СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование. Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообразование. Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Льговская средняя школа»




Письменное представление системы работы по теме:

«Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников»

учителя начальных классов Елистратовой Ольги Николаевны











































2022-2023 г.

Финансовая грамотность — это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.


Финансовая грамотность входит в перечень признанных во всё мире современных образовательных результатов, известных как «навыки XXI века» или «компетенции будущего». С  2012 года финансовая грамотность как одна из областей функциональной

грамотности включена в международную программу по оценке образовательных достижений учащихся .

Согласно рабочему определению в исследовании PISA, «финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений

в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

Финансовая грамотность проявляется в способности человека следить за состоянием личных финансов, планировать и рационально ими распоряжаться, ориентироваться в финансовых услугах, не попадаться на уловки финансовых мошенников.





  1. Актуальность опыта



В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования утверждается то, что необходимо адаптироваться школьную программу к потребностям современного мира. Это связано с тем, что сфера финансов затрагивает практически все стороны жизни современного человека.

Многие ученые считают, «что начинать обучение финансовой грамоте лучше всего в раннем возрасте». Чем раньше учащиеся узнают о важности роли денег в жизни, тем лучше тем лучше у них сформируются правильные умения пользоваться личными средствами.

Проблема повышения уровня финансовой грамотности, культуры сбережений и других базовых элементов экономического образования учащихся, от начальной до старшей, диктует необходимость внедрения определенных элементов этой работы с младшими школьниками в образовательных организациях - первое звено в системе дополнительного образования детей. В настоящее время обучение базовой финансовой грамотности в НОО сводится к минимуму. В это время дети так или иначе находятся на очень раннем этапе экономической жизни семьи: слышат слова о деньгах, о пособиях, о пенсиях, часто ходят в магазин. С родителями совершают небольшие покупки. в киосках, палатках и т. д. .

Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, некоторый опыт пользования финансовыми продуктами в старшем дошкольном возрасте, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Знание элементов финансовой грамотности с раннего возраста поможет учащимся не совершать необдуманные действия со своими финансами и правильно реализовывать свои потребности, что поможет им в будущем стать финансово независимыми. Детям с юного возраста необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и в финансовой, ведь это поможет им верно рассчитывать свой бюджет и не брать в долг .

Исходя из требований современной школы, можно выделить

основные цели формирования финансовой грамотности:

-формирование базового уровня финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни, а также к профессиональной ориентации выпускников;

-формирование культуры экономического мышления, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили

основанием для выбора темы самообразования.




  1. Цели и задачи опыта


Работая над темой, я поставила перед собой цель - создание условий для привлечения младших школьников к вопросам грамотного распоряжения финансами и повышения уровня их финансовой грамотности.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:



  • способствовать формированию первоначальных представлений о

деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;


  • способствовать формированию первоначальных представлений о

семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной

экономике;


  • формировать умения рассчитывать бюджет в небольших объемах;


применять полученные умения и навыки в реальных жизненных

  • ситуациях.


Для достижения целей и задач курса определены группы заданий :



1. Задания на введение терминов, входящих в состав этого понятия, называние и понимание соответствующих слов.

2. Задания на осуществление простейших практических действий в сфере финансов.

3. Задания на формирование умения рассчитывать бюджет в небольших объемах.



Основы финансовой грамотности закладываются на уроках математики, где младшие школьники получают элементарные представления о типах собственности, семейных доходах и расходах, разумных расходах, пособиях и рациональных расходах, а также стоимости школьных активов. В начальной школе ученики начинают усваивать основные термины, составляющие сущность экономики: собственность, производство, торговля, товары, рынок, деньги, цена и т. д. .

Желательно развивать финансовую грамотность путем интеграции в аудиторные занятия на уроке математики, используя задания, направленные на развитие подходящих идей для личного финансового управления и развитие навыков ответственного и осведомленного потребителя на финансовом рынке.

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, качество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, накоплениях и местах накопления денег, банках, вводятся понятия доходов и расходов, начинается разговор о безопасности товарно-денежных отношений.

В ходе работы подобран и реализован комплекс практико-ориентированных заданий по модулю «Основы финансовой грамотности» используемых на уроках математики, а также во внеурочной деятельности по математике.

Рассмотрим данные задания по группам:

  1. Задания на введение терминов, входящих в состав понятия «финансовая грамотность»

Учащиеся знакомятся с такими понятиями как доход, расход, семейный бюджет,кредит, пенсия, стипендия…

Рассмотрим примеры таких заданий:

Задание. Помоги белочке разобраться с непонятными словами.


Задание «Какие монеты нужно взять Пете, чтобы купить машину? Раскрась их»

Задание «Какие монеты нужно взять Кате, чтобы купить мороженое? Раскрась их»







1)Укажите верные высказывания для каждого рисунка:

А) в кошельке лежат только бумажные деньги.

Б) Все деньги номиналом 100р.

В) В кошельке лежит 8 коп.

Г) В кошельке есть 2 монеты по 2 рубля.

Рис. 1

Также дети решали кроссворды, ребусы, загадки по финансовой грамотности.









