ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат
Учитель химии, биологии и географии
Трубникова Галина Павловна
Познавательная деятельность ребенка – взаимосвязанное единство чувственного и логического познания. Познание окружающей действительности, осуществляемое с помощью зрения, слуха, осязания и других видов чувствительности, является источником мыслительной деятельности ребенка. Оно очень тесно связано с творческой деятельностью учащихся. Творчество ребенка с ограниченными возможностями – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания.
Для развития познавательных процессов слепых и слабовидящих необходимо правильно организовывать их обучение и целенаправленную творческую деятельность, т.е. процессы, ведущие к изменению соотношения между чувственным и словесно-логическим познанием.
На уроках географии, биологии , химии я применяю различные виды творческих заданий, что позволяет восполнять недостатки в восприятии учебного материала, более глубоко усвоить знания и сформировать в процессе обучения понятия о предметах и явлениях окружающей действительности.
Приём «Горячий стул»
К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
6 класс, география
водораздел, устье, исток, бассейн реки, режим реки
Химический аукцион «Ромашка»
Химия, 8 класс
На лепестках
даны задания
Как разделить смесь серы и железа; воды и песка?
Что означают записи 5О, N 2 , 3H 2 ?
Вычислить молекулярную массу воды (Н2О) и FeS.
Расставить коэффициенты и пояснить тип реакции Al+S→Al 2 S 3
Определить валентность элементов по формуле Al 2 O 3 , CuO, CO 2 .
Лекция «Парадокс »
В содержании умышленно включены ошибочные сведения, неточности. Учитель говорит «сколько ошибок». Например, 10. Если всё правильно – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».
Такой прием развивает внимание, критичность мышления учащихся.
10 класс, география
Северный Кавказ – крупнейшая сельскохозяйственная база России. Главная сельскохозяйственная культура – яровая пшеница. Выращивают кукурузу, в низовьях Кубани – подсолнечник, а в Краснодарском крае – сою. К ведущим отраслям сельского хозяйства относят так же выращивание цитрусовых. В восточной части района животноводство специализируется на свиноводстве, а Прикаспийская низменность – это район зимних пастбищ, главным образом крупного рогатого скота. В западной части района развито пчеловодство. Постепенно начинает возрождаться разведение коз. Развитое сельское хозяйство обусловило развитие легкой промышленности.
«Кластер»
инновационная ориентированность
Разбирается ключевое слово, а к нему добавляются слова, предложения, идеи по теме.
2. Изменчивость
Отличие особей по окраске, размерам, повадкам и т.п.
Половое размножение
Ч.Дарвин
Борьба за существование
Внутривидовая, межвидовая, борьба с неживой природой, засуха, болезни, враги, пища.
Естественный отбор
Выживание сильных особей
«Блуждающие листки»
На листках разбросаны различные записи. Вы находите и пытаетесь соединить их.
12 класс, биология
Биполярно
Хромосомы
Кинетохоры
Веретено
Центромеры
Микротрубочки
Центриоли
Экватор клетки
Полюс веретена
Центромеры
Нити веретена
Хромосомы
6 класс, тема: Мир растений
А-9
Т-17
В-14
Т-1
Ц-20
Ф-4
А-26
К-29
Р-5
Н-10
Н-27
А-11
Н-28
Е-2
И-30
Т-25
Ю-16
С-7
М-22
О-3
З-12
О-24
О-21
А-15
А-6
Б-23
Ы-13
Т-19
Т-8
О-18
Теофраста называют «отцом ботаники»
8 класс, биология
П-11
И-17
Г-8
К-5
А-7
Ц-16
О-1
Л-3
И-12
Р-14
У-9
Б-2
С-20
П-10
Г-13
А-15
В-6
И-19
П-18
И-4
Аквариумные рыбки: обликва, гуппи, граципис
Брейнсторминг (мозговой штурм)
6 класс, биология
Каждому термину, указанному в левой колонке, выберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.
