СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование для незрячих

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья будет полезна педагогам, которые работают с незрячими учениками. Она поможет понять, насколько важное значение имеет самообразование для незрячих людей. 

Просмотр содержимого документа
«Самообразование для незрячих»

Обучение чтению, письму по Брайлю признается одним из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт, который усиливается тем, что не умея читать и писать, дети дошкольного и школьного возраста перегружают свою память излишней информацией. Без знания рельефно-точечного шрифта затруднено самообразование незрячего, а именно самообразование является одним из способов преодоления внутренних психологических проблем для лиц со зрительными нарушениями. Жизненно необходим Брайль детям школьного возраста, так как получение образования невозможно без чтения и письма, а Брайль по-прежнему остается единственной универсальной системой чтения и письма без зрения. Кроме того, большое значение системы Брайля заключается в том, что он необходим для изучения школьных дисциплин.

В процессе обучения рельефно-точечному шрифту учитываются следующие индивидуальные особенности учащихся:

1. Характеристика зрения и перспектива его сохранения.

2. Тактильная чувствительность и причина ее снижения.

3. Сопутствующие соматические заболевания и физические отклонения.

4. Возраст.

Учитывая перечисленные особенности обучающихся надо помнить, что успешность овладения системой Брайля в основном зависит от потребности личности в данном виде деятельности, от уровня готовности к обучению. Пути формирования положительной мотивации могут быть различными, но в каждом случае необходимо подойти к решению этой задачи индивидуально и найти те аргументы и пути, которые помогут убедить незрячего в необходимости и возможности овладеть чтением и письмом в соответствии с требованиями программы.

Среди незрячих людей очень много талантливых поэтов,  писателей,  композиторов, изобретателей, учёных.  Но они изначально находятся в неравном положении со зрячими. Чтобы учиться и развиваться, необходимы учебники, учебные пособия, художественная литература.  В Статье 14 Закона об инвалидах говорится:  Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.  Но, если сопоставить количество книг выпускаемых обычным шрифтом и шрифтом Брайля, вряд ли наберётся и 1%. Особенно это касается современных авторов. Сегодня есть все технические возможности выпускать аудиокниги – это громадное подспорье для образования и самообразования. И конечно это необходимо внедрять как можно интенсивнее.

Но беда в том, что у детей в школах не хватает даже элементарных учебников. Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых, например, кустарным способом изготавливает некоторые учебники. И, с их слов, это очень сложная и кропотливая работа. Да и не этим они должны заниматься. Не все предметы можно изучать через аудиокниги. Например, иностранные языки, математику, химию, физику нужно учить только по бумажным книгам или электронным, но через специальное приспособление – брайлевский дисплей.  

Особенно печалит, что многие слепые до сих пор пользуются компьютером через посредников. То есть, почту или сообщение получают родственники, друзья, читают, потом под диктовку незрячего человека пишут ответ и так далее. Выходит, вроде и компьютер есть, и интернет, а воспользоваться ими без посторонней помощи нельзя. Всё это, конечно, создаёт большие проблемы, как незрячему человеку, так и тем, кто им помогает. Непрестанная опека, можно сказать, угнетает обе стороны. Но есть выход - в специальных приспособлениях! Сегодня незрячему человеку можно создать такие условия, при которых он может полностью освободиться от зависимости других людей. Он может самостоятельно пользоваться компьютером, посещать в интернете различные сайты, общаться с другими пользователями, то есть быть полноценным участником всемирной паутины и, разумеется, заниматься самообразованием.  


Но тут есть проблема: многие слепые находятся в неравном положении со зрячими, поскольку самостоятельно приобрести компьютерные приставки, брайлевские дисплеи и специальные приборы им просто не под силу. Для них это настоящая роскошь. Только один брайлевский монитор стоит около ста тысяч рублей. Причём эта модель -  не самая дорогая. Преимущество брайлевского дисплея по сравнению, например,  с синтезатором речи, очень большое. Дело в том, что он даёт прямой доступ к информации, способность проверить формат, интервал, и правописание.

