Осипова Ирина Александровна
учитель музыки
МБОУ «Средняя школа №28»
г.Ульяновск
Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности учителя
«…настоящее образование добывается только путем самообразования».
Н.А. Рубакин
Аннотация: статья посвящена формированию профессиональных компетенций, а так же самообразованию учителя как условие личностного и профессионального развития. В статье рассматриваются профессиональные компетенции, которыми должен владеть учитель и понятие самообразование, профессиональное развитие, а так же стадии развития профессионального развития современного учителя.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, самообразование, профессиональное развитие, самоанализ.
«Компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» - что в себе включают эти понятия? На сегодняшний день нет единого толкования понятий «компетенция» и «компетентность». «Компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста. «Компетентность» - знаю, что надо делать. Следовательно, «компетентность» - результат применения компетенций в профессиональной деятельности.
«Профессиональная компетентность» – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей (компетенций).
Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности. Профессионализм учителя рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования. Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
По мнению социологов, перспективой развития общества является трансформация деятельности в самостоятельную деятельность, развития – в саморазвитие, а образования – в самообразование.
Под самообразованием подразумевается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Профессиональное развитие предполагает рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяются три стадии:
стадия «Выживания» - первый год работы в школе;
стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – со второго по пятый год работы;
стадия зрелости, как правило, через 6-8 лет работы и характеризуется стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.
Каждому из этих этапов присущи специфические особенности.
Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как о профессионале, потребность разобраться в себе как специалисте.
Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности.
Третий этап сопровождается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности на данном этапе требует обобщения и анализа. Именно на этой стадии возможна организация исследовательской деятельности учителя. Механизмом развития и саморазвития выступает самопознание и самоанализ деятельности.
Практика также служит источником профессионального роста учителя, но лишь тогда, когда становиться объектом структурированного анализа. Самоанализ – это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще. Современная школа не может развиваться без освоения новой практики образования, т.е. без организованного в ней инновационного процесса – процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно новому состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов способности к новому. Таким образом, можно подвести итог: современную школу создает учитель творческого типа.
При этом под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов, методов и техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самообразовании.
При совершенствовании своего мастерства и развитии компетентности перед учителем встают задачи как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития обуславливают успешность профессионально-педагогической деятельности.
Список литературы
1. Зимняя, И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. — М., 2004. – 381 с.
2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.
3. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения в 8 т. Т. 4 / А… С.Макаренко. – М., 1985. –236 с.
4. Морева, Н.А.Технологии профессионального образования: учебное пособие для студ. высших учебных заведений ∕ Н.А. Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская А.Н.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стер.– М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.
6. Р.Фуллер англ. R.Buckminster Fuller On Education (1979).