СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самопрезентация "Мои педагогические находки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для развития познавательны процессов слепых  и слабовидящих необходимо правильно организовать их обучение и целенапрвленную творческую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Самопрезентация "Мои педагогические находки"»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат Учитель химии, биологии и географии Трубникова Галина Павловна

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат

Учитель химии, биологии и географии

Трубникова Галина Павловна

Познавательная деятельность ребенка – взаимосвязанное единство чувственного и логического познания. Познание окружающей действительности, осуществляемое с помощью зрения, слуха, осязания и других видов чувствительности, является источником мыслительной деятельности ребенка. Оно очень тесно связано с творческой деятельностью учащихся. Творчество ребенка с ограниченными возможностями – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Для развития познавательных процессов слепых и слабовидящих необходимо правильно организовывать их обучение и целенаправленную творческую деятельность, т.е. процессы, ведущие к изменению соотношения между чувственным и словесно-логическим познанием. На уроках географии, биологии , химии я применяю различные виды творческих заданий, что позволяет восполнять недостатки в восприятии учебного материала, более глубоко усвоить знания и сформировать в процессе обучения понятия о предметах и явлениях окружающей действительности.

Познавательная деятельность ребенка – взаимосвязанное единство чувственного и логического познания. Познание окружающей действительности, осуществляемое с помощью зрения, слуха, осязания и других видов чувствительности, является источником мыслительной деятельности ребенка. Оно очень тесно связано с творческой деятельностью учащихся. Творчество ребенка с ограниченными возможностями – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания.

Для развития познавательных процессов слепых и слабовидящих необходимо правильно организовывать их обучение и целенаправленную творческую деятельность, т.е. процессы, ведущие к изменению соотношения между чувственным и словесно-логическим познанием.

На уроках географии, биологии , химии я применяю различные виды творческих заданий, что позволяет восполнять недостатки в восприятии учебного материала, более глубоко усвоить знания и сформировать в процессе обучения понятия о предметах и явлениях окружающей действительности.

Приём «Горячий стул» К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.  6 класс, география  водораздел, устье, исток, бассейн реки, режим реки

Приём «Горячий стул»

К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

6 класс, география

водораздел, устье, исток, бассейн реки, режим реки

Химический аукцион «Ромашка» Химия, 8 класс    На лепестках даны задания Как разделить смесь серы и железа; воды и песка? Что означают записи 5О, N 2 , 3H 2 ? Вычислить молекулярную массу воды (Н2О) и FeS. Расставить коэффициенты и пояснить тип реакции Al+S→Al 2 S 3 Определить валентность элементов по формуле Al 2 O 3 , CuO, CO 2 .

Химический аукцион «Ромашка»

Химия, 8 класс

На лепестках

даны задания

Как разделить смесь серы и железа; воды и песка?

Что означают записи 5О, N 2 , 3H 2 ?

Вычислить молекулярную массу воды (Н2О) и FeS.

Расставить коэффициенты и пояснить тип реакции Al+S→Al 2 S 3

Определить валентность элементов по формуле Al 2 O 3 , CuO, CO 2 .

Лекция «Парадокс » В содержании умышленно включены ошибочные сведения, неточности. Учитель говорит «сколько ошибок». Например, 10. Если всё правильно – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3». Такой прием развивает внимание, критичность мышления учащихся.  10 класс, география  Северный Кавказ – крупнейшая сельскохозяйственная база России. Главная сельскохозяйственная культура – яровая пшеница. Выращивают кукурузу, в низовьях Кубани – подсолнечник, а в Краснодарском крае – сою. К ведущим отраслям сельского хозяйства относят так же выращивание цитрусовых. В восточной части района животноводство специализируется на свиноводстве, а Прикаспийская низменность – это район зимних пастбищ, главным образом крупного рогатого скота. В западной части района развито пчеловодство. Постепенно начинает возрождаться разведение коз. Развитое сельское хозяйство обусловило развитие легкой промышленности.

