Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Льговская средняя школа»
Письменное представление системы работы по теме:
«Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников»
учителя начальных классов Елистратовой Ольги Николаевны
2022-2023 г.
Финансовая грамотность — это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.
Финансовая грамотность входит в перечень признанных во всё мире современных образовательных результатов, известных как «навыки XXI века» или «компетенции будущего». С 2012 года финансовая грамотность как одна из областей функциональной
грамотности включена в международную программу по оценке образовательных достижений учащихся .
Согласно рабочему определению в исследовании PISA, «финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений
в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».
Финансовая грамотность проявляется в способности человека следить за состоянием личных финансов, планировать и рационально ими распоряжаться, ориентироваться в финансовых услугах, не попадаться на уловки финансовых мошенников.
Актуальность опыта
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования утверждается то, что необходимо адаптироваться школьную программу к потребностям современного мира. Это связано с тем, что сфера финансов затрагивает практически все стороны жизни современного человека.
Многие ученые считают, «что начинать обучение финансовой грамоте лучше всего в раннем возрасте». Чем раньше учащиеся узнают о важности роли денег в жизни, тем лучше тем лучше у них сформируются правильные умения пользоваться личными средствами.
Проблема повышения уровня финансовой грамотности, культуры сбережений и других базовых элементов экономического образования учащихся, от начальной до старшей, диктует необходимость внедрения определенных элементов этой работы с младшими школьниками в образовательных организациях - первое звено в системе дополнительного образования детей. В настоящее время обучение базовой финансовой грамотности в НОО сводится к минимуму. В это время дети так или иначе находятся на очень раннем этапе экономической жизни семьи: слышат слова о деньгах, о пособиях, о пенсиях, часто ходят в магазин. С родителями совершают небольшие покупки. в киосках, палатках и т. д. .
Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, некоторый опыт пользования финансовыми продуктами в старшем дошкольном возрасте, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Знание элементов финансовой грамотности с раннего возраста поможет учащимся не совершать необдуманные действия со своими финансами и правильно реализовывать свои потребности, что поможет им в будущем стать финансово независимыми. Детям с юного возраста необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и в финансовой, ведь это поможет им верно рассчитывать свой бюджет и не брать в долг .
Исходя из требований современной школы, можно выделить
основные цели формирования финансовой грамотности:
-формирование базового уровня финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни, а также к профессиональной ориентации выпускников;
-формирование культуры экономического мышления, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили
основанием для выбора темы самообразования.
Цели и задачи опыта
Работая над темой, я поставила перед собой цель - создание условий для привлечения младших школьников к вопросам грамотного распоряжения финансами и повышения уровня их финансовой грамотности.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной
экономике;
применять полученные умения и навыки в реальных жизненных
Для достижения целей и задач курса определены группы заданий :
1. Задания на введение терминов, входящих в состав этого понятия, называние и понимание соответствующих слов.
2. Задания на осуществление простейших практических действий в сфере финансов.
3. Задания на формирование умения рассчитывать бюджет в небольших объемах.
Основы финансовой грамотности закладываются на уроках математики, где младшие школьники получают элементарные представления о типах собственности, семейных доходах и расходах, разумных расходах, пособиях и рациональных расходах, а также стоимости школьных активов. В начальной школе ученики начинают усваивать основные термины, составляющие сущность экономики: собственность, производство, торговля, товары, рынок, деньги, цена и т. д. .
Желательно развивать финансовую грамотность путем интеграции в аудиторные занятия на уроке математики, используя задания, направленные на развитие подходящих идей для личного финансового управления и развитие навыков ответственного и осведомленного потребителя на финансовом рынке.
Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, качество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, накоплениях и местах накопления денег, банках, вводятся понятия доходов и расходов, начинается разговор о безопасности товарно-денежных отношений.
В ходе работы подобран и реализован комплекс практико-ориентированных заданий по модулю «Основы финансовой грамотности» используемых на уроках математики, а также во внеурочной деятельности по математике.
Рассмотрим данные задания по группам:
Задания на введение терминов, входящих в состав понятия «финансовая грамотность»
Учащиеся знакомятся с такими понятиями как доход, расход, семейный бюджет,кредит, пенсия, стипендия…
Рассмотрим примеры таких заданий:
Задание. Помоги белочке разобраться с непонятными словами.
Задание «Какие монеты нужно взять Пете, чтобы купить машину? Раскрась их»
Задание «Какие монеты нужно взять Кате, чтобы купить мороженое? Раскрась их»
1)Укажите верные высказывания для каждого рисунка:
А) в кошельке лежат только бумажные деньги.
Б) Все деньги номиналом 100р.
В) В кошельке лежит 8 коп.
Г) В кошельке есть 2 монеты по 2 рубля.
Рис. 1
Также дети решали кроссворды, ребусы, загадки по финансовой грамотности.
Задание на соответствие картинки и самого понятия
Рис. 5
Рис. 4
Рис. 6
Во внеурочной деятельности учащиеся познакомились с понятие бюджет. Научились различать понятия «доходы», «расходы». Научились определять их состав. А также познакомились с некоторыми пословицами по данной тематике, которые воспитывают в детях бережное отношение к деньгам.
