Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока родной литературы по рассказу Е.Носова "Шопен, соната номер два"»
Самоанализ урока родной литературы в 9 классе по рассказу
Е.И. Носова «Шопен, соната номер два»
учителя русского языка и литературы Степановой Светланы Викторовны
Исходя из задач урока:
способствовать адекватному восприятию рассказа Е. И. Носова «Шопен, соната номер два»;
помочь правильно определить и прокомментировать круг проблем, затронутых в тексте;
помочь сформулировать позицию автора;
помочь сформулировать своё отношение к позиции автора и правильно подобрать аргументы, формой организации учебной деятельности была выбрана виртуальная экскурсия на Прохоровское поле. Само произведение Е.И. Носова, его композиция уже диктует дальнейшие действия учителя.
В качестве мотивации к учебной деятельности ведется рассказ из реальной жизни, попутно дается краеведческий материал, все подтверждается фотоматериалами и современным музыкальным сопровождением, что позволяет обучающимся почувствовать себя участниками исторического процесса. На уроке используются элементы ролевой игры, что раскрепощает докладчиков. Сопоставление и анализ ведутся на всех этапах урока, что повышает мыслительную активность обучающихся.
В середине урока идет работа с эпиграфом, таким образом, он не остается в стороне, а тесно вплетается в ткань происходящего. Мысли главного героя подтверждаются музыкальным произведением, что активно влияет на морально- нравственное восприятие школьников.
В качестве паузы учитель опять делает сообщение о реальных событиях, но уже 90-х годов. Таким образом, создается впечатление единства происходящего, стираются границы авторского вымысла и реальной жизни. Это очередной виток эволюции (…и все возвращается на круги своя…) Молодежь 30-х, 90-х, 2000-х похожи в своем восприятии жизни. Именно такой вывод делают для себя обучающиеся. Проблема найдена и обозначена, Носов понят и прочувствован. Теперь каждый для себя сделает вывод.
Важно, чтобы школьники легко ориентировались в произведении, чтобы первое прочтение было вдумчивым и грамотным. Для этого необходима внутренняя мотивация читателя.