СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Самоанализ воспитательной работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ воспитательной работы в группе за 2021-2022 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«"Самоанализ воспитательной работы"»

Самоанализ воспитательной работы в группе
за 2021-2022 учебный год


Воспитатель: Селезнева Ирина Александровна

8 группа


В своей воспитательной работе с детьми опираюсь на следующие документы:

- Закон РФ об образовании;

- Конвенцию о правах ребенка;

- Устав школы - интерната;

- Рабочая программа воспитания школы-интерната;

- Программа экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. «Окружающая среда и здоровье человека»

На начало года в группе было 14 учащихся, на конец учебного года - 14.

Детский коллектив уже сложился. В течение года у всех детей были поручения в группе, но выполняли их под контролем со стороны воспитателя.

В течение учебного года проводилась лечебно-профилактическая работа медицинским персоналом (профилактика, организация оздоровительных мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического режима) и психологом (снижение агрессивности, снятие стрессов, стабилизация эмоционально-волевой сферы).

Работа была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечивает физическое, нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, трудовое воспитание и содержит материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме.

Содержание воспитательной работы строилось с учётом интеллектуальных особенностей воспитанников, их потребностей. Использую такие формы воспитательной работы как: воспитательное мероприятие, прогулки, экскурсии, КТД, игра, диспут, круглый стол.

Цели и задачи, поставленные в прошлом учебном году, реализовывались через вовлечение группы в различные мероприятия, беседы, воспитательские мероприятия.

Были поставлены следующие воспитательные цели:

- формирование семейных ценностей и заботы о пожилых людях, волонтерство;

- формирование профессионального самоопределения, развитие трудолюбия; - воспитание у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ;

- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям;

- воспитание у обучающихся ценностного отношения к природе;

- формирование культурных и духовных ценностей;

- формирование опыта разрешения конфликтных ситуаций в группе;

- развитие личностных качеств, ответственности за свои поступки.


Для реализации поставленных целей в соответствии с модулями «Ключевые общешкольные дела», «Экскурсии и прогулки», «Организация предметно-эстетической среды», «Безопасность жизнедеятельности и профилактика правонарушений» были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:

- гражданско-патриотическое воспитание;

- интеллектуально-познавательное воспитание;

- спортивно-оздоровительное воспитание;

- семейное воспитание;

- профориентация;

- нравственное, правовое воспитание.
Работа воспитателя была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечивала физическое, нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание и содержала материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме. 

Воспитательная работа планировалась с учетом возрастных особенностей, интересов и увлечений детей. Воспитательные мероприятия преимущественно были в виде бесед, часов общения, круглых столов, КТД, презентаций, просмотров видеороликов, творческих занятий.

В течение учебного года дети приняли участие в спортивных соревнованиях, школьных выставках, конкурсах разного уровня (региональные, муниципальные, межрегиональные, всероссийские) и интернет конкурсах. За свое участие дети получали грамоты, дипломы, благодарственные письма.

Спортивно - развлекательные мероприятия: Областные соревнования по легкой атлетике (Попова Инна, Титов Вадим, Михин Коля), Веселые старты ко Дню защиты детей (Сухоруков Вадим, Винник Владислав).

Конкурсы рисунков: стенгазета ко Дню защитника Отечества; стенгазета «8 марта»; стенгазета «Неделя математики»; «День космонавтики», «Светлая Пасха».

Областные конкурсы и акции:

Экологическая акция «Покормите птиц зимой», «Первоцвет», «Скворушка».

Областные акции «Безопасность в сети интернет», «Телефон доверия», «Дети против насилия», «День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны», мероприятия в рамках гражданской обороны и противодействия ЧС.

Областной конкурс «Новогодний калейдоскоп», «Зимняя фантазия», «Неопалимая купина», «Да здравствует футбол», «Парад профессий», «Имею право», «Многоцветие России», «Весны очарование», «Подарок Ветерану».

Всероссийские конкурсы:

«На защите мира», «Один миг из жизни спасателя».

Интернет-конкурсы: международный конкурс для детей «Совушка», международный творческий конкурс для детей с ОВЗ «Как прекрасен этот мир».


Воспитанники в течение учебного года посещали кружки: танцевальный «Солнышко», декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп» и спортивная секция «Атлет». Кружковая работа оказывает большую помощь в развитии творческих и индивидуальных способностей учащихся, а также в профилактике правонарушений, создавая условия, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.


Вариативные модули

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Воспитательная работа по данному модулю была направлена на:

- закрепление навыков общения в коллективной деятельности;

- развитие нравственно-личностных и творческих качеств;

- расширение представлений детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.

В своей работе учитывала особенности возраста учащихся (депрессивные настроения воспитанников, уровень мотивационной сферы, склонность к поведенческим расстройствам, творческие способности детей). Способствовала укреплению и сплочению детского коллектива, развивала творческие умения и навыки детей.