Но озвучивающие программы тоже имеют очень большое значение для освоения незрячими людьми компьютера и вследствии для самообразования. Например, одной из таких программ является «jaws». Она озвучивает все действия, которые совершает пользователь. Она позволяет печатать текст, прочитать его по буквам, словам, абзацам или полностью, сохранить его. Также можно создавать файлы, папки, заходить в меню различных программ, искать информацию в интернете. При работе с этой программой пользователь должен знать расположение букв на клавиатуре, назначение всех клавиш.

Среди слепых пользователей очень много талантливых и энергичных людей, которые могут и хотят приносить пользу обществу. Однако понятно, что без компьютера сегодня не обойтись.

Есть предложение и для тех, кто занимается инновациями. Пусть попробуют сделать Брайлевский дисплей с бегущей строкой. Это будет настоящим прорывом в деле обучения слепых людей. Сейчас, чтобы читать текст шрифтом Брайля, пользователь ведёт по строке пальцами. А если сделать бегущую строку, то незрячий читающий просто держит руку в одном положении, а ячейки бегут, меняя буквы и слова. Это было бы очень удобно и эффективно. Неплохой повод задуматься нашим инноваторам.  Да и вообще, необходимо идти по пути разработки новых недорогих информационно-коммуникационных технологий. Мы ведь сумели придти к тому, что сегодня мобильный телефон доступен практически каждому.

Некоторые зрячие люди не понимают, зачем слепым компьютеры? То есть, среди нас живут люди, которые даже не понимают, что некоторые слепые ещё лучше разбираются в компьютерах, чем зрячие. На деле же нужно организовывать нормальные компьютерные классы в школах для слепых. И каждый ребёнок должен уметь этим пользоваться. В будущем это, конечно, даст свои плоды. Слепые более старательны и усидчивы в самообразовании.

В самообразовании незрячих также могут помочь приспособления, позволяющие сканировать текст зрячей книги и читать его голосом. Однако в них есть недостаток: не все слова читаются чётко и правильно, поэтому не всегда понятен смысл прочитанного. Если нужно детально изучить и проанализировать текст, лучше пользоваться электронными источниками.

Процесс самообразования требует труда, усилий, времени, терпения. Обучение и развитие людей с нарушениями зрения происходит по тем же закономерностям, как и у зрячих людей. Поэтому для повышения эффективности самообразования помогут следующие советы и рекомендации, которые можно использовать вне зависимости от того, является ли человек незрячим или нет:

1. Определите цель самообразования

Если у вас формулировка цели имеет вид «выучить возрастную психологию», то, скорее всего, вы «заочник» и занимаетесь не самообразованием, а самостоятельным изучением учебного предмета. Цель самообразования должна быть связана с изменениями вашей личности и такую цель нужно искать после нескольких вопросов «для чего?». Например, «выучить возрастную психологию» – «для чего?» Если ответ – «окончить институт и получить диплом», то это не может быть целью самообразования, так как диплом является внешним атрибутом (т.е. это цель поступления в университет). Если же ответом будет «стать лучшим экспертом по психологии подросткового возраста в городе N.», то, без сомнения, вы, кроме лекций или рекомендованного учебника, будете самостоятельно искать дополнительный материал, приставать с появляющимися у вас вопросами к преподавателям и т.д., т.е. вы будете заниматься самообразованием, цель которого находится вне процесса получения знаний.

2. Составьте план самообразования

План – это перечень действий, которые необходимо осуществить для достижения цели. Без плана можно заблудиться в дебрях информации, которые обязательно появятся на пути вашего целенаправленного движения.

3. Создайте собственную систему мотивации

Не всегда вы будете испытывать горячее желание «грызть гранит науки». Зачастую вы будете задумываться о ничтожности того, чем занимаетесь. Вас будут посещать мысли о том, что всё в этом мире тленно и не стоит ваших титанических усилий. Чтобы предотвратить появление подобного состояния, нужно не только продумать разумное чередование труда и отдыха, но и систему мотивации сразу после составления плана самообразования.

