Самоанализ воспитательной работы в группе
за 2021-2022 учебный год
Воспитатель: Селезнева Ирина Александровна
8 группа
В своей воспитательной работе с детьми опираюсь на следующие документы:
- Закон РФ об образовании;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Устав школы - интерната;
- Рабочая программа воспитания школы-интерната;
- Программа экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. «Окружающая среда и здоровье человека»
На начало года в группе было 14 учащихся, на конец учебного года - 14.
Детский коллектив уже сложился. В течение года у всех детей были поручения в группе, но выполняли их под контролем со стороны воспитателя.
В течение учебного года проводилась лечебно-профилактическая работа медицинским персоналом (профилактика, организация оздоровительных мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенического режима) и психологом (снижение агрессивности, снятие стрессов, стабилизация эмоционально-волевой сферы).
Работа была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечивает физическое, нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, трудовое воспитание и содержит материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме.
Содержание воспитательной работы строилось с учётом интеллектуальных особенностей воспитанников, их потребностей. Использую такие формы воспитательной работы как: воспитательное мероприятие, прогулки, экскурсии, КТД, игра, диспут, круглый стол.
Цели и задачи, поставленные в прошлом учебном году, реализовывались через вовлечение группы в различные мероприятия, беседы, воспитательские мероприятия.
Были поставлены следующие воспитательные цели:
- формирование семейных ценностей и заботы о пожилых людях, волонтерство;
- формирование профессионального самоопределения, развитие трудолюбия; - воспитание у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям;
- воспитание у обучающихся ценностного отношения к природе;
- формирование культурных и духовных ценностей;
- формирование опыта разрешения конфликтных ситуаций в группе;
- развитие личностных качеств, ответственности за свои поступки.
Для реализации поставленных целей в соответствии с модулями «Ключевые общешкольные дела», «Экскурсии и прогулки», «Организация предметно-эстетической среды», «Безопасность жизнедеятельности и профилактика правонарушений» были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- интеллектуально-познавательное воспитание;
- спортивно-оздоровительное воспитание;
- семейное воспитание;
- профориентация;
- нравственное, правовое воспитание.
Работа воспитателя была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечивала физическое, нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание и содержала материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме.
Воспитательная работа планировалась с учетом возрастных особенностей, интересов и увлечений детей. Воспитательные мероприятия преимущественно были в виде бесед, часов общения, круглых столов, КТД, презентаций, просмотров видеороликов, творческих занятий.
В течение учебного года дети приняли участие в спортивных соревнованиях, школьных выставках, конкурсах разного уровня (региональные, муниципальные, межрегиональные, всероссийские) и интернет конкурсах. За свое участие дети получали грамоты, дипломы, благодарственные письма.
Спортивно - развлекательные мероприятия: Областные соревнования по легкой атлетике (Попова Инна, Титов Вадим, Михин Коля), Веселые старты ко Дню защиты детей (Сухоруков Вадим, Винник Владислав).
Конкурсы рисунков: стенгазета ко Дню защитника Отечества; стенгазета «8 марта»; стенгазета «Неделя математики»; «День космонавтики», «Светлая Пасха».
Областные конкурсы и акции:
Экологическая акция «Покормите птиц зимой», «Первоцвет», «Скворушка».
Областные акции «Безопасность в сети интернет», «Телефон доверия», «Дети против насилия», «День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны», мероприятия в рамках гражданской обороны и противодействия ЧС.
Областной конкурс «Новогодний калейдоскоп», «Зимняя фантазия», «Неопалимая купина», «Да здравствует футбол», «Парад профессий», «Имею право», «Многоцветие России», «Весны очарование», «Подарок Ветерану».
Всероссийские конкурсы:
«На защите мира», «Один миг из жизни спасателя».
Интернет-конкурсы: международный конкурс для детей «Совушка», международный творческий конкурс для детей с ОВЗ «Как прекрасен этот мир».
Воспитанники в течение учебного года посещали кружки: танцевальный «Солнышко», декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп» и спортивная секция «Атлет». Кружковая работа оказывает большую помощь в развитии творческих и индивидуальных способностей учащихся, а также в профилактике правонарушений, создавая условия, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.
Вариативные модули
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Воспитательная работа по данному модулю была направлена на:
- закрепление навыков общения в коллективной деятельности;
- развитие нравственно-личностных и творческих качеств;
- расширение представлений детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
В своей работе учитывала особенности возраста учащихся (депрессивные настроения воспитанников, уровень мотивационной сферы, склонность к поведенческим расстройствам, творческие способности детей). Способствовала укреплению и сплочению детского коллектива, развивала творческие умения и навыки детей.