Лекция «Парадокс »

В содержании умышленно включены ошибочные сведения, неточности. Учитель говорит «сколько ошибок». Например, 10. Если всё правильно – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».

Такой прием развивает внимание, критичность мышления учащихся.

10 класс, география

Северный Кавказ – крупнейшая сельскохозяйственная база России. Главная сельскохозяйственная культура – яровая пшеница. Выращивают кукурузу, в низовьях Кубани – подсолнечник, а в Краснодарском крае – сою. К ведущим отраслям сельского хозяйства относят так же выращивание цитрусовых. В восточной части района животноводство специализируется на свиноводстве, а Прикаспийская низменность – это район зимних пастбищ, главным образом крупного рогатого скота. В западной части района развито пчеловодство. Постепенно начинает возрождаться разведение коз. Развитое сельское хозяйство обусловило развитие легкой промышленности.

«Кластер» инновационная ориентированность Разбирается ключевое слово, а к нему добавляются слова, предложения, идеи по теме. Наследственность 2. Изменчивость Отличие особей по окраске, размерам, повадкам и т.п. Половое размножение Ч.Дарвин Борьба за существование Внутривидовая, межвидовая, борьба с неживой природой, засуха, болезни, враги, пища. Естественный отбор  Выживание сильных особей

«Кластер»

инновационная ориентированность

Разбирается ключевое слово, а к нему добавляются слова, предложения, идеи по теме.

  • Наследственность

2. Изменчивость

Отличие особей по окраске, размерам, повадкам и т.п.

Половое размножение

Ч.Дарвин

Борьба за существование

Внутривидовая, межвидовая, борьба с неживой природой, засуха, болезни, враги, пища.

Естественный отбор

Выживание сильных особей

«Блуждающие листки» На листках разбросаны различные записи. Вы находите и пытаетесь соединить их. 12 класс, биология Биполярно Хромосомы Кинетохоры Веретено Центромеры Микротрубочки Центриоли Экватор клетки Полюс веретена Центромеры Нити веретена Хромосомы

«Блуждающие листки»

На листках разбросаны различные записи. Вы находите и пытаетесь соединить их.

12 класс, биология

Биполярно

Хромосомы

Кинетохоры

Веретено

Центромеры

Микротрубочки

Центриоли

Экватор клетки

Полюс веретена

Центромеры

Нити веретена

Хромосомы

6 класс, тема: Мир растений А-9 Т-17 В-14 Т-1 Ц-20 Ф-4 А-26 К-29 Р-5 Н-10 Н-27 А-11 Н-28 Е-2 И-30 Т-25 Ю-16 С-7 М-22 О-3 З-12 О-24 О-21 А-15 А-6 Б-23 Ы-13 Т-19 Т-8 О-18 Теофраста называют «отцом ботаники»

6 класс, тема: Мир растений

А-9

Т-17

В-14

Т-1

Ц-20

Ф-4

А-26

К-29

Р-5

Н-10

Н-27

А-11

Н-28

Е-2

И-30

Т-25

Ю-16

С-7

М-22

О-3

З-12

О-24

О-21

А-15

А-6

Б-23

Ы-13

Т-19

Т-8

О-18

Теофраста называют «отцом ботаники»

8 класс, биология П-11 И-17 Г-8 К-5 А-7 Ц-16 О-1 Л-3 И-12 Р-14 У-9 Б-2 С-20 П-10 Г-13 А-15 В-6 И-19 П-18 И-4 Аквариумные рыбки: обликва, гуппи, граципис

8 класс, биология

П-11

И-17

Г-8

К-5

А-7

Ц-16

О-1

Л-3

И-12

Р-14

У-9

Б-2

С-20

П-10

Г-13

А-15

В-6

И-19

П-18

И-4

Аквариумные рыбки: обликва, гуппи, граципис

Брейнсторминг  (мозговой штурм) 6 класс, биология Каждому термину, указанному в левой колонке, выберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке. Ботаника Царство Культурные растения Биология Дикорастущие растения (А) Растения, которые растут, развиваются и расселяются при помощи человека. (Б) Наука, изучающая царство растений. (В) Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе. (Г) Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей. (Д) Наука о живой природе. Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д, 5-А.

