СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование обучающихся в процессе изучения информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообразование обучающихся в процессе изучения информатики»

самообразоваНИЕ Обучающихся в процессе изучения информатики

В современном мире самообразовательная деятельность представляет собой по-настоящему свободную и наиболее сложную по виду образовательную деятельность. Это связано с такими процедурами как саморефлексия, самооценка, самоидентификация, а также с выработкой умений и навыков самостоятельно искать актуальные знания, умения и навыки, трансформировать их в свою практическую деятельность.

Успех самообразовательной деятельности зависит от целого ряда познавательной активности обучащихся. В познавательную активность можно включить реализацию принципов личностно-ориентированного обучения (обучающийся может выбрать дело по душе согласно своим интересами); обладание необходимым интеллектуальным развитием (смотреть на проблемы с реальной точки зрения, уметь планировать шаги поиска ответа). Обучающиеся должны самостоятельно искать новую и анализировать полученную информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания, умения и навыки. Должны развиваться их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формироваться умения планировать действия и принимать решения.[5]

Самообразование рассматривается как деятельность по поиску и приобретению знаний по инициативе конкретного индивидуума в отношении предмета интереса (чем заниматься), объема и источников познания. Также устанавливается продолжительность и время проведения занятий, происходит выбор формы удовлетворения своих познавательных потребностей и интересов.

В информационном обществе профессиональная самореализация и полноценная социальная жизнь конкретного человека зависит от его компетенции, умения хорошо адаптироваться в современных условиях и к современным реалиям, проявлять свои способности, интересы. Воспитание и формирование такой личности является основной задачей средней школы в условиях реализации ФГОС. Решить эту задачу можно лишь в том случае, если система образования будет ориентирована на личность конкретного обучаемого.

Современный характер обучения приводит к необходимости переосмыслить и обучающую деятельность учителя, и образовательную деятельность обучающихся. Построение учебного процесса в условиях реализации ФГОС необходимо осуществлять с целью формирования механизмов самоорганизации, самореализации, самообразования личности каждого обучащегося. Для реализации этого учитель способствует усвоению обучащимися социального опыта; стимулирует их к свободному и критическому мышлению; формирует мировоззрение, создавая целостную картину мира; реализует умение осознанно планировать свое развитие, понимать его динамику и самостоятельно учиться; развивает у обучающихся систему свойств, которые способствуют их самообразованию, саморазвитию, самореализации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о необходимости формирования навыков самообразовательной деятельности обучающихся. В организации этой работы велика роль учителя. Именно педагог определяет цель, задачу, средства и методы проведения такой работы, подбирает задания, осуществляет текущий и итоговый контроль, анализирует и объясняет результаты, оказывает минимальную помощь.

На уроках информатики формирование навыков самообразовательной деятельности можно осуществлять с помощью мини-проектов (например, по темам «Информация», «Системы счисления», «Логика», «Компьютер»), проектов («Программирование», «HTML», «MS Power Point», «MS Excel»). Уже в 7 классе обучающиеся начинают самостоятельно искать информацию по заданному вопросу (аналитическая машина Ч. Беббиджа, единицы измерения количества информации и стандарты МЭК и т.д.). Первые проекты могут быть либо слишком краткими либо слишком объемными. Это приводит к началу работы учителя по формированию умения у обучающихся выбирать действительно нужную информацию. В 9 – 10 классе обучающие защищают индивидуальные проекты и умение находить, анализировать, обрабатывать большие объемы разной информации им очень пригодится.

Самообразование представляет собой способ получения новых знаний без участия преподавателей и вне стен учебного заведения.[7]. Для того чтобы обучающийся начал самообразовательную деятельность, его надо заинтересовать. А исходным внутренним побуждением интереса является мотив. Мотив - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность».[6] Таким образом, мотив можно рассматривать как внутреннюю причину деятельности, поведения или поступка, как побудительную причину действия, движущую силу обучения. Подготовка обучащихся к самообразованию является условием эффективности их самообразовательной деятельности. Обучающийся должен отвечать на семинарах, выступать с докладами, рефератами и сообщениями, изучать статьи. Обучащиеся должны организовать свои умения, комбинировать усвоение способов деятельности. [2, с. 43][5].

Таким образом, самообразовательная деятельность обучающихся стала неотъемлемой частью не только школьной программы в условиях реализации ФГОС, но и всей жизни современного общества.

Самообразование школьника – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования (по определению Громцевой А.К.)[8]. Современное общество требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, сформированного критического и творческого мышления, умения работать с большими объемами информации и т. д. Самообразовательные методы и принципы, привитые выпускникам в процессе обучения в школе, обладают большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.[5]

Таким образом, умение самостоятельно приобретать знания, способность к познавательной деятельности лежат в основе творческих процессов: самообучения и самообразования. Самообучение является начальным этапом самообразования. Самообучение и самообразование нацеливают личность на объективное познание действительности, на самопознание, самоорганизацию, самопостроение и самоопределение – процессы, являющиеся показателями зрелости личности.

Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни в современном обществе; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

Литература

  1. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. — М.: Просвещение,1994. — 257 с.

  2. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 2001. — № 1. — С. 17—24.

  3. Корвяков В.А. Самообразовательная деятельность студентов как педагогическая проблема. Электронный ресурс: http:// osu.ru/2003_7/11.pdf [Дата обращения 03.10.2019]

  4. Замарина Л.Л. Новые подходы в организации самообразовательной деятельности учащихся. Электронный ресурс: http://referatwork.ru/refs/source/ref-4041.html[Дата обращения 03.10.2019]

  5. Уткина Е.М. САМООБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf [дата обращения: 13.10.2019]

  6. Мотив. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/%
    D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2 [Дата обращения 13.10.2019]

  7. Что такое самообразование? Цели и виды самообразования. Электронный ресурс: https://fb.ru/article/169467/chto-takoe-samoobrazovanie-tseli-i-vidyi-samoobrazovaniya [Дата обращения 13.10.2019]

  8. Понятие самообразовательной деятельности. Электронный ресурс: https://studbooks.net/1945359/pedagogika/ponyatie_samoobrazovatelnoy_deyatelnosti. [Дата обращения 13.10.2019]