Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко»
Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Цыганкова Лариса Викторовна воспитатель I квалификационной категории
«Не условным звуком только, учится ребёнок, узнавая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова»
К.Д.Ушинский
Ф.И.О. педагога : Цыганкова Лариса Викторовна.
Дата рождения : 18 января 1983 года.
Образование: высшее, ЕГПУ (ЕИ(К)ПФУ, 2009 г.
Специальность по диплому : Учитель русского языка и литературы.
Место работы : МБДОУ №8 « Солнышко »
Занимаемая должность : воспитатель.
Дата назначения на должность: 10.09.2007г.
Общий стаж трудовой деятельности: 14 лет.
Педагогический стаж : 12 лет.
Квалификационная категория, дата присвоения: 2014 г.
Курсы повышения квалификации: 2014 г.
ДОУ работает над проблемой : познавательное и речевое развитие воспитанников.
Тема самообразования : « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС » .
Цель : повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС.
Задачи:
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической, учебной, справочной, научно-методической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
Форма отчета по проделанной работе: презентация
Форма самообразования: индивидуальная
Актуальность: Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.
Литература:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок». 6.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.
7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
8. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.
9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.
10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.
11. Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.
12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.
13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.
14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород.Флокс1995г.
Нормативные документы
- Закон РФ «Об образовании»;
- «Конвенция о правах ребёнка»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Федеральные государственные образовательные стандарты к основной общеобразовательной программе;
- «Концепция дошкольного воспитания».
Направление моей деятельности:
- Сказки, детские постановки, праздники и развлечения, театрализованные игры, дидактические, пальчиковые игры в развитии речи детей дошкольного возраста .
Взаимосвязь различных видов деятельности
Игровая
Коммуникативная
Чтение
Трудовая
Виды деятельности
Познавательно-исследовательская
Музыкально-художественная
Продуктивная
Задачи:
- Определить основные методы и формы использования фольклора в процессе речевого развития детей.
- Формировать у детей навыки художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.
- Отследить мониторинг изменения уровня речевого развития в процессе работы.
4. Приобщить родителей к активному участию в жизни ДОУ.
Принципы
- Принцип активности и посильной самостоятельности;
- Принцип познавательной активности;
- Принцип действенного участия;
- Принцип системности;
- Принцип наглядности;
- Принцип проблемности;
- Принцип проживания;
- Принцип открытости;
- Принцип позитивизма;
- Принцип вариативности;
- Принцип последовательности.
С целью обогащения речи наметила следующие задачи:
- Разучивание с детьми потешек, пословиц, поговорок, чистоговорок, скороговорок.
2) Использование бесед после прочтения сказок, загадывания загадок; обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.
В работе используются различные методы
Наглядные методы позволяли формировать яркие представления о фольклоре, давали возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы;
Практические методы позволяли уточнять и углублять представления детей о фольклоре, способствовали возникновению атмосферы заинтересованности;
Словесные методы помогали формировать у детей эмоционально-положительное отношение к жанрам устного народного творчества, позволяли в кратчайший срок передать детям информацию.
Приёмы:
- приём инсценирования произведения с помощью специально отобранных средств;
- рассказ воспитателя с использованием иллюстрации, картинок, показ слайдов, видеофильмов;
- приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие;
- приём усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами;
-приём речевого образца – правильная речевая деятельность воспитателя;
-хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей;
-заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок;
-приём оценки ответа или действия и исправление;
-показ способов действий.
Формы работы с родителями
- беседы, анкетирование, папки-передвижки;
-консультации для родителей:
«Зачем детям читать книжки», «Пальчики – ручки» ,
«Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств дошкольника;
«Использование детского фольклора в развитии речи»;
- Проведение мероприятий:
- «Сказки гуляют по свету»,
- «Путешествие в страну сказок», «Зимушка - зима»;
- совместное участие родителей и детей в праздниках и развлечениях;
- выставки рисунков детей : «Моя любимая книга», «Сказочный герой», «Мой дом, моя семья».
- Акция: «Подари детям книгу»
Спасибо
за внимание !
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко»
Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
Цыганкова Лариса Викторовна
12 лет I категория
Тема: «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС»
2016 – 2020
Младшая группа
ЛИЧНАЯ КАРТА
Ф.И.О. педагога : Цыганкова Лариса Викторовна.
Дата рождения : 18 января 1983 года.
Образование: высшее, ЕГПУ (ЕИ(К)ПФУ, 2009 г.
Специальность по диплому : Учитель русского языка и литературы.
Место работы : МБДОУ №8 « Солнышко »
Занимаемая должность : воспитатель.
Дата назначения на должность: 10.09.2007г.
Общий стаж трудовой деятельности: 14 лет.
Педагогический стаж : 12 лет.
Квалификационная категория, дата присвоения: 2014 г.
Курсы повышения квалификации: 2014 г.
ДОУ работает над проблемой : познавательное и речевое развитие воспитанников.
Тема самообразования : « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС » .
Цель : повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС.
