Самообразование педагога как форма повышения профессионального мастерства влияющая на развитие учебно-познавательной компетентности обучающегося.
Подготовила: учитель биологии
I квалификационной категории МОБУ «ООШ с.Краснохолма г.Оренбурга»
Дронова Л.Г.
«Смотри же, не являешься ли часом именно ты сам главным препятствием для обновления школы!»
П. П. Блонский (1917 г.)
Па́вел Петро́вич Бло́нский
(Киев — Москва) — философ, педагог и психолог.
Руководил с 1919 года Московской академией образования. В 1920-е гг. выпустил ряд учебников, в том числе школьных.
1884 -1941
- «САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
Педагогический словарь.
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков
… то речь идет о самообразовании.
Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные .
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
• ежедневная работа с информацией ;
• желание творчества;
• стремительный рост современной науки;
• изменения, происходящие в жизни общества;
• общественное мнение;
• материальное стимулирование;
• интерес
Суть процесса самообразования
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности
Источники самообразования:
- телевидение;
- газеты, журналы;
- литература;
- интернет;
- видео, аудио информация на различных носителях;
- платные курсы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации;
- поездки и путешествия
Программа саморазвития педагога
Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов: 1. Учитель должен знать: - историю возникновения технологии; - теоретическое обоснование новых результатов; - проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии; - результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике; - методы и приемы, использующиеся в данной технологии; - методы и приемы работы учащихся; - этапы освоения технологии учителем и учащимися.
2.Учитель должен уметь разработать: - модифицированный вариант учебной программы; - календарно – тематическое планирование; - планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним; - содержание учебных проектов; - задания для учеников к учебным проектам; - новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.
3. Учитель должен уметь применять на практике: - методы и приемы новой технологии; - проводить учебные занятия различных типов; - анализировать занятия и вскрывать недостатки; - обучать учащихся новым приемам учебной деятельности; - проводить самоанализ; - оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы пед.диагностики; - осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
- систематический просмотр определённых телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
- общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
- ведение здорового образа жизни , занятия спортом, физическими упражнениями.
Семинар в ОГУ
МО учителей биологии г.Оренбург.
Обмен опытом с коллегами.
Обмен опытом с коллегами.
Семинар г.Оренбург
Семинар в ОГПУ
Прохождение курсов повышения квалификации г.Оренбург
Выступление на МО в МОБУ «ООШ»
Проведение открытых уроков
Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
Организация внеклассной деятельности по предмету. КВН.
Организация внеклассной деятельности по предмету. КВН.
КВН в младших классах
Работа над мини проектами
Готовимся к конкурсу!
Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету Детский эколого-биологический центр г.Оренбург. «День Птиц». I тур- I место!
Посещение зоологического уголка в г. Оренбурге
Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету Детский эколого-биологический центр г.Оренбург. «День Птиц». II тур- I место!
Организация внеклассной деятельности по предмету.
Исследовательская деятельность.
Ведение здорового образа жизни и посещение предметных выставок.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег
Спасибо за внимание!