Самоанализ открытого обществознания.
Класс: 6
Учитель: Ахматова Т.В.
Дата проведения урока:
Тема урока: «Семья – ячейка общества».
Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.
Этими словами я бы хотела начать самоанализ урока по теме «Семья», относящийся к разделу «Социальная сфера» курса «Обществознания» 6 класса. Начальные знания по этой теме ученики уже получили, изучая тему «Социальные группы».
Это и дало возможность построить урок на уровне восприятия, осмысления и запоминания.
При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывались уровень обученности и реальные учебные возможности детей.
Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опираясь на возрастные особенности учащихся, выбирала и тип урока. Исходя из места урока в системе уроков по обществознанию, а также цели и функций урока, мною был выбран тип урока – комбинированный, форма урока – групповая.
Цель урока: формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.
1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, условиями и порядком заключения брака.
2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.
3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.
4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, картины, схему, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.
5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности пере семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.
Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point, маркеры, карточки-задания для групп, плакат с изображением солнышка.
Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):
- фронтальная (общеклассная);
Групповая (мини-группы)
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Основной используемый подход к реализации цели – личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учётом биологических возможностей и социальных условий.
Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом. Урок состоял из 7 этапов, логически связанных между собой.
1.Организационный. На мой взгляд, в оргмоменте были обеспечены: доброжелательная обстановка, психологический настрой на предстоящее общение.
2.Целеполагания и мотивации. На данном этапе шла подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Для формирования надпредметной компетенции не была названа тема урока, учащиеся смогли её сами сформулировать. Совместно с учителем учащиеся сформулировали и цели урока.
3.Усвоения новых знаний. На этом этапе использовались приёмы, усиливающие восприятие нового материала: анализ, обобщение, работа с картинами, учебной презентацией, документами, обращение к социальному опыту учащихся. Изучение нового материала строилось в форме совместной деятельности учеников, учеников и учителя.
С целью формирования у школьников целостного представления о мире, я постаралась осуществлять межпредметные связи в содержании учебного материала с литературой, ИЗО, технологией.
Широко использовались три вида общения: сотрудничество детей между собой, сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.
6.Подведения итогов результативности учебной деятельности учеников и класса в целом.
7.Информирования о домашнем задании. Для того чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается творческое задание (по выбору) написать мини-сочинение.
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный.
В классе учатся ребята с разным уровнем физического здоровья. В связи с этим урок, который был предложен вам, конструировался, задумывался как урок здоровьесберегающего обучения. Что достигалось через:
-учёт возрастных, психологических особенностей аудитории;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- разнообразие видов деятельности и форм работы;
- преподавание, сохраняющее интерес к учебному материалу;
- создание условий для самовыражения.
Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся.
Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала.
Использовались инновационные образовательные технологии: ИКТ, игровые технологии, интерактивные методы обучения: синквейн, метод рефлексии.
Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным.
Использованные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. План урока выполнен, задачи, и цели урока реализованы полностью.
Урок обогатил, меняна будущее тем, что я убедилась: система творческих заданий работает как технология, воспроизводимая в любом классе.