СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Самооценка личности. Особенности ее проявления среди подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Самооценка личности. Особенности ее проявления среди подростков"»





Межмуниципальный конкурс ученических проектов

«ПРОЕКТИРУЕМ БУДУЩЕЕ-2024»

среди учащихся 5-11 классов образовательных организаций

«МО Чердаклинский район»

и образовательных организаций Ульяновской области



Человек-Общество



Самооценка личности. Особенности ее проявления среди подростков

Выполнила

Уточкина Александра,

учащаяся 10б класса

МБОУ Чердаклинская СШ №1

МО «Чердаклинский район»

Ульяновской области

Руководитель:

Огуречникова Ирина Владимировна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Чердаклы-2024

Оглавление

Введение...................................................................................................................3-4

Глава 1: Теоретическое обоснование проекта....................................................4-12

1.1 Что такое самооценка?......................................................................................4-5

1.2 Виды самооценки..............................................................................................5-8

1.3 Особенности самооценки у подростков........................................................8-10

1.4 Факторы, которые влияют на самооценку подростка...............................10-11

1.5 Влияние самооценки на жизнь подростка..................................................11-12

Глава 2: Практическое обоснование проекта...................................................12-15

2.1 Анализ уровня самооценки у учащихся......................................................12-14

2.2 Рекомендации подросткам по коррекции самооценки..............................14-16

Заключение..........................................................................................................16-17

Приложение 1......................................................................................................17-18

Приложение 2............................................................................................................18

Приложение 3............................................................................................................19

Список сайтов и литературы...................................................................................20














Введение

Актуальность: В наше время одной из ключевых задач является формирование личности, которая была бы духовно развитой, здоровой, сильной, самостоятельной и творческой. Эта задача становится все более сложной с каждым годом, поскольку вместе с быстро развивающимися возможностями для самовыражения и самореализации растут и требования общества к каждому индивидууму. Многочисленные исследования в области психологии подтверждают, что высокая самооценка помогает преуспевать в самых разных сферах жизни. Люди, которые высоко оценивают себя, лучше проявляют себя, более удовлетворены своими отношениями. Кроме того, у них, как правило, ментальное и физическое здоровье в лучшем состоянии. Также высокая самооценка предупреждает антисоциальное поведение.

От реакции человека на успех или неудачу зависит его отношение к окружающим и статус в обществе, уровень самооценки, амбиций и прочее. В период подросткового возраста самооценка может колебаться под воздействием различных факторов, включая оценки учителей, родителей, друзей и общества, а также личные кризисы. Подросток старается оценить свои достижения объективно, но часто занижает их значение, что приводит к искажению его представлений о себе и снижению самооценки.

В этом возрасте самооценка находится в стадии формирования и может быть изменена, поэтому крайне важно вовремя внести коррективы. Одной из ключевых задач на данный момент является способность всесторонне и объективно оценивать себя, чтобы уяснить свое собственное представление о себе и своих возможностях

Цель: выяснить особенности самооценки среди подростков

Задачи:

1. Узнать понятие самооценки и её виды

2. Изучить формирование самооценки у подростка

3. Выявить влияние самооценки на человека и на его восприятие мира

4. Провести aнaлиз самооценки среди подростков

5. Составить рекомендации для повышения самооценки

Гипотеза: проявления самооценки у младших и старших подростков имеют отличия

Объект исследования: самооценка подростков

Предмет исследования: особенности проявления самооценки у подростков

Глава 1: Теоретическое обоснование проекта

1.1. Что такое самооценка?

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Важным аспектом самооценки является любовь к себе. Чем глубже человек любит и принимает себя со всеми своими недостатками, тем выше его самооценка и чувство собственной ценности. Самооценка играет важную роль в формировании жизненного пути каждого человека и влияет на его успехи и благополучие. Уверенность в своих достоинствах и вера в собственные силы играют важную роль в достижении успеха. Напротив, чувства унижения, вины, и стыда, а также необоснованная стеснительность могут препятствовать удовлетворению внутренних потребностей и их осуществлению. Базовая самооценка формируется еще в детстве, но она может меняться со временем и быть скорректирована.

Первую теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он предложил простую формулу для определения самооценки, считая, что она равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и представления о нашем потенциале.

В психологии нередко наблюдается, что мы склонны оценивать себя и свои достижения исключительно через призму наших высоких ожиданий. Если наши результаты не соответствуют нашим высоким целям, мы считаем себя неудачниками. Напротив, когда мы превосходим свои ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и это положительно сказывается на нашей самооценке.

