Занятие 15
Дата:
Урок: самопознание.
Тема: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА?
Цель занятия: расширять представления о дружбе, друзьях; развивать умение оценивать свои поступки и поступки других; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим людям.
Методы и приемы: беседа, игра, упражнение, объяснение.
Ресурсы: альбом, хрестоматия, мяч, кубики (прямоугольники, квадратики).
Ход урока
Круг радости «Доверяем друг другу»
Дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и идут по кругу с закрытыми глазами.
Дружно все идем по кругу,
И надеемся на друга.
Плечо другу подставляйте
И друг другу доверяйте!
Побеседуем
– В одном детском саду Оля подошла к Майе и сказала: «Давай с тобой дружить!»
Майя спросила: «Оля, а почему ты хочешь дружить со мной?»
– Как вы думаете, что ответила Оля?
– Ребята, как вы думаете, с чего начинается дружба?
(Рассуждения детей).
Блиц- игра «Да и нет»
Воспитатель бросает ребенку мяч со словами:
Дружба начинается, если улыбнешься кому–то?
Дружба начинается, если защищаешь кого–то?
Дружба начинается, если рвать яблоки из чужого сада с кем–то?
Дружба начинается, если делиться игрушками с кем–то?
Дружба начинается, если подставить подножку кому–то?
Дружба начинается, если помочь отремонтировать машинку?
Дружба начинается, если плеваться жвачкой?
Дружба начинается, если толкаться?
Дружба начинается, если драться?
Дружба начинается, если обзываться?
Дружба начинается, если быть вежливым?
И т. д.
Упражнение «Паровозик»
Дети делятся на «вагончики» и «паровозики» по следующему принципу.
В шкатулке или мешочке у воспитателя равное количество прямоугольников –«паровозиков» и такое же количество квадратиков – «вагончиков». Детям предлагается взять по одной фигуре и разделиться на «паровозики» – вагончики» (в зависимости от взятой фигуры). Причем «паровозик» становится позади «вагончика» и кладет руки ему на талию.
«Вагончик» чувствует поддержку друга. Главное условие – тот ребенок («вагончик»), который стоит впереди, закрывает глаза, а ребенок, который стоит позади («паровозик»), управляя первым, движется к цели. Ребенок, выполняющий роль «паровозика», направляет «вагончик» движением руки на талии, подбадривает товарища словами.
Целью может быть место, обозначенное кубиком или другим предметом, а стартом – место напротив, на расстоянии 4-5 метров.
На пути следования можно поставить препятствие (стулья, кегли и т.д.).
Маршрут следования можно обозначить цветной нитью или по-другому. Играют все дети, а затем меняются. Тот, кто был «вагончиком», становится «паровозом» и наоборот.
– Что вы чувствовали, когда были «паровозиками»?
– Что чувствовали «вагончики»?
– Хотелось вам– «вагончикам»– открыть глаза?
– Доверяли вы своему товарищу?
– Как вы думаете, что такое доверие?
(Рассуждения детей).
Побеседуем
– Сережа обещал воспитательнице принести в детский сад интересную книгу, чтобы почитать ее всем ребятам, и забыл про свое обещание. Утром он пришел в группу, подошел к своему другу Алику и сказал: «Если Галина Ивановна будет спрашивать, принес ли я книжку почитать, я ей скажу, что я дал ее тебе посмотреть, а ты книгу забыл дома. Если ты так не сделаешь – значит ты мне не друг».
– Согласился ли Алик поддержать своего друга?
(Рассуждения детей).
– Можете вы назвать себя хорошим другом? Почему?
(Рассуждения детей).
Обобщаем
– Очень важно для каждого человека иметь друзей и уметь дружить. Еще важнее научиться дорожить дружбой и быть хорошим другом.
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель предлагает детям встать парами по кругу лицом друг к другу. Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний круг остается на месте. При этом пары меняются, и дети в каждой паре произносят, соединив ладони,: «Ты и я, мы – друзья!».