СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование учителя как условие его профессионального развития

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самообразование учителя как условие его профессионального развития»

Самообразование учителя как условие его профессионального развития


 « Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло   

                                                                                 своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает      

                                                                                 силой и волей самого себя образовывать в течение 

                                                                                 дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это 

                                                                                 может осуществить в качестве индивидуума, 

                                                                                 воздействующего на мир».

                                                                                                                                                       А.Дистервег.


Происходящие в современном быстро изменяющемся мире преобразования, обусловленные, в первую очередь, научно-техническим прогрессом, предопределили возникновение тенденции к динамичной смене требований к человеку – как к главной производительной силе, то есть к человеку – как к работнику. Современный человек оказался в ситуации, когда для достижения успеха в профессиональной деятельности, приходится отказаться от принципа «образование на всю жизнь» и перейти к принципу «образование для всех на протяжении всей жизни».

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Педагоги в современном образовательном пространстве должны, как никогда, владеть актуальной, фундаментальной информацией по предмету; иметь серьезную гуманитарную подготовку, чтобы понимать мир и человека, который живет в нем; технологическое обеспечение уроков должно серьезно обновляться; информационные технологии должны быть постигнуты всеми.

Современное информационное общество характеризуется как общество знания. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается большой спектр услуг повышения квалификации: очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, курсы повышения квалификации, семинары, конференции и т.д. Но ни для кого ни секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая осуществляется добровольно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

 Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. «Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно- методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

  • изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации образовательного процесса;

  • ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания, их оценка и др.

                  В настоящее время учитель имеет возможность выбрать наиболее приемлемые для себя формы повышения своего профессионально- методического мастерства. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, а руководители методических и административных структур  инициируют и стимулируют этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, аттестации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

         Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., но единый процесс самосовершенствования должен быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

                 Можно  определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
            •  Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общеучилищному мероприятию, олимпиаде и др., у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
           •  Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
          •  Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
          •  Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто формируют образ учителя как «несовременного человека»
   •  Общественное мнение. Учителю небезразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
         •  Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
        •  Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться ? Вправе ли он тогда преподавать?

                      Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:

  • научно- исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно- методической и учебной литературы;

  • участие в педсоветах, предметных МО;

  • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий, собственных учебных материалов;

  • совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и психологии;

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? ( самообразование непрерывно,но планировать его надо поэтапно )

- повышение качества преподавания предмета;

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- разработка и проведение открытых уроков

- создание комплектов педагогических разработок

- проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

Образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда  То, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным и даже непригодным. По этой причине преподавательская деятельность является по природе своей творческой деятельностью, сам учитель – профессионал, непрерывно анализирующий свою работу, а самообразование является средством развития профессиональной компетентности педагога.

В заключение я хотела бы сказать, что только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный педагог сможет взрастить конкурентоспособную личность. Современную школу создает учитель творческого типа.

Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов и методик, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.