Дети активно участвовали в общешкольных и групповых мероприятиях в рамках модуля: «День знаний», «День солидарности в борьбе с терроризмом «Мы помним тебя, Беслан», мероприятия в рамках месячника безопасности, «День учителя», «День Матери», «День народного единства», «Новогодний карнавал», «Прекрасным дамам посвящается», «Последний звонок».
В первом и втором полугодие проводилась диагностика развития личности, уровня воспитанности учащихся. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что общий уровень воспитанности группы на начало и конец учебного года средний.
Модуль «Экскурсии и прогулки»
Воспитательная работа по данному модулю была направлена на:
- расширение кругозора воспитанников;
- получение знаний об окружающей их природной, социальной и культурной среде;
- формирование бережного отношения к природе и памятникам культурного наследия.
На экскурсиях и прогулках старались создать благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживания, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества, бережного отношения к природе и памятникам культуры.
В рамках работы по данному модулю дети участвовали в областных экологических акциях «Покормите птиц зимой», «Скворушка», «Первоцвет».
По итогам учебного года с детьми был проведен анализ работы, в ходе которого было отмечено, что основные цели были достигнуты, но необходимо обратить внимание на развитие культурного отношения к памятникам.
Модуль «Формирование предметно-эстетической среды»
Воспитательная работа по данному разделу была направлена на:
- обогащение внутреннего мира обучающихся;
- формирование чувства вкуса и стиля;
- формирование бережного отношения к природе и памятникам культурного наследия.
Совместно с воспитателем в течение учебного года дети активно работали над выполнением задач. Итогом данной работы стало: размещение на стенах в коридоре творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал; озеленение пришкольной территории; благоустройство групповой комнаты совместно с воспитателями.
Модуль «Безопасность жизнедеятельности и профилактика правонарушений»
Воспитательная работа по данному разделу была направлена на:
- создание безопасной образовательной среды для обучающихся;
- формирование навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
- профилактика травматизма;
- профилактика правонарушений и вредных привычек.
Среди мероприятий в рамках данного модуля, с обучающимися был проведен цикл воспитательных мероприятий, круглых столов на темы:
«Человек в обществе. Нормы общения»,
«Мои права и обязанности»,
«Сделай здоровый выбор»,
«Факторы, влияющие на здоровье человека»,
«Вредные привычки. Как противостоять им», а также были проведены все необходимые инструктажи по технике безопасности.
В рамках данных модулей были выделены следующие направления воспитательной работы:
Семейное воспитание.
Воспитательная работа по данному направлению была направлена на:
-расширение представлений об отношениях в семье и заботливом отношении к родителям и пожилым людям;
-развитие нравственно-личностные качеств: доброта, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость;
-расширение представлений детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
В своей работе учитывала особенности возраста учащихся (депрессивные настроения воспитанников, уровень мотивационной сферы, склонность к поведенческим расстройствам). Способствовала укреплению и сплочению детского коллектива, насыщала занятия проблемными ситуациями реальной жизни, в ходе решения которых дети усваивали социально одобряемые нормы и ценности.
Нравственные позиции учащихся характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями. Учащиеся не всегда понимают ценности получения образования для собственного развития.
Для реализации данного направления воспитательной работы проведены воспитательные мероприятия:
Беседа: «Семья…как много в этом слове!»
Беседа: «Семья и семейные ценности»
Час общения: «Уважение как основа доброжелательных отношений»
Викторина: «Я и моя семья»
КТД: «Добру откроем мы сердца»
Мероприятия были направленны на закрепление навыков правильного общения, становления личностной позиции «я и другие», этичного поведения в общественных местах и с окружающими людьми.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
Проводя работу по данному направлению, ставились задачи:
-формирование у детей ответственности за своё здоровье;
-отработка санитарно - гигиенических навыков до автоматизма; предупреждение и профилактика вредных привычек.
-развитие в детях потребности в занятиях физической культурой и спортом.
В соответствии с данными задачами были определены основные направления работы:
- профилактика и оздоровление - физкультурная разминка во время воспитательного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, коррекции осанки;
- информационно—консультативная работа - лекции школьной медсестры, ежемесячные воспитательные мероприятия, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: викторины, спортивные соревнования.
Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные мероприятия:
Беседа: «Знай и помни ОБЖ!»
Час общения: «Школа безопасности»
Викторина по ПДД: «Знай и соблюдай»
Час общения: «Спорт – здоровье – мы»
Деловая игра: «Страна здоровья»
Воспитанники: ежедневно выполняют утреннюю зарядку (под контролем воспитателя); владеют навыками самообслуживания; стараются содержать в чистоте класс, спальни, рабочие места, принимают участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных играх.
Воспитанники знают: основные правила безопасного поведения в помещение, на улице, в природе; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Целью данного направления является формирование гражданско - патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-формирование у воспитанников патриотического сознания,
-формирование готовности к выполнению конституционных обязанностей.
