СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование "Активизация словаря 3-4 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др.

Просмотр содержимого документа
«Самообразование "Активизация словаря 3-4 лет"»

МАДОУ «Детский сад «Солнышко» п.им. Карла Либкнехта Курчатовского района Курской области



Самообразование

«Активизация словаря 3-4 лет»



Красникова Валентина Федоровна

Ф.И.О. педагога



Воспитатель

Должность



Категория – I

Учебный год – 2021-2022гг.

Возрастная группа – младшая группа

Этапы работы над темой:

  • Информационно-ознакомительный

  • Прогностический

  • Практический

  • Обобщающий

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 год

Предполагаемая дата окончания работы: апрель2022 год









Актуальность выбранной темы

Актуальность состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретает ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передавать интонации вопроса, просьбы восклицания).

Ребенок накапливает определенный запас слов, содержащий все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, вместе с тем, начинается активное употребление прилагательных и местоимений.

У ребенка формируются обобщающие функции слов. В его речи появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, формы настоящего и прошедшего времени глаголов, повелительного наклонения. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящий из главных и придаточных, получают отражение причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типов. Овладение основными грамматическими формами так же имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка.

Стремлению к созданию новых слов диктуется ребенку творческим осмыслением богатств родного языка.

Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Эти и другие особенности речевого развития детей четвертого года жизни определяют содержание моей работы.





Цель:

- Изучить способы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста.

- Расширить словарный запас.



Задачи:

- Повысить свой уровень знаний путем изучения новой литературы, изучения новейших публикаций.

- Разработать перспективный план работы с детьми младшей группы.

- Подготовить картотеку игр по развитию речи для детей младшей группы.



Предполагаемый результат:

- У детей происходит накопление и обогащение словаря.

- Формируется правильное звукопроизношение, грамматический строй речи, связная речь, диалогическая речь.





Этапы работы и сроки выполнения каждого этапа:

  • Информационно-ознакомительный (сентябрь 2021г.)

  • Прогностический (сентябрь 2021г.)

  • Практический (октябрь – март 2021-2022гг.)

  • Обобщающий (апрель 2022г.)

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- Образовательная деятельность

- Совместная деятельность взрослых и детей

- Самостоятельная деятельность детей

- Мониторинг детей в ДОУ (начало и конец года)

- Изучение литературы по теме

- Уточнение основных моментов перспективного плана в соответствии с ФГОС

- Обобщение результатов работы



Способ демонстрации результата проделанной работы:

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе.



Форма отчета по проделанной работе:

Выступление на педсовете.











Перспективный план работы по самообразованию

на период с 2021-2022 гг.

Алгоритм работы

Сроки

Результативность этапов работы

Итог работы

1.

Информационно-ознакомительный этап

Сентябрь 20121г.

-Изучение методической литературы.

-Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду».

-Подбор художественной литературы.

Определение темы самообразования

2.

Прогностический этап

Сентябрь 2021г

-Определение цели и задач темы самообразовании.

-Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Сформулированы цель и задачи темы самообразования.

3.

Практический этап

Октябрь-март

2021-2022гг.

- Беседы «Кто я», «С кем живешь» - для выявления словарного запаса.

- Артикуляционная гимнастику в течении учебного года.

- Показ образцов обращения ко взрослым «Скажите; предложите» и т.д.

- Дидактическая игра «Продолжи предложение», «Разговор по телефону» -диалог.


Формирование правильного произношения.

4.

Обобщающий этап

Апрель 2022г..

- Итоговое занятие по развитию речи.

- Картотека игр по развитию речи.

Выступление на педсовете.


















Анализ

Мною изучена литература по теме «Активизация словаря 3-4 лет».

Свою работу строила на следующих принципах:

- на тщательном отборе материала;

-интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы с видами деятельности детей;

- активное включение детей.

В ходе проделанной работы по активизации словаря 3-4 лет видны первые результаты. У детей пополнился словарный запас. Дети осваивают навыки разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями. Родители воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.













Список используемой литературы.

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС. М.- Синтез 2014.

2. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - М.,2017.

3. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» -М.,2019.

4. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. –М.-Синтез 2010.

5. Нищаева Н.В. «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» - М.,2017.