Итог урока. Рефлексия
7. Самооценка
Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.
Содержание урока.
Формой урока стало путешествие на поезде. На разных станциях ученики совершали остановки на протяжении всего урока, выполняя различные задания по теме урока, что способствовало развитию интереса к работе у детей. Предложенные задания как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.
Методическое обеспечение урока.
При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности обучающихся, темп работы, степень обученности и уровень обучаемости, что позволило добиться дифференцированного подхода к каждому конкретному ребенку.
Мой урок входит в блок повторения темы «Решение примеров и задач в пределах 20 без перехода через десяток». Этапы урока взаимосвязаны друг с другом именно этой темой. Это позволяет активизировать познавательную деятельность, мотивирует на четкость и правильность выполнения операций.
Первый этап урока – организационный момент. Мотивация к учебной деятельности - приветствие. Цель данного этапа - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Второй этап - создание ситуации успеха, психологической поддержки. С этой целью была проведена игра «Кто быстрей».
Третий этап – устный счет. Устный счет проводился с целью повторения нумерации в пределах 20; компонентов действий, отработки навыков устного счёта.
На этом этапе каждое из заданий было с коррекционной направленностью – на развитие мыслительных процессов.
По данным внешнего наблюдения у моих детей снижен объем и распределение внимания, а задания с примерами на карточках способствовали его коррекции.
Коррекцию и развитие зрительного восприятия осуществила через устное решение задач в стихах. В первой четверти это задание трудно давалось детям, они не могли совместить прослушивание стихотворения и одновременный счет предметов. За счет использования этого задания на каждом уроке, восприятие текста идет уже на другом уровне.
У всех детей мелкая моторика рук и кистей развита недостаточно, поэтому пальчиковую гимнастику я провожу на каждом уроке каждый день, и это дает положительные результаты.
Четвертый этап урока – основная часть, работа над темой урока. Цель этого этапа - закрепление умения решать примеры и задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, составлять краткую запись к задаче, закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток.
Коррекция и развитие слухового восприятия реализовалась через решение примеров под диктовку. С данным заданием дети справились хорошо.
При работе над задачей помимо коррекции и развития слухового и зрительного восприятия, продолжалась работа над долговременной памятью через повторение алгоритма решения задачи. Развитие мышления опиралось на составление краткой записи к задаче и на полный ее анализ.
На четвёртом этапе урока провела физкультминутку, что помогло снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
После чего, по методу от лёгкого к более трудному, при работе с учебником, учащимся было предложено самостоятельно составить краткую запись и решить задачу.
Коррекция мышления происходила и при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. На данном этапе обучающимся предложена самостоятельная работа, которая была выполнена весьма успешно, благодаря продуктивной подготовительной работе во время устного счета. В результате проверки, для выявления правильных ответов, учащимся было предложен поисковый метод на нахождение правильных ответов, например, найти примеры с одинаковыми ответами и какой у них ответ?... Самостоятельная работа была спланирована с учетом индивидуальных особенностей и уровнем обучаемости детей. Более сильным ученикам предлагалось выполнить примеры дополнительно. А менее слабым детям, в целях индивидуальной помощи, были подобраны примеры «Парашютики» с более лёгкими типами примеров, так как им очень трудно даётся усвоение учебного материала – это Седов Роман и Клюшечкин Данил. Естественно и задания для них были дифференцированы.
Цель заключительного этапа урока – рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности учащихся. Рефлексия учебной деятельности показала, что дети зафиксировали содержание урока. Самооценка восприятия урока проявляется в картинках– смайликов – жёлтые -4, оранжевая - 5. Большинство детей оценили свою работу на 5.
Весь урок поддерживалась связь с развитием математической речи через правильные ответы при решении примеров и задач. На протяжении всего урока учащиеся были активны, внимательны, заинтересованы ходом урока. Необычная форма проведения урока способствовала повышению активности класса. Частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов обучающихся и избежания перегрузки. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психоэмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что решение примеров и задач в пределах 20 без перехода через десяток, а так же оформление краткой записи, большинство учащихся усвоили хорошо, конкретный смысл задачи понимают, алгоритм ее решения успешно усвоили. Логическим завершением урока было оценивание работы детей.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
. План урока выполнен полностью; урок образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих задач достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
Перспективы на будущее:
Учить ребят выражать свои мысли.
Добиваться точных и правильных ответов.
Корригировать и развивать мыслительные процессы, через различные упражнения.