Задачи:
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической, учебной, справочной, научно-методической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
Форма отчета по проделанной работе : презентация
Форма самообразования: индивидуальная
Актуальность: Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.
Литература:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок». 6.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.
7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
8. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.
9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.
10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.
11. Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.
12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.
13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.
14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород.Флокс1995г.
Введение
Своё представленье работы мне хочется начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой: « У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота » .
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель изучения : выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников; содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Объект изучения: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет изучения : русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи изучения :
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;
- разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Методы исследования: наблюдения, беседы, объяснение, повторение, рассказ воспитателя и др.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
-Развитие диалогической и монологической речи.
-Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
- Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведётся мною по пяти направлениям это: дидактические игры; театрализация сказок; мнемотехника; показ инсценировка; психогимнастика.
Перспективный план работы по самообразованию педагога
1 этап
Этапы
Содержание работы
Диагностический (вводно-ознакомительный) (теоретический)
Изучение методической литературы по проблеме и имеющегося опыта
Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)
Сроки
Практическая деятельность (выходы)
год
Курсы повышения квалификации .
Изучение ФГОС
Изучение психолого – педагогической литературы.
Создание мини-сайта
2 этап
Прогностический
(внедрение в практику)
Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов
Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)
год
Участие в тренингах личностного роста и семинарах
Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты ) на сайте
3 этап
Практический
Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.
Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)
год
Доклад на педагогическом совете, методическом объединении
Публикации статей
Разработка конспектов занятий
Разработка методических пособий
4 этап
Обобщающий(Теоретическое осмысление , анализ)
Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
Распространение опыта своей работы
год
Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.
Творческие отчеты о ходе самообразования на МО.
Посещение с обсуждением открытых занятий
5 этап
Итогово-контрольный
Внедренческий
Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
Распространение опыта своей работы
год
Создание авторских проектов или программ и т.д.
№
Работа с документами (нормативно-правовая база по теме самообразования):
Пути, способы решения проблемы
1
Сроки выполнения
Формы работы
Работа с воспитанниками:
Результат, форма отчетности
1
Название месяца
Презентация
«Что такое сказка»
Досуг
"Путешествие в сказочную страну"
Дидактическая игра
«Покажи и расскажи сказку»
Чтение и обсуждение сказки
«По щучьему велению»
Игра
«Спасем прекрасную царевну»
Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок. Изготовление масок для героев сказок
Пополнение книжного уголка
Чтение и обсуждение сказки
«Сивка-бурка»
Беседа
«Изменим ситуацию в знакомых сказках»
Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»
Чтение и обсуждение сказки : «Снегурочка»
Творческий вечер «Сказки гуляют по свету»
Изготовление открыток к празднику
Чтение сказки «Морозко»
Досуг «В гостях у сказки» Конструирование книжек-малышек
Чтение и обсуждение сказки
«Иван-царевич и серый волк»
Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»
Создание презентации «Волшебный мир сказок»
Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка»
Беседа «Сказка, но по-новому»
Презентация «В гостях у сказки»
Пальчиковый театр
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Выставка книг: «Моя любимая сказка»
Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"
Викторина сказок
Настольный театр «Теремок»
Рассматривание Книги сказок
Пальчиковый театр
Сочиняем сказку
Просмотр сказки «Колобок»
Герои сказок
Просмотр любимой сказки
Отметка о выполнении
Выход темы
Сентябрь
Выполнено или нет
Презентация
Октябрь
Выставка книг
Да
Да
Ноябрь
Декабрь
Выставка детских работ
Открытки
Январь
Февраль
Презентация
Пальчиковый театр
Март
Апрель
Выставка детских рисунков
Театрализованное представление
В гостях у сказки.
Май
Работа с родителями:
Анкета для родителей «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»
Сентябрь
Консультация «Мама, почитай мне сказку»
Октябрь
Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.
Ноябрь
Раскраски с героями русских народных сказок
Декабрь
Информация в уголке родителей: «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»
Январь
Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Февраль
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».
Март
Акция «Подари детям книгу»
Конкурс «Сочини сказку»
Апрель
Анкета для родителей «Книга в жизни ребенка»
Май
Работа с литературой:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
6.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.
7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
8. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.
9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009г.
10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.
11. Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.
12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.
13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.
14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.
Сентябрь
Декабрь
Февраль
Май
Посещение мероприятий
Дата и место проведения
Группа, возраст и количество детей
Тема. цель
Содержание
Выводы по анализу
занятия
Проведенные открытые занятия, мероприятия
№
Тема, группа
Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)
Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытое занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и др.)
Дата
Проведение, участие в семинарах, методических объединениях ,конференциях.
№
Тема выступления
Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)
Тема семинара, кем и для кого организован,
место проведения
Дата
Методические публикации
№
Тема (название),вид публикации, количество страниц
Уровень (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский федеральный, международный уровень)
ОД по экспериментированию в подготовительной группе с презентацией "Вода не
безграничный дар"
Где напечатана
(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации
Всероссийский
Год издания
Ссылка на опубликованный материал: https://uchsovet.ru/publikacii/doo/8450
№ 1613163022 от 13.10.2016
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-66047 от 10.06.2016 г.