Из работ отечественных психологов, таких как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В.С. Мухина и других, становится ясно, что самооценка играет важную роль в процессе самосознания. Она является ключевым элементом личности, который органично взаимодействует с самосознанием и отражает индивидуальный уровень развития личности. Адекватная самооценка считается нормой для психологически здорового человека. Она предполагает, что человек честно и объективно оценивает себя. Такой человек осознает как свои сильные, так и слабые стороны, знает свои возможности и потребности, а также стремится развивать свой внутренний потенциал. Личность с адекватной самооценкой способна к самокритике и готова работать над своими ошибками. Она стремится устранить недостатки и развивать свои сильные стороны.

1.2. Виды самооценки

Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют, насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.



Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что все и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.



Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).



Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

В своём исследовании я буду придерживаться типизации самооценки в зависимости от её реалистичности (адекватная или неадекватная самооценка, которая может быть в свою очередь занижена или завышена).

Адекватная самооценка — это способность человека объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, а также правильно соотносить их с поставленными целями и требованиями окружающей среды. Она позволяет человеку самостоятельно оценивать свои достижения и способности, не полагаясь исключительно на мнение других людей. Адекватная самооценка не является ни завышенной, ни заниженной. Человек с такой самооценкой способен реалистично оценивать как свои позитивные, так и негативные качества.

Позитивное отношение к себе и уважение к себе являются ключевыми элементами адекватной самооценки. Человек с адекватной самооценкой способен брать на себя реальные и выполнимые задачи, а также нести ответственность за свои действия. Такой человек обладает уверенностью в себе и способен реализовывать себя в жизни.

Адекватная самооценка позволяет формировать определенные цели и стремления, а также развивает самокритичность и требовательность к себе.

Дети с адекватной самооценкой чаще всего обладают оптимизмом, общительностью и чувством юмора. Они способны самостоятельно выбирать задачи, которые им интересны и которые они могут успешно выполнить.

Люди, чьи возможности соответствуют их способностям, обычно реже сталкиваются с неудачами. Они имеют более реалистичное представление о своем будущем и относятся к нему более гибко.

Адекватная самооценка формируется в окружении, где подростка уважают, принимают его мнение во внимание и не унижают его за ошибки, а помогают развиваться, подчеркивая его ценность как личности, независимо от его успехов или неудач.

Наоборот, неадекватная самооценка характеризуется негативным отношением к себе.

Индивидуум может искажать уровень своих притязаний. Такой человек может быть зависим от оценок общества и выбирать либо непосильные задачи, либо наоборот. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной.

Завышенная самооценка проявляется в идеализированном представлении о себе, своей значимости для других, отказе признавать ошибки, лень, недостатки знаний и искаженной модели поведения. Люди с завышенной самооценкой могут становиться жесткими и агрессивными. Дети с такой самооценкой могут переоценивать свои возможности.

На самом деле, уровень претензий этих людей не соответствует их способностям. Им свойственна излишняя уверенность в себе и недостаток такта, они возвышают себя, относятся скептически к деятельности других и преуменьшают достоинства окружающих. Заниженная самооценка проявляется в недостаточной уверенности в себе, активации защитных механизмов, пассивности и слабом стремлении к достижению целей в различных сферах жизни. Люди с низкой самооценкой часто не раскрывают весь свой потенциал и не достигают успеха, который им возможен.

Дети с заниженной самооценкой часто склонны к самокритике и не уверены в себе. Они фокусируются на своих недостатках, что делает их тревожными и застенчивыми. Низкий уровень их амбиций приводит к тому, что они избегают ответственности и не достигают поставленных целей.

Важно отметить, что самооценка напрямую зависит от уровня амбиций. Уровень амбиций определяется сложностью поставленных задач, которые человек стремится реализовать. Важно учитывать несколько аспектов уровня притязаний:

1. Уровень сложности задач, которые человек поставил перед собой, будучи убежденным в том, что он с ними справится.

2. Степень эквивалентности между задуманным и реализованным.

3. Уровень притязаний обозначается такой степенью сложности задачи, осуществление которой даст человеку чувство удовлетворённости. Если индивид с неадекватной самооценкой ставит перед собой слишком высокий уровень притязания и у него не получается осуществить поставленную задачу, то это приводит к понижению его самооценки.