Дети активно участвовали в общешкольных и групповых мероприятиях в рамках модуля: «День знаний», «День солидарности в борьбе с терроризмом «Мы помним тебя, Беслан», мероприятия в рамках месячника безопасности, «День учителя», «День Матери», «День народного единства», «Новогодний карнавал», «Прекрасным дамам посвящается», «Последний звонок».

В первом и втором полугодие проводилась диагностика развития личности, уровня воспитанности учащихся. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что общий уровень воспитанности группы на начало и конец учебного года средний.


Модуль «Экскурсии и прогулки»

Воспитательная работа по данному модулю была направлена на:

- расширение кругозора воспитанников;

- получение знаний об окружающей их природной, социальной и культурной среде;

- формирование бережного отношения к природе и памятникам культурного наследия.

На экскурсиях и прогулках старались создать благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживания, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества, бережного отношения к природе и памятникам культуры.

В рамках работы по данному модулю дети участвовали в областных экологических акциях «Покормите птиц зимой», «Скворушка», «Первоцвет».

По итогам учебного года с детьми был проведен анализ работы, в ходе которого было отмечено, что основные цели были достигнуты, но необходимо обратить внимание на развитие культурного отношения к памятникам.


Модуль «Формирование предметно-эстетической среды»

Воспитательная работа по данному разделу была направлена на:

- обогащение внутреннего мира обучающихся;

- формирование чувства вкуса и стиля;

- формирование бережного отношения к природе и памятникам культурного наследия.

Совместно с воспитателем в течение учебного года дети активно работали над выполнением задач. Итогом данной работы стало: размещение на стенах в коридоре творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал; озеленение пришкольной территории; благоустройство групповой комнаты совместно с воспитателями.


Модуль «Безопасность жизнедеятельности и профилактика правонарушений»

Воспитательная работа по данному разделу была направлена на:

- создание безопасной образовательной среды для обучающихся;

- формирование навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

- профилактика травматизма;

- профилактика правонарушений и вредных привычек.

Среди мероприятий в рамках данного модуля, с обучающимися был проведен цикл воспитательных мероприятий, круглых столов на темы:

«Человек в обществе. Нормы общения»,

«Мои права и обязанности»,

«Сделай здоровый выбор»,

«Факторы, влияющие на здоровье человека»,

«Вредные привычки. Как противостоять им», а также были проведены все необходимые инструктажи по технике безопасности.


В рамках данных модулей были выделены следующие направления воспитательной работы:
Семейное воспитание.

Воспитательная работа по данному направлению была направлена на:

-расширение представлений об отношениях в семье и заботливом отношении к родителям и пожилым людям;

-развитие нравственно-личностные качеств: доброта, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость;

-расширение представлений детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.


В своей работе учитывала особенности возраста учащихся (депрессивные настроения воспитанников, уровень мотивационной сферы, склонность к поведенческим расстройствам). Способствовала укреплению и сплочению детского коллектива, насыщала занятия проблемными ситуациями реальной жизни, в ходе решения которых дети усваивали социально одобряемые нормы и ценности.

Нравственные позиции учащихся характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями. Учащиеся не всегда понимают ценности получения образования для собственного развития.

Для реализации данного направления воспитательной работы проведены воспитательные мероприятия:

Беседа: «Семья…как много в этом слове!»

Беседа: «Семья и семейные ценности»

Час общения: «Уважение как основа доброжелательных отношений»

Викторина: «Я и моя семья»

КТД: «Добру откроем мы сердца»

Мероприятия были направленны на закрепление навыков правильного общения, становления личностной позиции «я и другие», этичного поведения в общественных местах и с окружающими людьми.


Спортивно-оздоровительное воспитание.

Проводя работу по данному направлению, ставились задачи:

-формирование у детей ответственности за своё здоровье;

-отработка санитарно - гигиенических навыков до автоматизма; предупреждение и профилактика вредных привычек.

-развитие в детях потребности в занятиях физической культурой и спортом.

В соответствии с данными задачами были определены основные направления работы:

- профилактика и оздоровление - физкультурная разминка во время воспитательного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, коррекции осанки;

- информационно—консультативная работа - лекции школьной медсестры, ежемесячные воспитательные мероприятия, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: викторины, спортивные соревнования.

Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные мероприятия:

Беседа: «Знай и помни ОБЖ!»

Час общения: «Школа безопасности»

Викторина по ПДД: «Знай и соблюдай»

Час общения: «Спорт – здоровье – мы»

Деловая игра: «Страна здоровья»

Воспитанники: ежедневно выполняют утреннюю зарядку (под контролем воспитателя); владеют навыками самообслуживания; стараются содержать в чистоте класс, спальни, рабочие места, принимают участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных играх.

Воспитанники знают: основные правила безопасного поведения в помещение, на улице, в природе; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.


