Просмотр содержимого документа
«Самообразование практико-ориентированный подход»
Практико-ориентированный подход на уроках биологии
Учитель биологии Гримова Анжелика Вячеславовна
МБОУ Обоянская СОШ №2
Природа так обо всем позаботилась, что
повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи
Практико-ориентированное обучение -
- Построение учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач, эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.
Практико-ориентированные технологии
Критического мышления
игровые
Интерактивные
Педагогические мастерские
Проектные
Проблемного обучения
Развивающего обучения
Информационно-коммуникационные
Некоторые методы практико-ориентированного подхода
- Метод синектики (логический)
- Метод моделирования
- Метод причинно-следственного анализа
- Метод эвристических вопросов
- Метод ситуационных задач
- И другие
Метод синектики
- решение творческих задач путем поиска аналогий ( символическая аналогия- изображение поисковой задачи в виде символа или схемы; и т.д.)
Метод синектики
- решение творческих задач путем поиска аналогий ( природная аналогия - как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы)
Как знания о строении костей были использованы в архитектуре?
Метод моделирования
- изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью матриц, символов;
Метод причинно-следственного анализа
- позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения (Например: «Почему кровь по венам ног течет к сердцу? Почему не имеющие мышц лёгкие следуют за движением грудной клетки?»
Метод эвристических вопросов
- Составьте вопросы о муравьях, используя слова:
кто? что? зачем? где? чем? когда? как?
Метод эвристического исследования
- Почему мы так говорим? Объясните с биологической точки зрения значение фразеологизмов или пословиц:
- «как рыба в воде» «где раки зимуют» «сердце в пятки ушло»
«у страха глаза велики»
Метод эмпатии (вживания)
- Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему?
- Составьте сочинение от имени растения картофель
Метод фактов
- Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры
- Составьте памятку для юного грибника
Метод прогнозирования
- Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все комары?
Метод ошибок (возможностей)
- Найдите в тексте биологические ошибки:
в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»:
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»- Говорит ей Муравей.
Метод ошибок (возможностей)
Для удачной рыбалки нужно учитывать:
- время суток, время года, вкусный завтрак
- особенности погоды, особенности моды
- удачные снасти, удобства в одежде
- природные условия на месте ловли и на месте устройства пикника
- знания о строении рыбы и её «вкусовых пристрастиях»
- знания о местах нереста и расположения ближайших магазинов «РЫБА».
Метод ситуационных задач
- При этом материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории не декларируются учителем, а прогнозируются самими учениками.
Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
Дистервег Адольф Фридрих