Самоанализ урока по обучению грамоте в 1 «В» классе на тему:
«Гласный звук э, буквы Э, э».
Данное занятие является одним из звеньев в системе уроков по обучению грамоте в букварный период. По своему типу это урок усвоения нового знания.
(Структура урока соответствовала структуре данного типа урока).
Тема урока: гласный звук э, буквы Э, э.
ЦЕЛЬ: выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС - это формирование у обучающихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Я показала, как делаю это на уроках обучения грамоте и письму в 1 классе (урок русского языка). За основу в своей работе я взяла типологию заданий, разработанную в системе деятельностного подхода к обучению (методологическая основа), так считаю, что именно такие задания позволяют наиболее эффективно организовать работу по формированию УУД.
Цели, которые были поставлены к этому уроку:
Научить:
различать и обозначать при письме звук [э] буквами Э, э;
характеризовать звук [э], находить места соответствующих букв на ленте букв;
находить звук [э] в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить слова со слого-звуковыми схемами;
писать строчную букву э по образцам в прописях;
писать слоги, слова, предложения с изученными буквами;
читать тексты с изученными буквами, предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Формировать: универсальные учебные действия.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД (перечислить из технологической карты урока).
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей первого класса и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления.
Старалась организовать учебный процесс так, чтобы дети самостоятельно формулировали не только тему, но и цели урока, а также план работы, порядок организации учебной деятельности. Мои вопросы подталкивали детей на самостоятельный поиск необходимый информации. Выстраивала работу каждого ученика с учетом тех знаний, которые у него имеются.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.
Урок я начала с положительного эмоционального настроя на работу, который способствовал снятию психологического и физического напряжения. Дети мобилизовали все свои возможности, были включены в активную мыслительную и исследовательскую деятельность
На этапе актуализации знаний использовала задания проблемно-поискового, развивающего характера, создавала проблемные ситуации. Такой подход в обучении помогает вовлечь в активную работу каждого ученика.
На этапе практического применения полученных знаний использовалась парная и групповая работа. Учащиеся учатся договариваться друг с другом, сотрудничать. Показателем выполнения образовательных задач этапа является понимание учащихся социальной и практической ценности изучаемого материала, готовность к активной учебно-познавательной деятельности.
С учетом типа урока и целей, использовала различные формы и методы обучения: объяснительно -иллюстративный (при звуковом анализе слов), репродуктивный (выполнение заданий с последующей проверкой), коллективная работа, работа в парах, сотрудничество, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно – образное, использовался материал в виде иллюстраций, схем. На уроке большое внимание уделяла звуко - буквенному анализу слов. На мой взгляд, большая часть класса неплохо справляется с заданиями подобного рода. Учитывая возрастные особенности детей, посчитала целесообразным ввести игровой момент, с целью заинтересовать и усилить активность ребят на уроке.
Учебное время на уроке использовалась эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников.
При проведении урока была использована презентация, как компьютерная поддержка – использовалась как наглядный материал. При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников.
Таким образом все ребята были включены в работу, работали с интересом, и я могу сказать, что цели урок в основном достиг. Также мышечное напряжение, которое возникло во время работы, было снято вовремя проведённой физминуткой.
Обратная связь была на основе вербальных и невербальных реакций.
Сконструированные мной упражнения позволяют формировать:
- познавательные универсальные учебные действия: ребенок учится ориентироваться в системе знаний, работает с информацией, применяет свои знания на новом уровне;
-регулятивные универсальные учебные действия: ставит цель, определяет пути её достижения, составляет план действий, реализует его, соотносит результат с образцом;
-личностные универсальные учебные действия: действует согласно сформированной мотивации учения, пониманием смысла учебной деятельности;
-коммуникативные универсальные учебные действия: формируется умение полно и точно формулировать свою мысль и доносить свою позицию до других с помощью монолога или диалога.
В перспективе я наметила продолжить работу по развитию фонематического слуха у детей, а также развивать умения выражать учащимся свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
В заключение я хотела бы поделиться своим взглядом на формирование универсальных учебных действий в учебном процессе: добиваясь этого, мы в конечном итоге учим детей учиться, общаться, быть человеком и просто жить.
Учитель: Склярова Татьяна Викторовна