РЕФЕРАТ
Влияние самообразования
на эффективность работы учителя.
Учителя физической культуры начальных
классов МБОУ СОШ №18
Ляшенко Галины Витальевны
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний «Учитель живет пока учатся, учитель учится пока живет».
Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами побуждаемы собственной страстью . Всякое знание должно быть открытием , которое Вы сделали сами».
Самообразование-это самостоятельное приобретение знаний из разных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Самовоспитание – это процесс намеренного изменения возведения человеком
себя самого на более высокую ступень физического. Духовного нравственного и творческого развитии.
Признаки характеризующие процесс самообразования:
Осознает свой образ жизни, свои достоинства и недостатки имеет адекватную самооценку.
Требователен к себе, недоволен собой , стремится стать лучше, осознает необходимость самообразования.
Умеет ставить перед собой и самостоятельно определяет цели и задачи.
Имеет идеалы.
Имеет определенную программу или план достижения поставленных перед собой целей и задач.
Знает методику самообразования. Средства и способы над самообразованием, владеет ими.
Конкретно действует в одном или нескольких направлениях своего развития.
Имеет результаты само образования и выделяет две формы самообразования педагога: Индивидуальная и коллективная (повышение квалификации, метод. объединения).
Самообразование- это постоянная деятельность учителя направленная на расширение и углубление знаний и умений повышения уровня проф. подготовки. Самообразовательная деятельность учителя включает:
а. Научно-исследовательскую работу по предмету.
б. Изучение научно методической литературы.
в. Участие в коллективных и групповых формах методической работы.
г. Изучение опыта своих коллег.
д.Теоретическую работу и практическую апробацию собственных
материалов.
Организация самообразования учителя зависит от уровняего подготовки изучения проблем, цели усовершенствования его педагогичного мастерства, выбора форм и методов обобщения опыта освоения методики внедрения самообразовательной деятельности.
«Учить самого себя»- девиз каждой личности.
Пройти путь от новичка до мастера непросто. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять самые высокие требования к педагогу. Чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания. Но и иметь знания в других ближайших научных областях, ориентироваться в современно политике, экономике и другом. Способность к самообразованию определяется психологическими интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя.
Мотивы побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,
родительскому собранию, классному часу, соревнованиям и др.у
педагога возникает необходимость поиска и анализа новой
информации.
Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же старому плану.
Стремительный рост современной науки особенно психологии и педагогики.
Изменения, происходящие в жизни общества, в ногу с прогрессом педагог должен быть современен.
Конкуренция. Родители ребенка стремятся отдать лучшему педагогу.
Общественное мнение.
Материальное стимулирование.
Интерес. Учиться просто интересно.
Специфика педагогической деятельности такова. Что для эффективной деятельности педагог должен владеть знаниями собственного предмета, методикой его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, обладать большой эрудицией. Без этого педагог не может эффективно учить и воспитывать. Занимаясь саморазвитием, самосовершенствованием педагог сам сознательно меняет свою профессиональную биографию.
Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться профессиональное становление личности, профессиональное становление педагога.
Формы самообразования
а) курсы повышения квалификации
б) получение 2-го высшего образования или 2-ой специальности
в) конференции, семинары, олимпиады и конкурсы, педагогические советы, научные работы, посещение уроков коллег, обмен мнениями, метод. объединения.
Мотив – это внутреннее желание человека удовлетворить свои потребности.
Стимул - это возможность получения средств удовлетворения своих потребностей в обмен на выполнение определенных действий.
Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.
Уровень образованности и воспитанности будущего поколения, рост творческого потенциала страны в целом, прогресс общества напрямую зависит от личности учителя, его профессиональной компетентности, творческого подхода к педагогической деятельности, постоянной потребности совершенствовать свое мастерство.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену одному жизненному стилю приходит новый.
Учитель 21-го века это:
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству
умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения для реализации поставленных задач
обладающий высокой степенью профессиональной компетентности
Учитель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблемой самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней является ключевыми.
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день учителю предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации, однако, не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивают свою актуальность в среднем через 5 лет.
Поэтому наиболее эффективный способ педагогического мастерства учителя – это самообразование, творческий рост учителя, внедрение новых педагогических технологий в общеобразовательный процесс.
В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Источники самообразования:
- телевидение
- газеты, журналы
- литература
- интернет
- видео, аудиоинформация
- платные курсы
- семинары, конференции
- мастер классы
- мероприятия по обмену опытом
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
- курсы повышения квалификации
- путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, источники, способствующие профессиональному росту.
Работа в начальной школе, это мой первый опыт работы. Для меня многое оказалось незнакомым:
- совсем маленькие ученики, правильное общение с ними
- модульная система
- вербальное оценивание
На эти вопросы необходимо было искать ответы. Я использовала литературу – «Работа с детьми дошкольного возраста» и « Работа с детьми начальных классов». Помогает опыт работы коллег начальных классов, беседы с ними, и наблюдение за их работой с детьми, советы и поддержка коллег по работе физической культуры помогает моей профессиональной работе. Посещая их уроки и перенимая опыт, новые методы, интересные предложения использую в своей работе. Моя задача - постоянно заниматься самообразованием, набираться опыта и повышать свое педагогическое и профессиональное мастерство.