1.3. Особенности самооценки у подростков

В ходе исследования особый интерес для нас представляет самооценка в подростковом возрасте, поскольку именно в этот период формирования личности она проходит через значительные изменения. Для начала необходимо изучить особенности этого этапа. Основным фактором являются резкие изменения, охватывающие все аспекты личности. У каждого подростка этот период проходит индивидуально. Четких границ для подросткового возраста не существует, он может начаться чуть раньше и закончиться чуть позже установленной периодизации.

В период с 11 до 14 лет развитие каждого индивида происходит индивидуально и зависит от его уникальных особенностей. Некоторые дети развиваются быстрее, в то время как другие могут идти медленнее. Психическое развитие также происходит неравномерно, при этом различные аспекты психики могут развиваться в разном темпе.

Общепринято считать, что девочки в этом возрасте чаще развиваются быстрее, чем мальчики. В этот период подростки начинают осознавать свою взрослость, что проявляется в выборе стиля одежды и в поведенческих особенностях. Они начинают развивать навыки самодисциплины и саморазвития.

Подростки стремятся к независимости от взрослых и самостоятельности, они начинают проявлять потребность в самостоятельном решении проблем.

В период подросткового возраста изменения происходят быстро и интенсивно. Подростки могут быть эмоционально неустойчивыми, что может привести к совершению ими поступков в состоянии аффекта. Их взгляды на мир часто меняются под воздействием различных ситуаций, поскольку они находятся в процессе поиска своего идеального образа. В этот период подростки изучают себя, оценивая свои интеллектуальные способности и поведение, и стремятся подражать своему идеалу, чтобы быть ближе к нему.

В период подросткового возраста происходит формирование представлений о себе, известное как "Я – идеальное". Адекватность этих представлений характеризует соотношение между "Я – реальным" и "Я – идеальным". Подростку становится важно научиться устанавливать отношения с окружающими и развивать навыки взаимодействия со сверстниками. Это становится ключевым аспектом его развития и основной задачей. Заметно, что подросток проявляет разное поведение в разных компаниях, стремясь понравиться сверстникам и завоевать их доверие.

В период подросткового возраста происходит формирование самосознания. Самосознание представляет собой осознание человеком своего взаимодействия с внешним миром и внутренним миром (психикой). В этот период подросток впитывает социальные нормы, пересматривает свои ценности и создает уникальную систему ценностей. Одной из наиболее сложных задач этого возраста является выбор профессионального пути и самоопределение. Кроме того, подростки сталкиваются с новыми страхами, отличными от тех, которые сопровождали их в детстве.

В период подросткового возраста многие молодые люди сталкиваются с различными беспокойствами и страхами, которые могли возникнуть еще в детстве. Например, они могут испытывать страх потерять свою уникальность и бояться неудач и критики со стороны сверстников, учителей и родителей. Подростки часто страшатся остаться один на один с собой или не достичь своих целей в будущем.

Часто подростки склонны недооценивать свою значимость и достижения. Они могут фокусироваться на недостатках своей внешности и ошибочно видеть только отрицательные стороны своего характера. В результате всего этого у молодых людей может снижаться самооценка.

1.4. Факторы, которые влияют на самооценку подростка

Факторы, которые влияют на самооценку подростка, являются важными аспектами его психологического и эмоционального развития. Самооценка подростка – это образ, который он создает о себе и оценивает свои характеристики и способности. Ряд факторов может оказывать воздействие на самооценку подростка и играть определенную роль в формировании его личности.

Во-первых, семейная среда и взаимодействие с родителями существенно влияют на самооценку подростка. Родители, создающие атмосферу поддержки, понимания и доверия, способствуют формированию положительной самооценки у ребенка. Напротив, отрицательное отношение, критика и недостаток поддержки со стороны родителей могут привести к низкой самооценке подростка.

Во-вторых, пирсинг, татуировки, одежда и другие атрибуты внешности также могут сильно влиять на самооценку подростка. Стремление выделиться из толпы и быть принятым в своей социальной среде может стать фактором, который формирует самооценку и самооценочные установки.

В-третьих, образование и успех академической деятельности могут оказывать существенное влияние на самооценку подростка. Подросток, достигающий успехов в учебе или обладающий высоким уровнем компетенций, склонен к более положительной самооценке, поскольку чувствует себя уверенным и способным.

