Соколова Татьяна Васильевна
МБОУ «Средняя школа №1 г. Грязовца»
Самообразование как одно из условий повышения компетенций педагога
«Самообразование как одно из условий повышения компетенций педагога»
«В восточной философии присутствует понятие «дао», которое означает «путь» или «дорога». У «дао» нет начала или конца — оно просто есть. Самообразование в любой области — это тоже «дао». Ваше путешествие само по себе служит вам наградой».
Джош Кауфман «Сам себе МВА»
Педагог XXI века:
· Изучает и внедряет новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;
· Посещает уроки коллег и участвует в обмене опытом;
· Периодически проводит самоанализ своей профессиональной деятельности;
· Совершенствует свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
· Систематически интересуется событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
· Повышает уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Основные направления в системе самообразования педагогов:
- Организация работы по самообразованию;
- Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Расширение и углубление теоретических знаний, изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение навыков и умений в свете современных требований ФГОС;
- Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме;
- Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
- Обобщение опыта работы. Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внеклассные мероприятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.)
- Участие в инновационных проектах.
Примерный образец оформления плана самообразования
Этапы
1. Подготовительный
Содержание работы
Сроки
2. Прогностический
1. Анализ затруднений
Результаты
3. Практический
1. Определение цели и задач работы над темой
2. Постановка проблемы
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы 3. Прогнозирование результатов
3. Изучение информации по проблеме и имеющегося опыта
4. Обобщающий
1. Внедрение передового педагогического опыта;
системы мер, направленных на решение проблемы
1. Подведение итогов
2. Формирование методического комплекса
2. Оформление результатов работы по теме
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов
3. Представление материалов
4. Корректировка работы
Примерные темы по самообразованию:
- Развитие познавательной активности и способностей у обучающихся на уроках истории и обществознания;
- Формирование навыков самооценки как учебно-познавательной компетенции обучающихся;
- Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность;
- Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности по предметам истории и обществознания;
- Решение задач повышенной сложности как средство развития познавательной активности обучающихся;
- Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности;
- Формирование правовой культуры учащихся в процессе изучения курсов «Право», «Экономика и право»;
- Научно-исследовательская работа на уроках истории и обществознания;
- Применение игровых технологий на уроках истории и обществознания;
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время;
- Методика подготовки обучающихся к олимпиадам;
- Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ, ОГЭ;
- Формирование у обучающихся компетентностного подхода к изучению истории и обществознания
Планируемые результаты самообразования:
• повышение качества преподавания предмета – оно будет отражено в результатах успеваемости и достижений учащихся;
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информации;
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов педагогических разработок;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Самообразование педагога можно считать продуктивным, если будут развиваться и совершенствоваться такие профессиональные компетенции как:
- интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
- информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, коллегах;
- рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Источники информации:
- План самообразования преподавателя. Образцы и примеры составления .Режим доступа: http://pedsovet.su/plan_samoobrazovaniya_spo#category_description
- Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов .Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/09/27/samosovershenstvovanie-samoobrazovanie-pedagogov
- Памятка для педагогов по организации самообразования .Режим доступа: http://ggt-khandyga.narod.ru/menyu_ssylok/prepodovatelyu/pamyatka.html
- Самообразование педагогов.Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/09/samoobrazovanie-pedagogov
- Система работы педагогов над темой самообразования .Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2012/11/18/sistema-raboty-pedagoga-nad-temoy
- Работа по темам самообразования для учителей для повышения педагогического мастерства .Режим доступа: http://edu.resurs.kz/metod/rabota-po-temam-samoobrazovaniya-dlya-uchiteley-dlya-povisheniya-pedagogicheskogo-masterstva
- Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015 .
Спасибо за внимание!