МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Раифское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Cамоанализ урока учебной практики на тему:
Демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля
Подготовил мастер п/о: С.В. Обухов
2019
Урок учебной практики «Демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля»
по профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей входит в раздел №3 «Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля» и является 2 уроком данной темы. Это урок по изучению трудовых приёмов и операций, который способствует формированию общих и профессиональных компетенций и предполагает дальнейшее совершенствование умений и навыков по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Урок учебной практики был проведён в группе № 4, 14.05.2019 года, мастером производственного обучения первой квалификационной категории ФГБПОУ Раифское СУВУ Обуховым Станиславом Владимировичем.
Краткая психологическая характеристика группы:
В группе 8 человек. Психологический климат в коллективе спокойный. Обучающиеся общительны, доброжелательны, оказывают помощь друг другу при затруднениях на практике.
Основу учебной деятельности учащихся составляет процесс усвоения теоретических знаний, овладение практическими навыками и умениями, структурно включающий следующие компоненты: восприятие учебного материала, его осознании и осмысление, запоминание. Качество восприятия – обязательное условие эффективности усвоения.
По результатам тестирования в группе учащиеся с преобладанием аудиального канала восприятия (50%). Им необходимо: использование вариации голоса (громкость, пауза, высота), сигнальных слов (говорить, слушать, повторять другими словами, звук, тон, беседа), отражение телом ритма (головой, руками). Рекомендуются формы работы дискуссии, рассказы, устные задачи, упражнения на вводных инструктажах.
Воспитанников с преобладанием визуального типа восприятия (37 %). Им необходимо выделение цветом (в тетради, схемах, таблицах) различных пунктов или аспектов содержания. Они любят выполнение письменных упражнений, тестов, составление опорных конспектов, использование письменных инструкций и заданий; применение схем, технологических и инструкционных карт, таблиц, видео, книг.
Кинестетики составили 13 % обучающихся для них важно использовать жесты, прикосновения, сигнальные слова (ощущаю, управляю, действую); А также передача информации в игре, при выполнении практического задания и смена видов деятельности.
Большинству правополушарным (75 % учащихся) необходимы контексты, связь информации с реальностью и практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно – пространственного анализа, творческие задания, бьыстрый переход к практике.
Левополушарным (25 % учащихся) нужны технологические, ясные четкие инструкции, неоднократное повторение учебного материала, неоднократный показ практических приёмов выполнения заданий, тишина на уроке учебной практики.
По темпераменту:
Сангвиников – 37 % воспитанников, им подходит применение активных форм обучения (самостоятельная работа, дискуссии, игры, работа в группах) и разнообразие заданий по содержанию и по способу решения.
Холериков –37% для них необходим настрой на работу, требование дисциплины, ответственности; необходима частая смена видов деятельности, использование игры, учебных инсценировок, конструирование.
Флегматиков – 24 % – лучше всего разнообразные задания по содержанию и по способу решения; последовательное изложение учебного материала, осуществление контроля в письменном виде, четкий инструктаж. Меланхоликов – 0 %
Учащиеся Бобков Иван, Куготов Руслан, Мустафин Руслан быстро овладевают любым материалом, не испытывают трудностей в выполнении самостоятельных заданий, любят тестовые задания и проблемные ситуации в работе. Трое обучающихся - Некрасов Данила, Русин Александр, Муртазин Линар - работы выполняют всегда старательно, но могут допускать ошибки, которые быстро исправляют. Два подростка (Лобанев Олег, Махнев Владислав) нуждаются в индивидуальных инструктажах мастера и помощи товарищей. Темп усвоения материала и выполнения практических работ у них значительно ниже, чем у других ребят. Но, не смотря на некоторые трудности в усвоении материала, эти ребята не теряют приобретенных знаний и умений, в аналогичных ситуациях выполняют работы довольно быстро, самостоятельно.
В организации и проведении учебной практики используются учебники и учебные пособия:
1.Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. М., 2004
2.Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения – М. : Форум, 2007
3. В.Ф.Яковлев Устройство легкового автомобиля. Москва «Третий Рим» 2008
4. В.Передрий Устройство автомобиля. Москва, Форум,2008
5. С.И.Румянцев Техническое обслуживание автомобилей. М.: Транспорт, 1981.
6. А.В.Кузнецов ТО и ремонт автомобиля. 4-е изд., испр. Москва : Академия. - (Профессиональное образование)
Мы постарались рационально распределить время, отведенное на все этапы урока. На вводном инструктаже было повторение пройденного материала по темам: - «Правила по технике безопасности и охране труда при техническом обслуживании систем управления автомобиля»
- «Техническое обслуживание и диагностирование ходовой части и трансмиссии» с помощью тестовых заданий и фронтального опроса «Автомарафон»;
- Объяснение нового материала теоретически, а затем с пошаговым показом каждой операции и повторением их обучающимися.
Контроль усвоения профессиональных компетенций обучающимися осуществлялся на всех этапах урока фронтально, индивидуально.