Ключевым фактором, влияющим на самооценку подростка, также является социальное окружение и взаимодействие с окружающими. Если подросток окружен поддерживающими и позитивными людьми, уважением и признанием в своей социальной группе, это способствует формированию высокой самооценки. Напротив, отрицательное отношение со стороны сверстников или подросток, испытывающий социальное исключение, может вызвать низкую самооценку.

Наконец, важную роль в формировании самооценки подростка играют личные достижения и самореализация. Когда подросток видит, что он способен достигать поставленных целей и преодолевать препятствия, его самооценка растет.

1.5. Влияние самооценки на жизнь подростка

Самооценка оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние подростка, поведение и взаимоотношения с окружающими. Самооценка подростка формируется еще с самого раннего детства и включает в себя совокупность оценочных суждений о собственной ценности, компетентности и привлекательности. Эти суждения могут быть как положительными, так и отрицательными, и определяют важные аспекты жизни подростка, такие как его способности, достижения, отношения с друзьями и родителями, амбиции и задачи.

Иметь высокую самооценку означает верить в свои собственные силы и возможности. Подросток с высокой самооценкой часто проявляет активность в учебе и вне школы, стремится к успехам и лидерству, уверен в своих решениях и способен к самостоятельности. Такие подростки легко находят общий язык с другими людьми и легче справляются с трудностями.

С другой стороны, низкая самооценка может приводить к различным проблемам. Подростки с низкой самооценкой могут испытывать чувство неполноценности, беспокойство, страх провала и отторжения. Это может приводить к отсутствию мотивации, проблемам в общении, повышенной восприимчивости к критике и негативным воздействиям, а также к неспособности принимать взрослые решения и устанавливать здоровые границы.

Влияние самооценки на подростковую жизнь проявляется в различных аспектах. Во-первых, самооценка играет важную роль в формировании и поддержании здоровых отношений. Подростки с высокой самооценкой обычно имеют больше друзей и более качественные взаимоотношения со сверстниками. Они способны выражать свои мнения и чувства, устанавливать границы и уважать границы других людей. Во-вторых, самооценка подростка может сильно повлиять на его академическую успешность. Подросток, уверенный в своих способностях, стремится к достижениям и преодолевает трудности, которые могут возникнуть на его пути. Самооценка определяет его мотивацию и настойчивость при выполнении задач.

Наконец, самооценка имеет влияние на эмоциональное благополучие подростка. Подростки с высокой самооценкой часто испытывают удовлетворение от своих достижений, оптимизм и эмоциональную стабильность. В то время как подростки с низкой самооценкой могут испытывать тревогу, стресс и депрессию. Поддерживать и развивать здоровую самооценку у подростка является одной из важнейших задач для родителей, учителей и общества в целом.

Глава 2: Практическое обоснование проекта

2.1. Анализ уровня самооценки у учащихся

Для выявления уровня самооценки подростков была проведена диагностика с использованием методики изучения общей самооценки Казанцевой Г.Н. (Приложение 1). Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10. Результат от –10 до –4 – свидетельствует о низкой самооценке; от –3 до +3 – об адекватной самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Опрос был проведен среди подростков 11–15 лет (6–8 классы) и подростков в возрасте 15–18 лет (9–11 классы). Результаты диагностирования самооценки у младших подростков (6–8 класс) представлены на таблице 1(Приложение 2). По результатам диагностики среди младших подростков больше всего опрошенных с заниженной самооценкой – человек 21 (60%), с завышенной – 9 (25%), и меньше всего с адекватной самооценкой – их всего 5 (15%). Представим результаты диагностирования самооценки у старших подростков (9–11 класс) на таблице 2(Приложение 2). По результатам диагностики мы можем заметить, что среди старших подростков количество с адекватной самооценкой увеличилось. Таких 18 человек (51%). С завышенной самооценкой – 13 человек (37%), а с заниженной меньше всего – 4 человека (12%).

Также я попросила учеников 6–8 классов (Приложение 3) и учеников 9–11 (Приложение 3) классов нарисовать несуществующее животное. Исходя из результатов, мы можем сделать более точный вывод.

Очень маленькое животное в уголке листа свидетельствует о низкой самооценке и неуверенности в себе. Наличие шипов, игл и других острых углов или предметов говорит об агрессивности — направленной на себя или окружающих. Животное с двумя головами указывает на внутренний конфликт или противоречия. Большие, ярко прорисованные «пустые» глаза и испуганный вид животного говорят об имеющихся страхах. Рисунок над центром листа, занимающий большую его часть, свидетельствует о хорошей или высокой самооценке. Большое значение в этой методике следует уделить цвету. Частая штриховка, особенно темными тонами может говорить о повышенной тревожности. Также имеет значение сила давления на карандаш — слабое, едва заметное нажатие говорят об отсутствии энергии, хронической усталости или переутомлении.

