Трускова В.П., преподаватель русского языка и литературы
Самообразование как фактор повышения профессиональной компетенции педагога
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Педагог, который свободно мыслит, может прогнозировать результаты своей деятельности, моделировать образовательный процесс, является гарантом достижения поставленных целей.
Современные требования определяют основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
-исследовательская деятельность;
- участие в педагогических конкурсах;
- трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Поэтому педагог просто обязан заниматься самообразованием.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием методиками воспитания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания) • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) и другие.
Появление Интернет обеспечило педагога множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью Интернет-ресурсов и технологий, например: дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы; дистанционные конференции (веб-семинары); дистанционные конкурсы; дистанционные эвристические олимпиады; педагогические форумы и многое другое.
Что дает самообразование? Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций.
Педагог имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Каковы же показатели профессионального роста педагогов? Это активное творческое начало педагогов, стремление педагога к повышению квалификационного разряда, потребность педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта, стремление педагога выступать на разного рода педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.
Вот уже третий год повышаю свою квалификацию по предмету, прохожу дополнительную подготовку, участвую в вебинарах, педагогических форумах с помощью Интернет-ресурсов. Это Инновационный образовательный центр «Мой университет» [email protected], Федеральная сеть учебных центров Maximum [email protected], Дмитрий Тарасов [email protected], Институт дистанционного обучения [email protected], Мир Педагога [email protected] и другие образовательные центры.
Возглавляю МК общеобразовательных дисциплин, состою в методическом Совете техникума, осваиваю новые педагогические технологии, участвую в педагогических конкурсах (как участник и как член жюри), транслирую свой педагогический опыт (есть сайт, статьи), то есть успешно двигаюсь по пути развития профессиональной компетентности педагога.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый педагога может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию).
Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования педагога является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем. Только самообразование может позволить каждому педагогу оставаться актуальным в современных условиях.
Литература:
Антюфеева Н.К. Повышение квалификации педагога дополнительного образования как личностная траектория его профессиональной карьеры // Внешкольник. – 2007. - №3. – с.17-18.
Бойкова А. Н. Самообразование как способ развития профессиональной компетентности педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 12–13. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770481.htm.
3. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога // Директор школы. - 2008. - №5. – с.169.
4. Кутовая Е.А. Повышение профессионализма педагогов – фактор повышения качества образования //Учитель в школе. -2009.-№2. - с.124-126.