Брейнсторминг (мозговой штурм)

6 класс, биология

Каждому термину, указанному в левой колонке, выберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.

  • Ботаника
  • Царство
  • Культурные растения
  • Биология
  • Дикорастущие растения

(А) Растения, которые растут, развиваются и расселяются при помощи человека.

(Б) Наука, изучающая царство растений.

(В) Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

(Г) Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей.

(Д) Наука о живой природе.

Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д, 5-А.

6 класс, биология Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов. 1) Что необходимо растению для осуществления процесса фотосинтеза? а) вода; б) минеральные вещества; в) тепло; г) свет. 2) Какой газ выделяется при фотосинтезе? а) азот; б) кислород; г) углекислый газ. 3) Какое вещество образуется в результате фотосинтеза? а) жир; б) минеральные соли; в) крахмал; г) вода; д) белок; е) сахар.

6 класс, биология

Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.

1) Что необходимо растению для осуществления процесса фотосинтеза?

а) вода; б) минеральные вещества; в) тепло; г) свет.

2) Какой газ выделяется при фотосинтезе?

а) азот; б) кислород; г) углекислый газ.

3) Какое вещество образуется в результате фотосинтеза?

а) жир; б) минеральные соли; в) крахмал; г) вода; д) белок; е) сахар.

Поисковая работа 10 класс, биология Используя текст на стр. 134-135 занести данные в концептуальную таблицу. Век XVII век Ф.И.О. Концепции Английский ученый Дж. Рей XVIII век Создал первую концепцию рода, вида, разделил растения на совершенные и несовершенные и др. XVIII век Английский ученый К. Линней, врач, натуралист Французский ученый Ж. Л. Бюффон

Поисковая работа

10 класс, биология

Используя текст на стр. 134-135 занести данные в концептуальную таблицу.

Век

XVII век

Ф.И.О.

Концепции

Английский ученый Дж. Рей

XVIII век

Создал первую концепцию рода, вида, разделил растения на совершенные и несовершенные и др.

XVIII век

Английский ученый К. Линней, врач, натуралист

Французский ученый Ж. Л. Бюффон

Разноуровневые задания I уровень. Разнести по группам: лобная, грудина, плечо, голень, ребра, кисть, берцовые кости, затылочная, плюсна. II уровень. Рассказать о скелете головы (1 гр. – кости головы: лобная, затылочная; 2 гр. – грудная клетка: грудина, ребра; 3 гр. – скелет нижних конечностей: берцовые кости, плюсна; 4 гр. – скелет верхних конечностей: плечо, кисть. 10 класс, география I уровень. 1. Какие территории входят в состав Поволжского региона? 2. Каковы особенности ЭГП. II уровень. 3. Чем определяются природные условия Поволжья? 4. В чем отличие Правобережья по географическому положению и природным условиям? Аргументируйте.

Разноуровневые задания

I уровень. Разнести по группам: лобная, грудина, плечо, голень, ребра, кисть, берцовые кости, затылочная, плюсна.

II уровень. Рассказать о скелете головы (1 гр. – кости головы: лобная, затылочная; 2 гр. – грудная клетка: грудина, ребра; 3 гр. – скелет нижних конечностей: берцовые кости, плюсна; 4 гр. – скелет верхних конечностей: плечо, кисть.

10 класс, география

I уровень. 1. Какие территории входят в состав Поволжского региона? 2. Каковы особенности ЭГП.

II уровень. 3. Чем определяются природные условия Поволжья?

4. В чем отличие Правобережья по географическому положению и природным условиям? Аргументируйте.

Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь: сухие плоды  мак боб огурец арбуз горох рис крыжовник вишня каштан

Игра «Крестики и нолики»

Выигрышный путь: сухие плоды

мак

боб

огурец

арбуз

горох

рис

крыжовник

вишня

каштан

Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь: самоопыляющиеся растения  ольха дуб осока пшеница горох фиалка сирень пырей береза

Игра «Крестики и нолики»

Выигрышный путь: самоопыляющиеся растения

ольха

дуб

осока

пшеница

горох

фиалка

сирень

пырей

береза

Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь: реки Африки  Миссисипи Нил Дарлинг Кама Нигер Лимпопо Замбези Конго Енисей

Игра «Крестики и нолики»

Выигрышный путь: реки Африки

Миссисипи

Нил

Дарлинг

Кама

Нигер

Лимпопо

Замбези

Конго

Енисей

Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь: органы выделения  Мочеточник Фистула Почки Корковый слой Капсула аппендикс Плазма Каппилярный клубочек Пищевод

Игра «Крестики и нолики»

Выигрышный путь: органы выделения

Мочеточник

Фистула

Почки

Корковый слой

Капсула

аппендикс

Плазма

Каппилярный клубочек

Пищевод

Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь: основания  NaOH CuO CuSO 4 Fe(OH) 3 MgCl 2 KOH Fe(OH) 2 ZnO Al(OH) 3

Игра «Крестики и нолики»

Выигрышный путь: основания

NaOH

CuO

CuSO 4

Fe(OH) 3

MgCl 2

KOH

Fe(OH) 2

ZnO

Al(OH) 3

Незаконченные предложения В Москве многое появилось впервые: (мануфактуры, МГУ, ВУЗы, печатная книга). Возвращение столицы в Москву произошло (в 1918 году). Управленческие решения – это (постановления, инструкции, распоряжения). Наука в России всегда традиционно тяготела (к столице). В Москве свыше … ВУЗов (100). Москва – это главный … центр страны (театральный, музейный). Численность населения Московской агломерации (14 миллионов человек). Трудовые связи – это (переезд из одного города в другой). Завод «Электросталь» поставляет московским машиностроителям (качественные стали).

Незаконченные предложения

  • В Москве многое появилось впервые: (мануфактуры, МГУ, ВУЗы, печатная книга).
  • Возвращение столицы в Москву произошло (в 1918 году).
  • Управленческие решения – это (постановления, инструкции, распоряжения).
  • Наука в России всегда традиционно тяготела (к столице).
  • В Москве свыше … ВУЗов (100).
  • Москва – это главный … центр страны (театральный, музейный).
  • Численность населения Московской агломерации (14 миллионов человек).
  • Трудовые связи – это (переезд из одного города в другой).
  • Завод «Электросталь» поставляет московским машиностроителям (качественные стали).
Географический диктант Санкт-Петербург основан (1703 г.) Земли Калининградской области Россия приобрела (1945 г.) В Калининградской области г. Балтийск главная база (Балтийского флота). Большое богатство Калининградской области (рекреационные ресурсы Куршской косы). Природное богатство (янтарь). Площадь Калининградской области (15000 кв.м.). Санкт-Петербург назван городом-музеем потому что… Санкт-Петербург был столицей (200 лет). Санкт-Петербург создан волевым решением (Петра I ). Анклав – это (территория, отрезанная от основных земель).

Географический диктант

  • Санкт-Петербург основан (1703 г.)
  • Земли Калининградской области Россия приобрела (1945 г.)
  • В Калининградской области г. Балтийск главная база (Балтийского флота).
  • Большое богатство Калининградской области (рекреационные ресурсы Куршской косы).
  • Природное богатство (янтарь).
  • Площадь Калининградской области (15000 кв.м.).
  • Санкт-Петербург назван городом-музеем потому что…
  • Санкт-Петербург был столицей (200 лет).
  • Санкт-Петербург создан волевым решением (Петра I ).
  • Анклав – это (территория, отрезанная от основных земель).