Таким образом, данные исследования показывают различия в выражении самооценки у подростков разного возраста. Результаты показали, что большинство подростков в возрасте 11–15 лет чаще имеют низкую самооценку, чем адекватную или завышенную. В то же время, среди старших подростков преобладают те, у кого самооценка адекватна, а доля тех, у кого она завышена, превышает тех, у кого она занижена. Это свидетельствует о том, что к более позднему подростковому возрасту у большинства самооценка приобретает более стабильный и реалистичный характер. Данное исследование подтверждает гипотезу проекта о различиях в проявлении самооценки у старших и младших подростков

2.2. Рекомендации подросткам по коррекции самооценки

Самое важное – это правильный режим сна. Сон и психика человека имеют тесную взаимосвязь. Качественный и здоровый сон влияет на все аспекты жизни. Здоровый сон способствует понижению уровня такого гормона, как кортизол (гормон стресса) в организме человека. Здоровый сон повышает уровень работоспособности человека, его энергию, необходимую для реализации целей, а также понижает уровень тревожности и недовольства собой, как результат – человек становится спокойнее и легче реагирует на свои ошибки и неудачи. Подростку необходимо иметь два свободных от любой деятельности часа каждый день, он должен сам решить, на что он хочет их потратить – своё хобби, размышления, прогулка с друзьями или провести это время с семьёй. Важно всеми силами постараться перестать сравнивать себя с другими и осознать, что у каждого разного темпа жизни и возможности. Вместо этого стоит обратить внимание на себя и свои достижения, ведь каждый день человек что-то делает и получает какой-то результат. Кто-то стоит в самом начале пути, а кто на его середине и лучше сконцентрироваться на значимости своих достижений для этапа реализации цели, на котором находится подросток. Также важно отметить, что ошибки – это нормально и их совершает каждый. Из неудачи нужно вынести урок и не допустить её при следующей попытке достижения цели. Каждая неудача и ошибка делает человека только сильнее и только за их счёт приобретается опыт. Не уметь что-то – это нормально, точно так же, как и не быть талантливым во всём. Человек в течение всей своей жизни приобретает различные навыки и чему-то учится. Также при постановке цели необходимо сместить фокус с конечного результата на получение удовольствия от процесса достижения цели. Это так же поможет эффективнее достигать желаемого. Я хочу предложить несколько упражнений для поднятия самооценки, которые можно выполнить самостоятельно. Первое: «письмо к себе». Для его выполнения понадобится ручка и листок, а также, чтобы человека никто не беспокоил. Необходимо написать, за что ты на себя обижен, за что злишься на себя, чем ты в себе не доволен, что ты в себе не принимаешь, а затем прочитать это перед зеркалом, глядя себе в глаза. Необходимо прожить все эмоции, которые возникнут после этого упражнения. Прожить все слёзы, боль и обиду. После этого, так же глядя себе в глаза, скажи: «я тебя прощаю, и ты меня прости». У второго упражнения нет названия. Для его выполнения нужно просто вспомнить комплименты, которые тебе когда-либо делали, и сфокусироваться именно на положительных отзывах о себе. Нашему мозгу свойственно акцентировать внимание на негативных вещах, забывая при этом о чём-то хорошем. Потому важно искусственно переводить фокус на положительные аспекты своей личности. У третьего упражнения тоже нет названия. Подростки зачастую верят в скучность собственной жизни и не интересность своей личности, однако, это не так. Я предлагаю начать записывать видео о том, как прошёл твой день, может делиться своими мыслями. Можно делать это с друзьями и близкими тебе людьми, а можно делиться на более широкую аудиторию. Самооценка подростка зависит от его окружения. Чтобы снизить это влияние необходимо научиться быть интересным самому себе и проводить время наедине с собой. Вариаций выполнения этого упражнения множество: сходить одному на прогулку в парк, сходить одному в кафе, потратить время на своё хобби, заняться изучением чего-то нового и интересного, сходить одному и почитать в библиотеке. Так же помогает, и пробовать что-то новое. Напиши список дел, состоящий из вещей, которые ты давно хотел попробовать сделать. Может это рисование или написание своей книги? Изучение нового языка? Если ты хочешь что-то, то не нужно понижать значимость своего желания только потому, что оно может быть не принято обществом. Подумай, что бы ты хотел сделать и понемногу начинай. Практика «благодарность себе». С неё хорошо начинать день, но можно так же и делать её вечером. Суть заключается в том, чтобы хвалить себя даже за самые небольшие достижения. Поначалу будет немного неловко, но уже через несколько попыток будет получаться лучше. У этой практики так же нет названия. Когда мы были маленькими, то многие вели свой личный дневник. Было бы неплохо, и сейчас завести его. Он может быть в заметках в телефоне или бумажным – как тебе удобнее. Важно выписывать туда не просто все события из жизни, а именно негативные, чтобы не держать их в голове. Смотрите на эти записи, не как на свои мысли, а как на набор букв. Вы – это не ваши мысли. Поставьте стену между собой и этими записями. Ещё одно интересное упражнение под названием «статья в википедию». Напишите о себе статью, которая могла бы быть размещена на этом ресурсе. Пишите всё, что придёт в голову. Так же можно реализовать это желание, сделав с собой обложку для журнала, «Forbes», к примеру, и написать небольшую статью о себе. Таким образом, результаты исследования наглядно показали, что у младших подростков самооценка чаще всего неадекватная, при этом преобладает характер скорее заниженной, чем завышенной самооценки. К периоду старшего подросткового возраста, который является завершающим этапом на переходе во взрослую жизнь, результаты исследования показали увеличение количества подростков с адекватной самооценкой, понижение уровня неадекватной заниженной самооценки и при этом повышение неадекватной завышенной.