Гражданско-патриотическое воспитание.

Целью данного направления является формирование гражданско - патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-формирование у воспитанников патриотического сознания,

-формирование готовности к выполнению конституционных обязанностей.

-формирование у детей представлений о понятии «Родина»; воспитание гордости за своё Отечество, символы государства, свой народ;

-познакомить учащихся с традиционными народными праздниками и обычаями.

Воспитательная работа по гражданско-патриотическому воспитанию основывалась на системе мероприятий, в том числе и традиционных, которые предусматривали формирование у ребят высокого патриотического сознания, воспитание гражданской позиции по отношению к своей школе, родному краю, своей семье. Большое внимание уделялось закреплению навыков осмысления себя как ученика, гражданина общества, уважения к Родине, ее народу, к своей малой Родине, и своей школе. Знакомила учащихся с историческим прошлым малой Родины, обычаями и традициями. Воспитывала уважение к защитникам своей малой Родины.

Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные мероприятия:

Беседа: «Патриотизм. Гражданственность. Долг»

Круглый стол: «Героями не рождаются, героями

становятся»

Заочное путешествие: «Воронеж – город воинской славы»

Беседа: «Моя малая Родина»

Экскурсия к мемориалу «Славы»

Воспитанники знают:

-историю своей страны, города;

-традиционные праздники и обычаи русского народа.


Нравственное, правовое воспитание.

Воспитательная работа по данному направлению была направлена на:

-формирование представлений о правах и обязанностях ребенка;

-закрепление знаний правил для учащихся школы-интерната;

-закрепление знаний о правонарушениях и ответственности за них.

В течение года закреплялись модели социального, нравственного, адаптивного поведения. При проведение воспитательных мероприятий учитывала возрастные особенности детей. Дети знают, что в нашей стране, в нашей школе существуют правила, которые должны выполнять дети и взрослые, знают положения «Устава школы». Дети ознакомлены с гражданским законодательством.

Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные мероприятия:

Беседа: «Культура поведения в школе»

Час общения: «Поговорим о нравственных ценностях»

Беседа: «Будьте добрыми и человечными»

Игра-викторина: «Знатоки этикета»

Беседа с элементами практикума: «Словарь добрых слов и выражений»

Воспитанники знают и умеют:

-свои права и обязанности.

-выполняют правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате и т. п.

-участвуют в дежурстве по классу, по столовой, в спальне.

-знают о правонарушениях и ответственности за них.


Профориентация.

Воспитательная работа по данному направлению была направлена на:

-закрепление у детей навыков по самообслуживанию;

-воспитание в детях бережливости, аккуратности в сфере их обращения с вещами;

-воспитание уважительного отношения к чужому труду.

-привитие навыков культуры труда;

-развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.

Дети знают и выполняют правила поведения в школе, столовой, в общественных местах. Дети получили представление о профессиях. Знают где можно купить вещи и продукты, знают, как обратиться в поликлинику. Наработка навыков экономического просвещения необходима для следующего самоопределения в самостоятельной жизни. Этому виду воспитания уделяется особое внимание, так как дети должны выйти из школы подготовленными к самостоятельной жизни и труду.

Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные мероприятия:

Беседа: «Труд украшает человека»

Час общения: «В поисках будущей профессии»

Беседа-размышление: «Как найти своё призвание»

Познавательный час: «Без труда ничего не даётся»

Викторина: «Радуга профессий»


Воспитанники знают и умеют:

-владеют навыками самообслуживания.

-выполняют правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате и т. п.

-участвуют в дежурстве по классу, по столовой, в спальне.

-знают о востребованных профессиях района.

Мероприятия были направлены на закрепление трудовых знаний, трудовых умений, на воспитание трудолюбия. Отработанные трудовые навыки помогут воспитанникам быстрее адаптироваться в самостоятельной жизни. Дети знают, как привести свои вещи в порядок, как следить за порядком в классе, спальне.

Выводы:

Получилось:

- изучить учащихся класса, их отношения, общение и деятельность в классном коллективе;

- познать личность каждого ребенка, его особенности, склонности;

- привлечь всех учащихся к делам класса и школы;

Не удалось:

- полностью справиться с проблемами дисциплины.

- повысить уровень воспитанности класса.


Общие выводы:

Воспитательный процесс в течение учебного года был направлен на создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника в группе. 

Большая ежедневная работа проводилась по формированию эффективного и адаптивного поведения, к каждому воспитаннику применялся индивидуальный подход. Стремилась, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно. Все режимные моменты проводила своевременно, в соответствии с требованиями. Велась работа по формированию положительных взаимоотношений между сверстниками, старшими и младшими, доброжелательности, чувства коллективизма.

Таким образом, вся воспитательная работа строилась и велась в соответствии с особенностями воспитанников. Во всех направлениях достигнуты определенные результаты, но все же необходимо далее продолжать работу по выбранным направлениям.