Татьяна Васильевна Довгань
Методист КГКП «Ясли-сад №10 «Сказка» г. Экибастуз
Самообразование –
это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Кладезь знаний
«Образование для всех, образование всю жизнь»
Цель работы по самообразованию педагогов
Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи работы по самообразованию педагогов
- Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.
Инновационные
направления
методической
работы
Маркетинговое:
изучение спроса педагогов .
Информационное:
создание единой информационной,
организационной, методической,
коммуникативной
учебно-воспитательной среды в ДОУ.
Социально-адаптивное:
подготовка педагогов к успешному
выстраиванию профессиональной карьеры.
Научно-экспериментальное:
вовлечение педагогов в
опытно-экспериментальную работу ДОУ.
Психолого-педагогическое:
психологическая поддержка педагогов.
Управленческое:
повышение компетентности педагогического коллектива.
Педагоги КГКП «Ясли-сад №10 «Сказка»
Педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности .
Педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Педагоги, владеющие набором стандартных приёмов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности.
Личный план самообразования воспитателя
На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- Название темы
- Цели
- Задачи
- Предполагаемый результат
- Этапы работы
- Сроки выполнения каждого этапа
- Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- Способ демонстрации результата проделанной работы
- Форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов
Пути решения поставленных задач
Постоянное приобретение методической литературы(на русском языке – 2156,
на казахском языке – 788, в электронном варианте – 13826 файлов и папок;
Увеличение числа подписных изданий (на русском и казахском языке выписано 26 изданий)
Предусмотрено в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы
с литературой в методическом кабинете, так и в Интернете.
Создана картотека статей, конспектов, сценариев и другого материала из методических
пособий и периодических изданий.
Также имеется большой материал, подобранный из Интернета.
Подобраны диагностические и исследовательские материалы по анализу
и оценке потребностей педагогов в развитии.
Включены в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации,
анализа деятельности, изучения и решения проблем и др
(методические дни, творческие недели, аукционы, педагогические ярмарки).
Продумано участие педагогов в открытых мероприятиях городских
творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического
опыта и др.), семинарах для слушателей Павлодарского института
повышения квалификации педагогических кадров.
Составлен перспективный план проектных мероприятий.
Направления самообразования воспитателя
География,
краеведение, туризм
Интересы и хобби
Охрана здоровья
Историческое
Патриотическое
Профессиональное
Эстетическое
Правовое
Психологическое
(имидж, общение, искусство влияния,
лидерские качества и др.)
Методическое
(педагогические технологии,
формы,
методы и приемы обучения)
Психолого-педагогическое
(ориентированное на
воспитанников и родителей)
Источники самообразования
Газеты, журналы
Интернет
Телевидение
Платные курсы
Мастер-классы
Литература (методическая,
научно-популярная, публицистическая,
художественная и др.)
Курсы повышения
квалификации
Семинары и
конференции
Путешествия
Экскурсии, театры,
выставки, музеи,
концерты
Видео, аудио информация
на различных носителях
Формы самообразования воспитателя
Индивидуальная
Групповая
Критерии саморазвития воспитателя
Воспитатель должен знать
- историю возникновения технологии;
- теоретическое обоснование новых результатов;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
- результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
- методы и приемы, использующиеся в данной технологии;
- методы и приемы обучения воспитанников;
- этапы освоения технологии воспитателем и дошкольниками.
Критерии саморазвития воспитателя
Воспитатель должен уметь разработать:
- модифицированный вариант учебной программы;
- календарно – тематическое планирование;
- технологические карты и конспекты различных типов занятий, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;
- содержание учебных проектов;
- задания для воспитанников к учебным проектам;
- новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.
Критерии саморазвития воспитателя
Воспитатель должен уметь применять на практике:
- методы и приемы новой технологии;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать детей новым приемам организованной учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной деятельностью детей и др.
Образовательный уровень педагогов
Кадровый потенциал педагогов
Авторские разработки педагогов КГКП «Ясли-сад №10 «Сказка»
«Областная акция «Здоровье без лишнего веса»
«Городской семинар ЗОЖ «Туберкулезу – нет!»
« Участие садов-партнеров на семинарах»
Областная августовская конференция
« Открытое занятие на МО города »
« Мастер-класс»
« Вместе и в труде и в учебе !»
« Семинар-практикум »
«Конкурс «Супервоспитатель – 2008»
«Тренинги в педагогами»
«Ролевые игры для педагогов»
«Вокальная группа «Арай»
«Работает дискуссионный клуб»
«Творческий отчет»
«Методические разработки педагогов»
«Экскурсия с воспитанниками по городу»
«Тренинги «Воспитатели-родители»
Литература
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)
- Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 160 с (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
- Горбачева Н.Б., Рожина Г.А. Педагогический совет: журнал “Ребенок в детском саду” № 6 – 2005, стр. 30
- Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, стр. 36
- Белая К.Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским садом / К.Ю. Белая – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 399 с.
- Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр.39
- Концепция Непрерывного Педагогического Образования педагога новой формации, 2005 г.
- Алексеева Л.И Самообразование педагога (Интернет - презентация), Методист УДО ММЦ г. Оса. http :// www . edunet . uz /
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия.- Мн.: «Хелтон», 1998.
- Рыбакова В.И.Инновационная деятельность как фактор развития творчества педагогов: http://www.yspu.yar.ru/
- Исаева З.А.. Тихомирова В.Т. Обучение для организационного и личностного роста: Учебное пособие для магистратуры и системы повышения квалификации преподавателей высшей школы. – Алматы: Казак университети, 2003 г.
- Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
- Николенко Л.В., координатор по вопросам электронного образования пилотной инициативы, Самообразование учителя:“School Goes Digital” Интернет-проекта UNDP http :// www . edunet . uz /
- Немова Н. Нужны «звезды», до которых хочется дотянуться.\\ ж. «Директор школы», №2, 1999,С.3-7
- Ширяева В., кандидат педагогических наук, старший преподаватель Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета, Многофункциональная карта мониторинга // Журнал «Директор школы», № 9, 2002