«Самомассаж карандашами»
Выполнила: учитель ритмики
Капшанова Л.М.
Тобольск,2021
Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у учащихся через самомассаж шестигранными карандашами.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
Процесс обучения требует от учащихся произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук. Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного навыка опирается на согласованное взаимодействия всех уровней организации движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Однако практика показывает, что дети 6-7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научных факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействуют также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется все больше внимания. Это использование пальчиковой гимнастики, самомассажа рук, массаж различными массажерами (су-джок, эспандер и т.д.).
Существует очень много игр и упражнений с карандашами, сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них, а именно с теми, которые я использую на уроках ритмики. Самый простой и доступный способ – это использование шестигранного карандаша. Почему именно шестигранный, потому что его легче удержать и к тому же грани лучше усиливают массажный эффект.
Используя карандаши, учащийся массирует запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Преимущества массажа и игр с карандашами является:
1. Стимуляция речевого развития.
2. Овладение тонкими движениями пальцев.
3. Улучшение трофики тканей и кровоснабжения пальцев рук.
Правила проведения упражнений с карандашами:
Вначале самомассажа движения делают медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. Заканчивать упражнения необходимо поглаживанием кистей рук, а также имитировать намыливание ладоней при мытье рук. Затем встряхнуть воображаемую воду с пальцев.
Упражнение «Утюжок» (прокатывание карандаша по поверхности стола)
Возьми карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
Упражнение «Добывание огня» (прокатывание карандаша между ладонями)
Положи карандаш на одну ладонь, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончика пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя или тремя карандашами.
«Горка» (скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки)
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
«Волчок» (вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами)
Вращай карандаш на столе двумя пальцами: большим и указательным, потом большим и средним одной руки, а потом другой руки.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
«Вертолет» (вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами)
Возьми карандаш тремя пальцами: большим, указательным и средним. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолета.
Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.
«Прятки»
Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой.
Карандашик посжимаю
И ладошку поменяю.
Карандаш можно использовать как спортивный инвентарь во время разминки. Выполняя различные наклоны в стороны, вперед-назад, прыжки.
Помните! Наше здоровье и здоровье наших учеников – в наших руках!