СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока по литературе в 9 классе по теме "Странный человек" Печорин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока по литературе в 9 классе по теме "Странный человек" Печорин"»

Самоанализ

урока литературы в 9 классе по теме

«Странный человек» Печорин»

учителя русского языка и литературы

Юргановой Елены Евгеньевны.


Урок литературы в 9 классе по теме «Странный человек» Печорин» соответствует программе курса литературы для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной) и рабочей программе по литературе для 5-9 классов. Преподавание ведётся по учебнику «Литература. 9 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений». Автор-составитель В.Я. Коровина. Данная тема включена в раздел «Литература Х1Х века». На изучение темы отведено 6 часов.

Данная тема имеет большое значение для развития эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора. Это четвертый урок по изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», тип урока: урок открытия нового знания.

Этот урок проводился в классе, где учащиеся имеют хорошие знания, обладают высокой познавательной активностью, умеют работать в режиме творческого поиска. Исходя из особенностей класса и темы, учитывая интеллектуальные особенности учащихся, были поставлены обучающие цели: раскрыть проблемы, которые поднимает Лермонтов в своем произведении, формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература).

Дать представление о «странном человеке» Печорине: Каков же на самом деле герой: злой гений или жертва общества? Постановка данной развивающей цели способствовала достижению познавательного аспекта урока. Развитие умения интерпретировать художественное произведение на основе личностного восприятия, осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства помогло усвоению знаний по теме урока.

Воспитательное значение урока трудно переоценить, поскольку ученики-подростки вдумчиво размышляли о взаимоотношениях, о дружбе и любви, о предательстве и умении прощать, понимать поступки других, их мотивы. Все это важно в период становления личности, взросления. Воспитание осознанного отношения к освоению знаний осуществлялось через организацию групповых форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки, а также через создание дружеской, творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников.




На уроке был использован проблемно-диалогический метод, который, на мой взгляд, при изучении нового материала является наиболее оптимальным. Он соответствует уровню учебных возможностей школьников, способствует их мотивации, обеспечивает диалог в обучении и достижении целей урока. Главное – не передать готовые знания, а развивать учащихся, научить их самостоятельно добывать знания.

Подготовка к предстоящей работе была организована с помощью проблемного задания-вопроса, словарной работы, которые мотивировали учащихся на дальнейшую учебную деятельность. Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, способствовать развитию интереса к произведению М.Ю. Лермонтова, внимание учащихся было привлечено вопросами: Задумывались ли вы когда-нибудь о том, где в жизни вам пригодится такой предмет как литература? Что дает литература человеку? Зачем мы ее изучаем?

Цели урока конкретизированы, связаны с содержанием учебного мате­риала, предполагают задачи самостоятельного поиска знаний. Цели соответствуют возможностям содержания учебного материала.

На протяжении всего урока дается установка на достижение целей урока. На каждом этапе учебного занятия ставятся свои дидактические задачи. Все запланированные задачи были реализованы в полном объеме.

Усвоение пройденного на уроке реализовано через применение различных технологий обучения. Объяснение нового материала шло через создание проблемной ситуации. Приемы и методы стимулировали стремление учащихся обсуждать поставленные проблемы: В чем странность, непохожесть Печорина на других? Почему он несчастлив? В чем причины его несчастья? Расширению кругозора и познавательной активности учащихся, а также наглядному представлению изучаемого материала помогла демонстрация видеофрагментов.

Словарная работа способствовала углубленному пониманию идейного и эмоционального содержания текста художественного произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Творческая групповая работа (защита работ и проектов) помогла проверить сформированность умения грамотно строить развернутые аргументированные высказывания. Присутствие ТРКМ, в основе которой лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия,  на каждом уроке обязательно.
На уроке на стадии вызова учащиеся получили задание, потом путём мозговой атаки составили список того, что они знают или думают. Через эту первичную деятельность был определен уровень собственных знаний, к которым постепенно добавлялись новые знания.

На стадии осмысления учащимся предлагалась групповая работа с основной движущей силой мышления – вопросами, которая закончилась фронтальной работой в форме обобщения и корректировки всей «новой» информации.

На данном этапе работы необходимо подвести итог, развивая критическое мышление учащихся. Каждой группе было предложено отработать вопросы по тексту, на которые нельзя дать однозначный ответ (так называемые «толстые» вопросы как элемент технологии развития критического мышления учащегося). Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить определенно невозможно, это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначный ответ. (Например, почему герой обречен на одиночество в кругу людей, понимающих и любящих его?). Чем больше будет таких вопросов, тем выше вероятность осознания личностных проблем героя, умение разобраться в понятии «психологизм»

Принципиально важным для меня на данном этапе работы является не опрос учеников, а ответы по желанию: одни разобрались и поняли психологические сложности героя и объяснили их происхождение, другим нужно время для рефлексии, третьи придут к этому через годы.

Учащиеся самостоятельно выполняли практическую работу и выясняли, как раскрывается внутренний мир героя? Проводили исследования и выстраивали рассуждения, комментарии, выводы, оформляли в виде таблицы и защищали свои заключения и литературные выводы.

На стадии рефлексии полученная информация была обращена в письменную форму, в которой отражено обобщение полученной информации.

Выбранные методы при изучении нового материала являются наиболее оптимальными. Они соответствуют уровню учебных возможностей школьников, способствуют их мотивации, обеспечивают диалог в обучении и достижении целей урока. Работа у доски, с первоисточником, записи в тетрадях, ответы ребят, смена видов деятельности позволили правильно распределить внимание, выбранный темп ведения урока.

Цели урока были направлены на практическую деятельность учеников. Стимулированию познавательного интереса, вовлечению учащихся в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждению к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции способствовал учебный диалог.

Доступность содержания урока осуществляется за счёт соблюдения принципов: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному, а также были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся – каждый вправе был выбрать себе группу и решать проблемный вопрос, который ему наиболее близок.




На уроке ученики пользовались теоретико-литературными понятиями как инструментом, способствующему постижению художественного произведения, проводили исследование на основе анализа текста произведения

Структура урока, включающая в себя: оргмомент, актуализацию знаний, открытие новых знаний, применение знаний в знакомой, новой учебных ситуациях, подведение итогов, информацию о домашнем задании, рефлексию соответствовала цели и типу урока. Все этапы урока выполнены. На каждом этапе работа строилась таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса. Деятельность учащихся была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя.

Темп ведения урока был оптимальным. Целесообразное распределение времени по этапам урока повлияло на его эффективность. Актуальность использования электронных образовательных ресурсов объясняется наглядным представлением материала, повышением мотивации учеников и экономией учебного времени.


Домашнее задание носило творческий характер и являлось логическим продолжением работы на уроке, позволившее учащимся обобщить полученные на уроке знания. Обучающиеся получили подробный инструктаж по выполнению домашнего задания.

С целью отслеживания продуктивности урока для каждого учащегося на уроке была проведена рефлексия. Ученики оценили собственное участие в работе на уроке по предложенному алгоритму.

Таким образом, структура и организация урока, отбор содержания учебного материала, формы и приёмы деятельности обеспечили реализацию поставленных перед уроком образовательных, воспитательных и развивающих целей.


Учитель _____________________Е.Е.Юрганова

Заместитель директора по УВР___________________И.Н. Холодова