-формирование у детей представлений о понятии «Родина»; воспитание гордости за своё Отечество, символы государства, свой народ;
-познакомить учащихся с традиционными народными праздниками и обычаями.
Воспитательная работа по гражданско-патриотическому воспитанию основывалась на системе мероприятий, в том числе и традиционных, которые предусматривали формирование у ребят высокого патриотического сознания, воспитание гражданской позиции по отношению к своей школе, родному краю, своей семье. Большое внимание уделялось закреплению навыков осмысления себя как ученика, гражданина общества, уважения к Родине, ее народу, к своей малой Родине, и своей школе. Знакомила учащихся с историческим прошлым малой Родины, обычаями и традициями. Воспитывала уважение к защитникам своей малой Родины.
Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные мероприятия:
Беседа: «Патриотизм. Гражданственность. Долг»
Круглый стол: «Героями не рождаются, героями
становятся»
Заочное путешествие: «Воронеж – город воинской славы»
Беседа: «Моя малая Родина»
Экскурсия к мемориалу «Славы»
Воспитанники знают:
-историю своей страны, города;
-традиционные праздники и обычаи русского народа.
Нравственное, правовое воспитание.
Воспитательная работа по данному направлению была направлена на:
-формирование представлений о правах и обязанностях ребенка;
-закрепление знаний правил для учащихся школы-интерната;
-закрепление знаний о правонарушениях и ответственности за них.
В течение года закреплялись модели социального, нравственного, адаптивного поведения. При проведение воспитательных мероприятий учитывала возрастные особенности детей. Дети знают, что в нашей стране, в нашей школе существуют правила, которые должны выполнять дети и взрослые, знают положения «Устава школы». Дети ознакомлены с гражданским законодательством.
Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные мероприятия:
Беседа: «Культура поведения в школе»
Час общения: «Поговорим о нравственных ценностях»
Беседа: «Будьте добрыми и человечными»
Игра-викторина: «Знатоки этикета»
Беседа с элементами практикума: «Словарь добрых слов и выражений»
Воспитанники знают и умеют:
-свои права и обязанности.
-выполняют правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате и т. п.
-участвуют в дежурстве по классу, по столовой, в спальне.
-знают о правонарушениях и ответственности за них.
Профориентация.
Воспитательная работа по данному направлению была направлена на:
-закрепление у детей навыков по самообслуживанию;
-воспитание в детях бережливости, аккуратности в сфере их обращения с вещами;
-воспитание уважительного отношения к чужому труду.
-привитие навыков культуры труда;
-развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.
Дети знают и выполняют правила поведения в школе, столовой, в общественных местах. Дети получили представление о профессиях. Знают где можно купить вещи и продукты, знают, как обратиться в поликлинику. Наработка навыков экономического просвещения необходима для следующего самоопределения в самостоятельной жизни. Этому виду воспитания уделяется особое внимание, так как дети должны выйти из школы подготовленными к самостоятельной жизни и труду.
Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные мероприятия:
Беседа: «Труд украшает человека»
Час общения: «В поисках будущей профессии»
Беседа-размышление: «Как найти своё призвание»
Познавательный час: «Без труда ничего не даётся»
Викторина: «Радуга профессий»
Воспитанники знают и умеют:
-владеют навыками самообслуживания.
-выполняют правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате и т. п.
-участвуют в дежурстве по классу, по столовой, в спальне.
-знают о востребованных профессиях района.
Мероприятия были направлены на закрепление трудовых знаний, трудовых умений, на воспитание трудолюбия. Отработанные трудовые навыки помогут воспитанникам быстрее адаптироваться в самостоятельной жизни. Дети знают, как привести свои вещи в порядок, как следить за порядком в классе, спальне.
Выводы:
Получилось:
- изучить учащихся класса, их отношения, общение и деятельность в классном коллективе;
- познать личность каждого ребенка, его особенности, склонности;
- привлечь всех учащихся к делам класса и школы;
Не удалось:
- полностью справиться с проблемами дисциплины.
- повысить уровень воспитанности класса.
Общие выводы:
Воспитательный процесс в течение учебного года был направлен на создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника в группе.
Большая ежедневная работа проводилась по формированию эффективного и адаптивного поведения, к каждому воспитаннику применялся индивидуальный подход. Стремилась, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно. Все режимные моменты проводила своевременно, в соответствии с требованиями. Велась работа по формированию положительных взаимоотношений между сверстниками, старшими и младшими, доброжелательности, чувства коллективизма.
Таким образом, вся воспитательная работа строилась и велась в соответствии с особенностями воспитанников. Во всех направлениях достигнуты определенные результаты, но все же необходимо далее продолжать работу по выбранным направлениям.