Самоанализ занятия
преподавателя ОБЖ Минаева Михаила Анатольевича
29 группа, «Мастер ЖКХ»
24.10.2019 год.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
по теме: «Боевые традиции ВС РФ. Ритуалы ВС РФ».
Начать самоанализ занятия мне бы хотелось с краткой психологической характеристики группы. Атмосфера в группе открытая, доброжелательная. Студенты отличаются коммуникабельностью, проявляют интерес к учебе, неплохо усваивают новый материал. Группа неоднородная по уровням обученности, поэтому планируя работу в группе, стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого студента.
Тема занятия: «Боевые традиции ВС РФ. Ритуалы ВС РФ».
Данное занятие входит в раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность», на который отводится 2 часа.
Это занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели данного занятия:
- обучающие: усвоить студентами понятия « патриотизм», «долг», «воинский долг»; в чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ боевые традиции ВС РФ и ритуалы ВС РФ?
- развивающие: развивать умения самостоятельно ставить цели и задачи на занятие, развивать эмоционально-ценностное личностное отношение к жизни: помочь студентам осознать значимость изученного материала и содействовать осознанию студентами ценности изучаемого предмета в данной области;
- воспитывающие: воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории; формировать у студентов понимание личной ответственности за защиту Отечества; воспитывать у студентов чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее в годы Великой Отечественной войны, в ходе выполнения интернационального долга.
Оперативно, с минимальной затратой времени был проведен орг. момент. Тема и задачи занятия не были предложены в готовом виде, а сформулированы в процессе сотрудничества состудентами. Для этого им было предложена работа с учебником, что обеспечило мотивацию группы; студенты самостоятельно определили тему и цели занятия, наметили план решения поставленных задач.
Усвоение нового материала проходило в форме активного исследования поставленных проблем: что такое патриотизм? Кого можно назвать патриотом? В чём разница между понятиями «долг» и «воинский долг»? Это позволило включить всех студентов в активную учебную деятельность.
Такая организация изучения нового материала позволила избежать перегрузки и усвоить новый материал осознанно и прочно, о чем свидетельствовали ответы студентов.
Попутно происходило развитие интеллектуальных способностей студентов, отрабатывались общеучебные умения ( работать с книгой, подготовить устный ответ), коммуникативные умения, воспитывались интерес к предмету, культура речи, требовательность к себе, но в первую очередь занятие носило воспитывающий характер. Материал занятия был использован в целях патриотического воспитания.
На этапе первичного закрепления был использован фронтальный опрос с целью выявить правильность и осознанность студентами изученного материала. Следующий этап- это проверка домашнего задания. Этот этап был уместным, так как студенты приготовили сообщения об участниках Великой Отечественной войны (задание выполняли в группах). Заключительный этап занятия ставил цель подвести итог деятельности студентов, дать качественную оценку работы группы и отдельных студентов.
Домашнее задание было дано с учётом индивидуальных особенностей студентов в форме творческой работы, что дает возможность проверить как усвоен материал студентами, вырабатываются навыки изложения материала в письменной форме, способствует развитию умений работать с дополнительной информацией, расширению кругозора.
Данное занятие содержит в себе комплекс методических принципов обучения, т.к. невозможно реализация какого – либо одного принципа без взаимопроникновения других.
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности студентов).
- принцип научности содержания и методов обучения;
- принцип систематичности и последовательности в овладении изучаемого материала;
- принцип сознательности и самостоятельности студентов при руководящей роли преподавателя;
- принцип доступности обучения;
- принцип связи обучения с жизнью.
На занятие были применены следующие методы обучения:
1. Частично поисковый; объяснительно – иллюстративный, а именно словестно – индивидуальный, включающий в себя рассказ; наглядно – индивидуальный, включающий в себя практическую работу.
2. Проблемно – репродуктивный, а именно наглядно – индивидуальный, включающий в себя самостоятельную работу с учебником.
Способы управления учебной деятельностью разнообразны: фронтальный опрос, беседа, индивидуальная работа, работа в группах. Считаю, что данные способы управления учебной деятельностью более всего соответствуют уровню обученности и обучаемости студентов с учетом структуры и формы занятия.
На уроке использовал ИКТ для демонстрации при объяснении нового материала и закрепления - это помогло мне сэкономить время, активизировать познавательную деятельность студентов, повысить интерес к предмету.
Полагаю, что на занятие были решены на необходимом уровне поставленные задачи. Студенты показали достаточный уровень знаний, проявили самостоятельность и высокую работоспособность.