- Ботаника
- Царство
- Культурные растения
- Биология
- Дикорастущие растения
(А) Растения, которые растут, развиваются и расселяются при помощи человека.
(Б) Наука, изучающая царство растений.
(В) Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.
(Г) Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей.
(Д) Наука о живой природе.
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д, 5-А.
6 класс, биология
Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.
1) Что необходимо растению для осуществления процесса фотосинтеза?
а) вода; б) минеральные вещества; в) тепло; г) свет.
2) Какой газ выделяется при фотосинтезе?
а) азот; б) кислород; г) углекислый газ.
3) Какое вещество образуется в результате фотосинтеза?
а) жир; б) минеральные соли; в) крахмал; г) вода; д) белок; е) сахар.
Поисковая работа
10 класс, биология
Используя текст на стр. 134-135 занести данные в концептуальную таблицу.
Век
XVII век
Ф.И.О.
Концепции
Английский ученый Дж. Рей
XVIII век
Создал первую концепцию рода, вида, разделил растения на совершенные и несовершенные и др.
XVIII век
Английский ученый К. Линней, врач, натуралист
Французский ученый Ж. Л. Бюффон
Разноуровневые задания
I уровень. Разнести по группам: лобная, грудина, плечо, голень, ребра, кисть, берцовые кости, затылочная, плюсна.
II уровень. Рассказать о скелете головы (1 гр. – кости головы: лобная, затылочная; 2 гр. – грудная клетка: грудина, ребра; 3 гр. – скелет нижних конечностей: берцовые кости, плюсна; 4 гр. – скелет верхних конечностей: плечо, кисть.
10 класс, география
I уровень. 1. Какие территории входят в состав Поволжского региона? 2. Каковы особенности ЭГП.
II уровень. 3. Чем определяются природные условия Поволжья?
4. В чем отличие Правобережья по географическому положению и природным условиям? Аргументируйте.
Игра «Крестики и нолики»
Выигрышный путь: сухие плоды
мак
боб
огурец
арбуз
горох
рис
крыжовник
вишня
каштан
Игра «Крестики и нолики»
Выигрышный путь: самоопыляющиеся растения
ольха
дуб
осока
пшеница
горох
фиалка
сирень
пырей
береза
Игра «Крестики и нолики»
Выигрышный путь: реки Африки
Миссисипи
Нил
Дарлинг
Кама
Нигер
Лимпопо
Замбези
Конго
Енисей
Игра «Крестики и нолики»
Выигрышный путь: органы выделения
Мочеточник
Фистула
Почки
Корковый слой
Капсула
аппендикс
Плазма
Каппилярный клубочек
Пищевод
Игра «Крестики и нолики»
Выигрышный путь: основания
NaOH
CuO
CuSO 4
Fe(OH) 3
MgCl 2
KOH
Fe(OH) 2
ZnO
Al(OH) 3
Незаконченные предложения
- В Москве многое появилось впервые: (мануфактуры, МГУ, ВУЗы, печатная книга).
- Возвращение столицы в Москву произошло (в 1918 году).
- Управленческие решения – это (постановления, инструкции, распоряжения).
- Наука в России всегда традиционно тяготела (к столице).
- В Москве свыше … ВУЗов (100).
- Москва – это главный … центр страны (театральный, музейный).
- Численность населения Московской агломерации (14 миллионов человек).
- Трудовые связи – это (переезд из одного города в другой).
- Завод «Электросталь» поставляет московским машиностроителям (качественные стали).
Географический диктант
- Санкт-Петербург основан (1703 г.)
- Земли Калининградской области Россия приобрела (1945 г.)
- В Калининградской области г. Балтийск главная база (Балтийского флота).
- Большое богатство Калининградской области (рекреационные ресурсы Куршской косы).
- Природное богатство (янтарь).
- Площадь Калининградской области (15000 кв.м.).
- Санкт-Петербург назван городом-музеем потому что…
- Санкт-Петербург был столицей (200 лет).
- Санкт-Петербург создан волевым решением (Петра I ).
- Анклав – это (территория, отрезанная от основных земель).