Самоанализ воспитательной деятельности за 2023-2024 уч.год
3 а класс, кл. руководитель: Иванова Т.Ю.
Исходя из цели воспитательной работы школы ,были сформулированы цели и задачи воспитательной работы класса.
Цель воспитания в МАОУ «Селенгинская СОШ №1» – личностное развитие школьников.
Целевые приоритеты в воспитании детей младшего школьного возраста:
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально-значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Задачи, которые наиболее успешно решались с классом 2023-24 уч г :
1. Создать условия для формирования «образа успешного ученика»: развитие познавательных процессов и интересов личности учащихся;
2. Содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
3.Дальнейшее укрепление ученического коллектива через массовые и коллективные мероприятия, а также через поручения в микрогруппах, как разовые, так и постоянные.
4. Продолжить работу по формированию навыков культуры поведения и общения учащихся. Развитие умения анализировать и оценивать свои поступки и действия; проявлять толерантность по отношению к окружающим.
5.Дальнейшее сплочение родительского коллектива , координирование взаимодействия с учителями, социальным педагогом, психологом школы.
На протяжении всего учебного года велась работа по формированию детского коллектива.
Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, КТД, классные часы, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
Работа в течение года дала положительные результаты в решении поставленных задач. А именно: дети, учились взаимодействовать и дружить. У ребят проявляется интерес к знаниям, они с удовольствием слушают учителя, интересуются, задают массу вопросов. Ребята способны проявлять чувство сострадания, доброты. Хотя не у всех высокая потребность в учении, вот над чем и предстоит продолжить работу в 4 классе.
Определённые результаты в течение учебного года достигнуты в развитии классного коллектива. По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными. Важно, что в классе есть ребята с высоким уровнем нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе.
Сплочению классного коллектива в значительной мере способствовали такие формы работы как: классные часы, поздравление именинников, посещение культурно-досуговых мероприятий. Дети доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя
Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших школьников. Учу ребят свободно высказывать свое мнение, отстаивать его.К сожалению, иногда в классе возникают межличностные конфликты, которые стараюсь решить безболезненно для каждого учащегося. Побуждаю ребят видеть не только недостатки других людей, но и свои. Учу ребят уважать друг друга, быть терпимыми к окружающими.
. Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, тренерами, педагогами школы искусств. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Ведется работа по созданию положительного имиджа класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований. В классе есть лидеры , которые иногда вступают в противоборство, иногда возникают конфликтные ситуации.
. Над формированием деловых отношений в классном коллективе нужно более активно продолжить работу в 4 классе. В начале учебного года на классном часе выбрали актив класса.
Каждый учащийся в классе имеет поручения, но не всегда и не все готовы исполнять их.
Считаю, что уровень сплочения классного коллектива к концу года значительно повысился.
Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные плоды. Тематика мероприятий, кл.часов была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников.
Все мероприятия у детей вызывали интерес и активное участие, но наиболее эмоциональным был праздник Новый год ,где класс представил номер «Морские пираты и русалки», принимали участие все ребята ,экскурсия в музей ОАО СЦКК и спортивный праздник в ДЮСШ, запомнился ребята праздники на 8 марта и 23 февраля. Здесь дети могли свободно танцевать, играть, участвовать в конкурсах по душе, сами выступать в роли ведущих, придумывая задания и конкурсы для именинников. Здесь проявили ребята себя из актива класса под руководством учителя.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед:
«О ценностях жизни» «Мои права и обязанности» «Умей сказать «Нет»- тд.
Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.
В течение года велась работа по формированию нравственных качеств . Ребята учились быть добрыми, милосердными, вежливыми, дружными, учились отличать плохие поступки от хороших во время бесед: «Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть», « Хочу и нужно», во время часов общения «О ценностях жизни» ,участвовали в выставке «Папа может…», рассуждали на классном часе »Легко ли быть мамой?»
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости. Пермяков Дмитрий принимал участие в районном конкурсе «Веселые старты». Ежегодно ребята с удовольствием участвуют в традиционном «Турслете».Думаю, станет традицией нашего класса ходить на День здоровья в спортивную школу совместно с родителями. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
Воспитание школьников в духе уважения к традициям, истории родной земли, гражданско –патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения.Ребята и родители нашего класса принимали активное участие во всех акциях,которые проводились в школе в поддержку солдатов ,участвующих в СВО: письма,посылки,открытки на 23 февраля ,украшение на Новый год и тд. Классные часы: «Я горжусь своей Родиной», « День Конституции РФ», «Изучаем права и обязанности», «Герои живут рядом с нами», «День народного единства». Чтение и обсуждение рассказов о Родине, просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов о ВОВ. Ежегодный проект в нашем классе ко Дню Победы- «Города-герои». Традиционный общешкольный концерт к 9 мая- «Россия-это мы».Наши девочки Ангольд Вика и Наделяева Лиза приняли участие в краеведческой конференции «С чего начинается Родина?» Отмечены дипломами и грамотами (см приложение) В предверии Великой Победы были проведены мероприятия в течение всего учебного года.В мероприятиях приняли участие весь класс:
1.Конкурс рисунков “Я рисую Победу,акция “Окна Победы””Георгиевская ленточка”,впервые присоединились к акции”Блокадная ласточка”.Ни одного ребенка не оставили равнодушным эти мероприятия.
