2
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПО
Л.И.Хатунцева,
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
Для педагогов, работающих в системе СПО, требуется высокий уровень компетентности. Педагогу постоянно следует самосовершенствоваться, систематически повышать свою квалификацию. Он должен быть компетентен в технологии развивающих способов обучения и выступать организатором эффективной деятельности обучающихся.
Развитие профессиональной компетентности современного педагога –это сложный процесс, включающий все составляющие образовательного процесса. В силу объективных причин (прежде всего, малого финансирования) в настоящее время система профессионального развития педагогов ориентирована не столько на затруднения педагогов, сколько на их сложившийся опыт самообразования. Самообразование необходимо для совершенствования качеств личности педагога и профессиональных навыков.
Однако заданный темп введения новаций в образовательный процесс далеко не всегда соответствует возможностям педагога в реальных условиях работы. Следовательно, педагог как основной и главный субъект, призванный решать задачи развития образования, должен обладать достаточно высоким уровнем компетентности в области самообразования.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагога.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога это:
повышение качества преподавания дисциплины;
готовность к педагогическому творчеству;
профессиональный рост;
создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника;
соответствие педагога требованиям общества и государства.
Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим педагогом. Самообразование может иметь следующие направления:
профессиональное (дисциплина преподавания);
психолого-педагогическое и психологическое;
методическое;
эстетическое;
в области ИКТ;
в области формирования ЗОЖ.
Педагог может можно получать знания и совершенствоваться разными способами, но прежде всего на курсах повышения квалификации в учебных заведениях. Это может быть очное обучение, очно-заочное, заочное, а также дистанционное.
Однако большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование.
Постоянное самообразование – вот та форма совершенствования современного педагога, которая помогает быть в центре педагогических новшеств.
Основными критериями эффективности самообразования педагогов являются эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса) и творческий рост педагога.
Следует отметить, что отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм. Поэтому очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, а также мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
знакомство с педагогической и методической литературой;
самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме;
обзор информации в Интернете;
посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);
проведение открытых занятий и их анализ;
общение с коллегами в сетевых сообществах;
участие в профессиональных конкурсах.
Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе, раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, влияет на результативность педагогической деятельности в целом.
Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный рост, создается имидж современного педагога-мастера.
Список использованных источников
1.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2017.
2. Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко М.: Академия, 2018
3.Кокоткина О.А. Как организовать работу по самообразованию / О.А. Кокоткина // Профессиональное образование. 2019, № 8
4.Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование.2019.-№ 2.