Перед собой я ставил следующие цели:
Дидактическая цель: научить учащихся применять знания и навыки в профессиональной деятельности при самостоятельном выполнении работ.
Обучающая цель: сформировать знания, умения по данной теме и по практическому применению их при демонтаже и монтаже колес легкового автомобиля, сформировать профессиональные и общие компетенции. Научить демонтажу и монтажу колес легкового автомобиля (ПК 1.2.)
Воспитательная цель: Воспитывать дисциплину, культуру труда, самоконтроль, уважение к профессии Слесаря по ремонту автомобилей. Формировать у обучающихся самостоятельность при выполнении практического задания (ОК.2). Формировать бережное отношение к инструментам, приспособлениям и оборудованию, а также чувство ответственности за выполнение индивидуальной работы в коллективе (ОК.6).
Развивающая цель: развивать технологическое мышление средствами поискового и творческого подхода к решению поставленных задач.
Здоровьесберегающая цель: эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы); следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).
Перед обучающимися была поставлена цель:
- закрепить ранее изученный материал
- изучить техпроцесс демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля;
- составить алгоритм трудовых действий (технологическую последовательность).
- практически осуществить демонтаж и монтаж колес легкового автомобиля.
Основываясь на психологических особенностях обучающихся, уровне их развития, урок производственного обучения был построен так, чтобы все обучающиеся чувствовали себя комфортно, и им удалось достичь поставленной цели. Критерии оценивания работ сообщены перед практической работой.
1. Организационный этап включал в себя подготовку обучающихся к работе на уроке и психологическую установку на восприятие материала урока. Цель обучающихся: позитивный настрой на работу.
2. На вводном инструктаже преследовалась цель подготовки к основному этапу урока: проведен опрос по пройденным темам и связанным с усвоением новой темы. «Сильным» учащимся были даны тесты повышенной сложности. Показан видеоролик по теме. После показа мною приемов демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля проведен анализ выполнения каждой операции, повторение их обучающимися и произведен контроль полученных знаний. Вновь вспомнили ТБ. ИспользоваЛ различные средства обучения: тесты, фронтальный опрос, показ фрагментов видеоролика по теме.
Во время текущего инструктажа:
1. Проведен инструктаж по ТБ и ОТ при выполнении демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля
2. Проведены целевые обходы:
2.1. по организации рабочих мест, соблюдению правил ТБ.
2.2. по проверке правильности выполнения трудовых приемов.
2.3. по проверке правильности ведения само и взаимоконтроля.
2.4. по проверке правильности соблюдения технических и технологических условий в работе.
На заключительном инструктаже я:
- проанализировал работу обучающихся и дал оценку
- отметил работу лучших и слабо усвоивших материал обучающихся (оценки «5», «4», «3»)
- разобрал наиболее типичные ошибки в работе обучающихся и дал рекомендации по их устранению.
В ходе проведения вводного и текущего инструктажей (актуализация опорных знаний, объяснение нового материала, усвоение первоначальных умений и навыков) были использованы следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассуждение, беседа);
- объяснительно-иллюстративный (видеоролик, документы письменного инструктирования, карты самоконтроля);
- метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля (при выполнении практического задания).
В ходе урока учебной практики прослеживались такие основные аспекты, как связь теории с практикой и межпредметные связи. Учебно-познавательная деятельность обучаемых в усвоении ими изучаемого материала на уроке имела продуктивный характер: побуждение к активности (фронтальный опрос по пройденному материалу, индивидуальные задания по выстраиванию техпроцесса); присутствовало разнообразие видов деятельности, различные формы контроля и самоконтроля. Я считаю, что мой урок достиг своих целей во всех их аспектах: качество знаний учащихся неплохое, умения и навыки демонтажа и монтажа колес легкового автомобиля ребята показали на хорошем уровне, работы выполнили аккуратно, быстро, в соответствии с требованиями качества и соблюдения правил ТБ. Атмосфера на уроке была рабочей, психологический настрой и обстановка для работы на уроке были мною созданы.
В качестве результата урока можно рассматривать следующее:
1.Обучающиеся в течение всего занятия были активны и организованы.
2.Урок был содержательным, мобильным, интересным.
3.Учебная производственная работа, выполненная обучающимися, явилась показателем хорошего качества усвоения учебного материала,
На протяжении всего урока осуществлялся контроль и самоконтроль. Обучающая, развивающая и воспитательная задачи урока решались в единстве с образовательной.
- Практическое задание выполнили все обучающиеся с хорошим, отличным и удовлетворительным качеством. (ПК 1.2)
Для достижения поставленных на уроке целей были использованы следующие средства обучения: ПК, методические рекомендации по выполнению практических работ; и такие методы, как: словесно-наглядный, практический. Кроме того, на уроке были использованы здоровьесберегающие технологии. Все это обеспечило более наглядное представление изучаемого материала, а также способствовало развитию самостоятельности обучающихся на уроке, повышению их познавательной активности.