Тема: «Самообразование как метод профессионального и личностного развития педагога в современном мире »
Задачи:
- мотивировать педагогических работников к научной и исследовательской деятельности по формированию эмоционально – ценностного отношения личности дошкольника к действительности;
-повышение интеллектуального уровня и профессиональной компетенции педагогических работников;
-поддержка новых технологий в организации образовательного процесса.
«В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.»
Г. Спенсер
Современная профессиональная деятельность педагога требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является первостепенность индивидуальности мышления над единомыслием, образовательных интересов человека над обычной учебной программой, саморазвития, «передачей» знаний.
Стратегия современного педагогического образования зависит во многом от профессионально-личностного развития и саморазвития педагога. Образ педагога выступает как модель конечного результата деятельности – педагога-профессионала способного легко ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, действовать ответственно и профессионально в условиях решения актуальных образовательных задач.
Профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию все возрастающего потока информации на практике это неотъемлемые требования к нынешним педагогам. Качество образования молодежи, его подготовленность к жизни зависит от уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к профессиональному росту. Одним из основных факторов личностно-профессионального роста учителя является самообразование. Очевидно, что от степени подготовленности специалиста к самообразованию зависит научный и социальный прогресс нашего общества.
Многие учителя затрудняются в освоении педагогического опыта, оценке эффективности своей работы, все это свидетельствует о потребности в самообразовании. Не все педагоги понимают, что именно их самообразование - это путь к становлению индивидуально-творческого стиля собственной профессиональной деятельности. При условии, если процесс "врастания" в профессию осуществляется целенаправленно, только тогда возможно личностное развитие и профессиональный рост педагога.
Идея профессионального развития педагога практически неосуществима без самообразования.
Самообразование - это образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего, которое
осуществляется добровольно, то есть по доброй воле самого человека;
управляется непосредственно самим человеком;
необходимо для усовершенствования качеств человека, и сам человек это осознает и нацелен на это.
Категория "качество" в последние годы прочно вошла в педагогическую теорию и практику, отражающая соответствие состояния и результативности образовательного процесса запросам личности, ожиданиям общества, требованиям государства. Первой ступенью непрерывной системы образования в нашей стране признано дошкольное образование. Поэтому педагога дошкольного учреждения логично рассматривать первой из ключевых фигур реформирования современного образования.
Взаимодействие педагогов с учащимися или воспитанниками находится в центре любого образовательного процесса, поэтому от качества профессиональной подготовки педагогов, их профессиональной компетентности зависит во многом качество образования. Соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию - основная цель современного образования. А гарантом достижения поставленных целей- является свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольников. Говоря о профессиональной компетентности, я имею в виду наличие у педагога необходимых знаний, умений и навыков.
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя:
-систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях,
-ценностные ориентации педагога,
-интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и
-своей деятельности, к смежным областям знания и др.)
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относят:
•методологическую,
•психолого-педагогическую,
•коммуникативную,
•исследовательскую,
•презентационную,
•акмеологическую,
•икт-компетентность
Таким образом: компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств. А профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении профессиональных задач. Эффективность педагогической работы зависит от того, насколько педагог заботится о личностно-профессиональной компетенции. Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
• самоанализ и осознание необходимости;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, анализ, самокорректировка.
Говоря о профессиональной компетентности педагога, нельзя не сказать о создании портфолио педагога. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознаётся необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио-хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворённости, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и в стремлении к росту, самосовершенствованию является одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное, заочное обучение, обучение на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Наиболее эффективный способ повышения педагогической компетентности педагогов - это самообразование. Корней Чуковский писал: "Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
-повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
-разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, исследования;
-доклады, выступления;
-разработка дидактических материалов, наглядностей;
-разработка и проведение открытых занятий с использованием инновационных технологий;
-проведение мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Воспитатель 21 века должен обладать высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки, заниматься самообразованием, быть способным к инновациям.
Использованная литература:
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с
Даутова О.Б., Христофоров С.В. // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
Ильенков Э, В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. 1964.
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. – М.: издательский центр «Академия», 2002.
Личностное и профессиональное развитие педагога средствами изобразительного творчества Бондарева В. В.// Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2006
Струценко Л.А. Cамообразование и инновационный поиск учителя: модульный подход к ориентации педагога на инновационную деятельность в развивающейся школе // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
Торгунская Н. Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций// Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / №1.