Результаты подтверждающие успешность профессиональной деятельности
Учебный год
Вид деятельности, название мероприятия
Описание результата
Организация предметно-развивающей среды
Темы, названия
Разработка методических материалов, их вид ( конспекты, сценарии, рекомендации, проекты и др.)
Оценка (где и когда проведена процедура оценки, обсуждения и/или утверждения, и/или рецензирования)
Изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы)
Работа с родителями воспитанников
Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, семинары, заседания Круглого стола, совместные развлечения, выпуск газеты, методических рекомендаций, оформление наглядности для родителей об успехах их детей и др.)
Тема, название
Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)
Дата
Отчёт по самообразованию.
Тема самообразования: « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС»
Цели работы по теме самообразования: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в в условиях разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС.
Проблемы (актуальность выбора темы ): Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.
Литература, изученная по данной проблеме:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
6.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.
7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
8. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.
9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.
10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.
11. Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.
12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.
13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.
14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород.Флокс1995г.
Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования.
Результаты (всё что за год сделано)
а) составление памяток, конспектов занятий, сборник и др.
б) выступления на методических объединениях, семинарах
в) педагогическая диагностика результатов применения новых методов и приемов работы
Сложности, возникшие при работе в этом учебном году
Использование в работе: ТСО, Интернет-ресурсы, творческий опыт педагога и т.д.):
Перспективы работы в следующем году.
Глоссарий
- Аграмматизм импрессивный - непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении. экспрессивный - неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.
- Аграфия (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма. экспрессивный - неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.
- Акцентуация характера Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам.
- Алалия (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.
- Алексия (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.
- Апперцепция Зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
- Артикуляция (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
- Аутизм (Ранний детский аутизм (РДА) Отклонение в психическом развитии ребёнка, главным проявлением которого является нарушение общения ребёнка с окружающим миром.
- Афазия (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи - полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.
- Афония (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.
- Батареи специальных способностей Группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.
- Баттаризм нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.
- Беседа Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
- Брадилалия патологически замедленный темп речи.
- Валидность Комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, а с другой стороны, информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.
- Высказывание единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
- Высшие психические функции (ВПФ) Сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления.
- Гаммацизм недостаток произношения звука [ Г ].
- Гиперсаливация увеличенное выделение слюны.
- Голос звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
- Дизартрия dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.
Дикция (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.
Дислалия (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.
Дислексия (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.
Задержка речевого развития (ЗРР) нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.
Заикание логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.
Импрессивная речь восприятие, понимание речи.
Интеллект Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности. Характеристика индивида, проявляющаяся в успешности Выполнения теста (тестов) интеллекта; определяется величиной IQ.
Интонация (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями -- она особенно понятна и красива.
Интроспекция Метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других актов собственной активности.
Итерация несудорожные запинки, повторы в речи.
Йотацизм нарушение произношения звука [j].
Каппацизм недостаток произношения звука [ К ].
Кинестезии речевые ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.
Коммуникация (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Коэффициент интеллектуальности Количественный показатель теста интеллекта, указывающий на успешность его выполнения испытуемым по сравнению с выборкой, на которой происходила стандартизация теста.
Культура речи многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
Ламбдацизм неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.
Лексикон словарный запас.
Логическая пауза пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.
Логическое ударение выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.
Логичность речи коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.
Логоневроз невроз, проявляющийся в форме расстройства речи.
Логофобия (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.
Мелодика речи повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи: повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.
Моторика совокупность двигательных реакций.
Мутизм отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата, наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д..
Невербальные средства общения жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.
Негативизм немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой негативизм - упорный отказ от общения.
Общение сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
Органы артикуляции губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
Пантомимика совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.
Парафазия нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.
Патогенез Закономерные или индивидуальные реакции, которыми организм отвечает на патологические влияния.
Пауза остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.
Полтерн патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.
Портаменто лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.
Психологическая готовность к школьному обучению Комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
Резонатор полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.
Речевой слух способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха: физический слух - способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты; фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи.
Речевой такт (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые объединены смыслом.
Речь система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации. внешняя - речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной; внутренняя - речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.
Речь экспрессивная активное устное и письменное высказывание.
Ритм речи последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.
Риторика теория и мастерство гармоничной речи.
Ринолалия (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.
Ринофония изменение только тембра голоса (носовой оттенок, гнусавый) при нормальном звукопроизношении.
Ротацизм расстройство произношения фонем [р] и [р'], которое выражается в отсутствии этих фонем в речи или их искажении.
Рефлексия Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Саморегуляция процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
Сигматизм недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ].
Тахилалия нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.
Тетизм расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2-4 стереотипные фонемы, обычно т', м, н; обычно тетизм связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости, алалии и т.п.
Фонема звук речи. В русском языке - 42 фонемы.
Фонематический слух способность к слуховому восприятию звуков речи - фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.
Фонация голосообразование.
Хиттизм недостаток произношения звука [ Х ].
Эхолалия непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.
Язык важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.