Заключение

Изучив теоретические источники, были сделаны следующие выводы:

Период подросткового возраста характеризуется как эмоционально и физически сложный этап жизни, сопровождающийся быстрым физическим ростом и значительными психологическими изменениями. В это время появляется чувство самостоятельности, ощущение взрослости, а также стремление к самоутверждению. Формирование самооценки является ключевым фактором успеха в деятельности индивида. Самооценка развивается на протяжении всей жизни и является результатом анализа собственных достижений, способностей и навыков. В период подросткового возраста самооценка нестабильна, подросток стремится к реалистичной самооценке, но часто склонен занижать свои достижения. Проблемные аспекты личности подростка включают самоуважение, самопринятие и самоинтерес. Самооценка является центральным фактором формирования личности, влияет на поведение, деятельность и социальную адаптацию индивида. Исследование показывает, что с возрастом самооценка подростков обычно становится более адекватной, с тенденцией от недооценки к переоценке. Таким образом, гипотеза исследования, касающаяся различий в проявлении самооценки у младших и старших подростков, подтверждена.

Приложение 1

Изучение общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой) Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (—), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Приложение 2

Таблица 1. Результаты диагностирования самооценки у подростков (6–8 классы)

Самооценка

Количество опрошенных человек

%

Адекватная

5

15

Заниженная

21

60

Завышенная

9

25

Таблица 2. Результаты диагностирования самооценки у подростков (9–11 классы)

Самооценка

Количество опрошенных человек

%

Адекватная

18

51

Заниженная

4

12

Завышенная

13

37



Приложение 3

Рисунки 6-8 классы:

Рисунки 9–11 классов:

Список сайтов и литературы

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – Москва, Прогресс,

2002. – 307 с.

2. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самооценка

3. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Подростковый_возраст

4. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста – Москва,

КНОРУС, 2016. - 266 с.

5. Гюру Эйестад. Самооценка у детей и подростков. Книга для

родителей. «Альпина Паблишер», 2014

6. Ермолаева, М. Психология развития / М. Ермолаева. – 3-е изд. – М. – Воронеж, 2006. – 235с

7. И. С. Кон «Психология старшеклассника» - М.: Просвещение, 1982. - III 3. Самосознание и образ «я»

8. Краткий психологический словарь, сост. Л. А. Карпенко; ред. А. В.

Петровского, М. Г. Ярошевского. – Москва, Политиздат, 1985. — 431 с.

9. Литвак Б. М. 7 шагов к стабильной самооценке. – Москва, «Аст»,

2021. -352 с.

10. «Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений» под ред. И. В. Дубровиной - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 345с.

11. Психологос: https://www.psychologos.ru/articles/view/adekvatnayasamoocenka

12. Работа с самооценкой - zona-komforta.com

13. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб: Питер, 2002. – 390 с.




1