Самоанализ урока окружающего мира «От рождения до старости», проведенного в рамках конкурса «Учитель года – 2017»
Сегодняшний урок был для меня ознаменован открытием учебно- методического комплекса «Школа 21 века». Так как всю свою педагогическую деятельность, а это почти три года, я работаю по УМК «Перспектива», для меня этот учебник показался другим и не привычным, по началу. Все же, я не стала вырывать урок из контекста программы, а сама старалась влиться в нее. При знакомстве с учебником я узнала, что ребята, изучают человека, рассматривая его со всех сторон. «Человек-живое существо», « Здоровье человека», « Человек – час ть природы», « Человек среди людей».
Тема нашего урока стоит на стыке двух разделов «Человек-часть природы» и «Человек среди людей». Это и явилось основой нашего урока. Дети увидели внешние признаки изменения человека, узнали о социальных ролях и прочувствовали нравственную нотку, которая льется сквозь весь жизненный цикл человека. Именно с нравственной стороны и будет рассматриваться человек в следующем разделе «Человек среди людей».
Весь бескрайний поток мыслей по этому поводу нацелил меня на то, чтобы помочь ребятам раскрыть понятия: детство, юность, зрелость и старость. Научить ребят устанавливать последовательность этапов развития человека. Безусловно, развивать познавательные и творческие способности, также способствовать осуществлению поиска информации из текста, из личного опыта. Воспитывать аккуратность, при написании текста, при создании таблицы. Воспитывать умение строить взаимоотношения со сверстниками и с учителем, формировать умение сочувствовать, сопереживать, принимать людей любого возраста.
Если говорить о результатах обучения, которые я планировала, то могу сказать, что предметные результаты очевидны, а именно ребята научились правильно определять последовательность возрастных этапов. Если мы говорим о личностных универсальных учебных действиях, то они также очень логичны. В ребятах я хотела увидеть уважительное отношение к людям, независимо от возраста, уважительного отношения к семье, и конечно же я старалась сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Если мы говорим о метапредметных результатах, то в познавательных УУД я хотела сформировать у ребят способность самостоятельно находить ответ на вопрос. Осуществлять поиск информации, опираясь на текст или на личный опыт, перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать выводы. Если мы говорим о регулятивных УУД, то здесь я хотела бы увидеть умение анализировать полученную информацию сравнивать особенности разных возрастных этапов жизни человека, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства. И конечно же коммуникативные УУД, которые были заложены в основу урока, чтобы ребята общались и в группах и коллективно, смогли вступать в беседу на уроке и в жизни. Если мы говорим о том, какие методы я использовали то это информационно-коммуникативные, наглядные и практические. Тип урока - открытие новых знаний. Технологией урока была выбрана проектная задача, в которой мы провели поэтапное исследование учебного материала и результатом работы стала таблица возрастных этапов человека.
С точки зрения условий наш урок был построен на том, чтобы дети были обеспечены учебным материалом, чтобы все наглядности соответствовали идее, задумке, чтобы санитарно-гигиенические нормы были соблюдены, поскольку проводилась физминутка, связанная с одним из этапов урока, игра с мячом. Также была смена деятельности и дозированнность заданий была соблюдена. Отслеживались межпредетные связи с русским языком, с математикой (построение таблицы), с литературным чтением.
Для меня очень важна эмоциональная окраска урока. Я постаралась сегодня создать ситуацию успеха для ребят и пронести ее через весь урок. Ведь тема урока «От рождения до старости» настолько же актуальна, насколько она и универсальна, так как можно говорить о возрастных этапах человека на разных уроках. А в перспективе ребята будут изучать эту тему и на обществознании и на уроках биологии, анатомии, рассматривая человека в разных аспектах. А сегодня мы лишь дали основу, представление о разных возрастных этапах человека и их особенностях. И я считаю, что в современном, быстроменяющимся мире, мы не должны учить отдельно математике, физике, химии, в нынешней школе мы призваны обучению жизни. И мне, кажется, что это правильно, именно это мне и хотелось показать на своем уроке.