ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 112 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Воспитатель Каширина В.А.
Отчет по самообразованию
на тему:
«Приобщение детей к истокам
русской народной культуры»
2016 – 2017 учебный год
"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица.
И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться
с неоспоримой истиной, гласившей:
"Ты мира не узнаешь, не зная края своего".
Цель:
Повышение профессиональной компетенции по вопросу приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитание чувства патриотизма средствами русского народного фольклора.
Задачи:
- Приобщать детей к русским народным традициям, обычаям, старинным обрядам;
-Формировать первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа;
- Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие народного творчества и фольклорных праздников;
- Воспитывать любовь к традициям своего народа;
- Воспитывать чувство причастности к русской культуре.
Актуальность:
На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40 годов XX века; считалось правилом хорошего тона знать творчество своего народа. До недавнего времени приходилось видеть катастрофический упадок знаний по этому вопросу. Желание знать историю своей культуры имели всего лишь 2 – 3 % людей. Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.
Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.
Дети должны знать ответы на вопросы: Что такое русский фольклор? Каковы виды русского фольклора? Какую роль в жизни народа играет русский фольклор? Историю возникновения фольклорных праздников и их традиции.
Предполагаемый результат:
В результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. У родителей повысится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме.
- Изучение музыкального материала по теме.
- Поиск информации по данной теме в интернет ресурсах.
- Проведение НОД по теме.
- Проведение праздников с элементами фольклора.
- Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Меня, как воспитателя больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых .
Музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.
Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
В работе с детьми средней группы я часто использую фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклинки, масленичные, жатвенные, свадебные песни и т. д.).
В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. На песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.
Основываясь на моем опыте, можно сказать, что знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.