Задания на осуществление простейших практических действий
в сфере финансов.
На уроках математики использовались сюжетные задачи, которые показывают реальную жизнь.
Решение таких задач расширяет кругозор учащихся в рамках формирования основ финансовой грамотности. Например, задачи:
Задание «Лакомство для мишки»
Медведь может потратить 20 монет.
Может ли медвежонок позволить себе купить три банки варенья, если одна банка стоит 9 монет?
Задание «Купюры и монеты»
У Насти было 100 рублей одной банкнотой. Она со-
вершила покупку, стоимость которой 50 рублей.
Какими банкнотами или монетами могут дать
девочке сдачу? Дайте любые три верных ответа.
Обсуждая семейный бюджет, очень важно показать ученикам, что, как и их родители, они могут самостоятельно планировать свой бюджет. Перед тем как перейти к выполнению заданий по планированию бюджета необходимо научить детей различать то, что относится к обязательным покупкам, а что к желаемым.
Задание «Разные расходы»
Цель задания: в ситуации знакомства с видами расходов научить распознать ненужные расходы.
«Мы с вами распределили доходы и расходы. А между тем, сказал папа, - расходы расходам рознь, они ведь бывают разные», – сказал папа. «Знаю, знаю, – закричала Маруся, – нам учительница рассказывала! Они бывают обязательные, желательные, непредвиденные». «Правильно, Маруся, и ещё бывают расходы ненужные», – добавил папа. «Я сейчас назову различные расходы, а вы определите тот, который является ненужным».
Вот что назвал папа:
игра-конструктор для Пети
туфли для бабушки
новая юбка для Маруси
крем для мамы
второй мобильный телефон для Маруси
деньги на бензин для папы
Что из названного является ненужным расходом?
Задание. «Что нужно и не нужно»
Цель: научить различать обязательные и желательные покупки.
В разговор вступила мама. Она сказала: «Наступает ноябрь, и давайте подумаем, какие нам предстоят расходы в этом месяце». Родители составили список, внесли несколько своих предложений и Петя с Марусей. Просмотрев получившийся список, мама попросила детей разделить расходы на две группы: те, на которые обязательно нужно потратить деньги в ноябре, и те, от которых в ноябре можно отказаться.
Какие расходы Маруся и Петя должны были отнести к обязательным, а какие к желательным?
Отметь ответ в каждой строке.
№ | РАСХОДЫ | обязательные | желательные |
1 | деньги на питание | | |
2 | лекарства для бабушки | | |
3 | квартирная плата | | |
4 | зимние сапоги Марусе | | |
Задание «Разумные действия»
Данное задание будет способствовать в будущем обдуманному и правильному распределению бюджета.
Задания на формирование умений рассчитывать бюджет в небольших объемах.
Задание. Прочитай задачу, запиши решение и ответ.
Каковы сбережения семьи за месяц, если заработная плата мамы 30
тыс. руб. в месяц, папы – 60 тыс. руб. в месяц, пенсия бабушки – 10 тыс.
руб. в месяц, а расходы этой семьи за месяц составляют 75 тыс. руб.
В продолжении темы «Планирование бюджета» с учащимися рассматривались финансовые ситуации: что делать, если купить товар хочется, а денег нет? Можно накопить денег на данный товар, можно одолжить (взять кредит). В данном случае важно было показать все плюсы и минусы этих двух вариантов.
Также учащиеся прошли онлайн – олимпиаду по финансовой грамотности на сайте учи.ру и стали обладателями диплома-победителя.
Работая над темой, мною прослушен выбинар «Секреты и кейсы финансовой грамотности», в котором я ознакомилась с полезной и интересной литературой и планирую в дальнейшем ее использовать в работе.
Для выявления уровня сформированности финансовой грамотности использовалась методика тестирование и беседы.
Результаты исследования показали, что на начало года уровень финансовых знаний был на низком уровне ; но после проведенной работы по повышению уровня финансовой грамотности младших школьников результаты стали значительно выше.
Подводя итоги, можно сказать, что работа по повышению уровня финансовой грамотности младших школьников не прошла даром. К недостаткам работы можно отнести: не хватает литературного материала для более всестороннего изучения данного предмета и не хватает времени для более полного переживания, но в целом цель работы достигнута, а поставленные задачи реализованы.
Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению и включит в работу игровую и проектную деятельность деятельность по данной тематике.
Литература:
1.Буряк М.В., Шейкина С.А. Функциональная грамотность 2 класс. Тренажер для школьников.
2. Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н. Секреты финансовой грамоты. 2 класс: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2020 — 113 с.
3.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра - зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
4.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.- (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
5.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.- (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
6.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
7.Рутковская Е. Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. —2017 — Т. 1 — № 2 (37). — С.44—54.
8.Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова. Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 2 для начальной школы / под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. –28 с.
9.Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных орг. В 2-х частях. Ч 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 .- (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
10. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 2. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)