Огромная доля мероприятий была проведена по направлению “Профилактика и безопасность”Беседы на темы антитеррора, профилактики правонарушений, безнадзорности, проведение инструктажей по ТБ, ППБ и ПДД, безопасное поведение при ЧС, уроки медиобезопасности школьников. Проводились ежедневные беседы- напоминания о необходимости соблюдать правила безопасного поведения на дорогах «Безопасный путь в школу». Беседы с сотрудниками ГИМС, МЧС. Отрабатывали навыки при пожарной тревоге, вооруженном нападении .
В рамках трудового, профориентационное воспитания были проведены следующие мероприятия: Классный час «Все профессии важны» ,организована родителями экскурсия на предприятие ,где работают родители детей- ОАО СЦКК.
В течение учебного был реализован курс «Разговоры о важном», который разработан во взаимосвязи с программой воспитания. Задачи курса: развитие у обучающихся ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью; формирование его российской идентичности;интереса к познанию; осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других; выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности; развитие у школьников общекультурной компетентности; развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор; осознание своего места в обществе; познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; формирование готовности к личностному самоопределению. В каждом внеурочном занятии выделяли нравственные ценности: Историческая память, преемственность поколений, патриотизм — любовь к Родине ,доброта, добрые дела, семья и семейные ценности ,культура России ,наука на службе Родины и тд
. Могу сказать, что любое мероприятие ,школьное или классное ,находило отклик у детей. Они способствовали сплочению коллектива, влияли на формирование сознательной дисциплины и на нравственное развитие. Мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях соответствуют их возрастным особенностям, к ним можно отнести :
- потребность в самореализации, в самовыражении;
- потребность в расширении круга общения;
- потребность в эмоциональной насыщенности общения;
- выражение своего творческого начала.
Главной задачей было нацелить детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости.
Большое внимание уделялось просветительской работе с родителями..
В течение учебного года осуществлялась работа с родителями. Проводились индивидуальные беседы и тематические консультации, заседания родительского комитета, а также родительские собрания по темам:
В течение года были проведены родительские собрания: : Семья и школа: взгляд в одном направлении, О воспитании сознательной дисциплины
«Семья и школа: взгляд в одном направлении» .Предупреждение вредных привычек или как уберечь детей от беды. Хочу и должен. Профилактика правонарушений.
«О родных и близких людях с любовью. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка».
«Перелистывая страницы учебного года. Здоровый ребенок - хороший ученик. Безопасный организованный отдых летом.»
Проводились индивидуальные консультации по различным вопросам, связанным с воспитанием детей. Разбирались конкретные возникающие ситуации :дети с низкой мотивацией, пропуски уроков. Для проведения индивидуальной беседы с родителями привлекался социальный педагог.
Участие родителей в воспитательном процессе осуществлялось с помощью следующих форм деятельности:
-внеклассные мероприятия(Программа на 8 марта, приобретение подарков, организация чаепитий).
-помощь в организации и проведении внеклассных дел(экскурсия на ОАО СЦКК,ДЮСШ)
-помощь в укреплении материально - технической базы класса.(ремонт класса)
Хочется отметить, что не все родители активно участвовали в классных и школьных мероприятиях, большинство занимает наблюдательную позицию. Самым активным и неравнодушным родителям вручены благодарственные письма.
Неоценимую помощь оказали педагоги ДДТ, которые воспитывали чувство прекрасного, трудолюбие.
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям младших школьников.
Считаю целесообразным планирование следующих воспитательных задач на 2024-2025 уч год :
1. Создать условия для формирования «образа успешного выпускника начальной школы »: развитие познавательных процессов и интересов личности учащихся;
2. Содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
3.Дальнейшее укрепление ученического коллектива через массовые и коллективные мероприятия, а также через поручения в микрогруппах, как разовые, так и постоянные.
4. Продолжить работу по формированию навыков культуры поведения и общения учащихся. Развитие умения анализировать и оценивать свои поступки и действия; проявлять толерантность по отношению к окружающим.
5.Дальнейшее сплочение родительского коллектива , координирование взаимодействия с учителями, социальным педагогом, психологом школы.
6. -Совершенствовать и углублять классную систему ученического самоуправления.