4. Овладейте приемами мнемотехники

Мнемотехника, как можно легко заметить, – это сочетание двух слов (оба греческие): «мнеме» – память, и «техне» – искусство. Таким образом, мнемотехника – это искусство запоминать. Быстро и качественно запоминать – это одно из основных условий эффективного самообразования. Приемы мнемотехники позволяют без особых усилий переводить в долговременную память стихи, иностранные слова, формулы, списки слов, термины, определения и другую информацию, которую нужно запомнить дословно. Необходимо обратить внимание на слово «искусство» («техне»). Наличие этого слова означает, что для овладения приемами мнемотехники необходимо применение творческих способностей. Нужно помнить, что механическое использование мнемотехники принесёт скорее вред, чем пользу.

5. Внедрите в распорядок вашего обычного дня систему упражнений, направленных на развитие памяти

Развитие памяти имеет очень отдаленное отношение к упомянутой выше мнемотехнике, которая не влияет на физиологические основы запоминания. Развитие памяти сродни развитию выносливости, быстроты и т.п. Здесь важны систематичность, продолжительность и последовательность выполнения упражнений. Если вы хотите быстро передвигаться, то, потренировавшись один день, вы можете овладеть ездой на велосипеде, и скорость вашего передвижения увеличится в несколько раз. Точно так же вы за один день можете овладеть одним из приемов мнемотехники и с первого прочтения запоминать несколько десятков слов в строгой последовательности. Однако как вы не везде можете использовать велосипед, так вы не всегда сможете использовать мнемотехнику. Особенно это относится к тем, у кого не развито воображение.

6. Овладейте навыками управления временем

На самообразование необходимо дополнительное время – это аксиома. Но время является ограниченным ресурсом, поэтому нужно научиться распределять этот ресурс таким образом, чтобы ни один из важных для вас аспектов жизни не остался обделённым. Система навыков управления временем называется тайм-менеджментом. Подобных систем очень много и большинство из них пришли к нам с Запада.

7. Изучите способы интеллектуальной обработки информации

Всю воспринимаемую информацию нужно осознавать, понимать, т.е. она должна быть интеллектуально обработана (один из простых и эффективных способов – составление схемы текста). Механическая обработка («зубрёжка», многократное чтение и т.п.) имеет весьма далёкое отношение к самообразованию.

8. Повышайте скорость чтения

Важное замечание: увеличение скорости чтения необходимо не для того, чтобы «залпом проглатывать» учебники. Задача скорочтения – обеспечить быстрый просмотр материала (сканирование) для последующей интеллектуальной обработки информации.

9. Используйте возможности информационно-коммуникационных технологий и цифровой техники

10. Создавайте благоприятные условия для эффективной умственной деятельности

К таким условиям относятся: звуковой фон, запахи, порядок на рабочем столе (в компьютере, в записях и т.д.), оптимальный режим труда и отдыха и др.

11. Развивайте внимание и мышление

Занимайтесь этим постоянно, систематически, используя поездки в общественном транспорте, уборку в квартире и т.д.

12. Найдите (или создайте) сообщество по теме самообразования.

13. Использовать принцип «изучено – применено, если не применено – значит, не изучено».

14. Научитесь превращать новые знания в деньги

Если вы изучили по какой-то теме самообразования на 10 книг больше, чем средний житель вашего города, района, области, то по отношению к этому «среднему» жителю вы являетесь экспертом. Во всём мире с очень давних времён принято платить за услуги эксперта. Разумеется, вам нужно совершить определенный перечень действий, чтобы о вас узнали как об эксперте.

15. Постоянно повышайте эрудицию, решайте логические задачи, участвуйте в конкурсах, показывайте интеллектуальные фокусы друзьям, коллегам, детям и т.д.

16. Разработайте автоматическую систему повторений

Например, вы выучили очередную порцию английских слов. Чтобы все слова перешли в долговременную память, их нужно в течение полугода повторить (как минимум) шесть раз. Автоматизировать такие повторения можно с помощью компьютера или различных онлайн-сервисов.

17. Используйте своё рабочее место для реализации плана самообразования

Это не призыв к игнорированию своих должностных обязанностей. Напротив! Если вы выполните задание с учётом своей цели самообразования, то качество работы обеспечено!