Задание на соответствие картинки и самого понятия

Рис. 5

Рис. 4



Рис. 6

Во внеурочной деятельности учащиеся познакомились с понятие бюджет. Научились различать понятия «доходы», «расходы». Научились определять их состав. А также познакомились с некоторыми пословицами по данной тематике, которые воспитывают в детях бережное отношение к деньгам.



  1. Задания на осуществление простейших практических действий

в сфере финансов.

На уроках математики использовались сюжетные задачи, которые показывают реальную жизнь.

Решение таких задач расширяет кругозор учащихся в рамках формирования основ финансовой грамотности. Например, задачи:









Задание «Лакомство для мишки»

Медведь может потратить 20 монет.

Может ли медвежонок позволить себе купить три банки варенья, если одна банка стоит 9 монет?

Задание «Купюры и монеты»

У Насти было 100 рублей одной банкнотой. Она со-

вершила покупку, стоимость которой 50 рублей.

Какими банкнотами или монетами могут дать

девочке сдачу? Дайте любые три верных ответа.

Обсуждая семейный бюджет, очень важно показать ученикам, что, как и их родители, они могут самостоятельно планировать свой бюджет. Перед тем как перейти к выполнению заданий по планированию бюджета необходимо научить детей различать то, что относится к обязательным покупкам, а что к желаемым.

Задание «Разные расходы»

Цель задания: в ситуации знакомства с видами расходов научить распознать ненужные расходы.



«Мы с вами распределили доходы и расходы. А между тем, сказал папа, - расходы расходам рознь, они ведь бывают разные», – сказал папа. «Знаю, знаю, – закричала Маруся, – нам учительница рассказывала! Они бывают обязательные, желательные, непредвиденные». «Правильно, Маруся, и ещё бывают расходы ненужные», – добавил папа. «Я сейчас назову различные расходы, а вы определите тот, который является ненужным».

Вот что назвал папа:

  • игра-конструктор для Пети

  • туфли для бабушки

  • новая юбка для Маруси

  • крем для мамы

  • второй мобильный телефон для Маруси

  • деньги на бензин для папы

  • Что из названного является ненужным расходом?


Задание. «Что нужно и не нужно»

Цель: научить различать обязательные и желательные покупки.



В разговор вступила мама. Она сказала: «Наступает ноябрь, и давайте подумаем, какие нам предстоят расходы в этом месяце». Родители составили список, внесли несколько своих предложений и Петя с Марусей. Просмотрев получившийся список, мама попросила детей разделить расходы на две группы: те, на которые обязательно нужно потратить деньги в ноябре, и те, от которых в ноябре можно отказаться.

Какие расходы Маруся и Петя должны были отнести к обязательным, а какие к желательным?



Отметь ответ в каждой строке.




РАСХОДЫ

обязательные

желательные

1

деньги на питание



2

лекарства для бабушки



3

квартирная плата



4

зимние сапоги Марусе







Задание «Разумные действия»

Данное задание будет способствовать в будущем обдуманному и правильному распределению бюджета.

  1. Задания на формирование умений рассчитывать бюджет в небольших объемах.

Задание. Прочитай задачу, запиши решение и ответ.

Каковы сбережения семьи за месяц, если заработная плата мамы 30

тыс. руб. в месяц, папы – 60 тыс. руб. в месяц, пенсия бабушки – 10 тыс.

руб. в месяц, а расходы этой семьи за месяц составляют 75 тыс. руб.



В продолжении темы «Планирование бюджета» с учащимися рассматривались финансовые ситуации: что делать, если купить товар хочется, а денег нет? Можно накопить денег на данный товар, можно одолжить (взять кредит). В данном случае важно было показать все плюсы и минусы этих двух вариантов.

Также учащиеся прошли онлайн – олимпиаду по финансовой грамотности на сайте учи.ру и стали обладателями диплома-победителя.



Работая над темой, мною прослушен выбинар «Секреты и кейсы финансовой грамотности», в котором я ознакомилась с полезной и интересной литературой и планирую в дальнейшем ее использовать в работе.

Для выявления уровня сформированности финансовой грамотности использовалась методика тестирование и беседы.

Результаты исследования показали, что на начало года уровень финансовых знаний был на низком уровне ; но после проведенной работы по повышению уровня финансовой грамотности младших школьников результаты стали значительно выше.

Подводя итоги, можно сказать, что работа по повышению уровня финансовой грамотности младших школьников не прошла даром. К недостаткам работы можно отнести: не хватает литературного материала для более всестороннего изучения данного предмета и не хватает времени для более полного переживания, но в целом цель работы достигнута, а поставленные задачи реализованы.

Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению и включит в работу игровую и проектную деятельность деятельность по данной тематике.

















Литература:

1.Буряк М.В., Шейкина С.А. Функциональная грамотность 2 классТренажер для школьников. 

2. Калашникова Н. Г., Белорукова Е. М., Жаркова Е. Н.  Секреты финансовой грамоты. 2 класс: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2020 — 113 с.


3.Корлюгова, Ю. Н.  Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра - зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

4.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.- (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

5.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.- (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

6.Корлюгова, Ю. Н.  Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).


7.Рутковская Е. Л.  Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. —2017 — Т. 1 — № 2 (37). — С.44—54.

8.Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова. Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 2 для начальной школы / под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. –28 с.


 9.Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных орг. В 2-х частях. Ч 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 .- (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

10. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 2. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)