СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самореализация на уроках чтения у младших школьников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Просмотр содержимого документа
«Самореализация на уроках чтения у младших школьников с ОВЗ»

Самореализация

на уроках чтения у младших школьников с ОВЗ


Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Учащиеся младшего школьного возраста находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Для того, чтобы навык чтения был правильным, пол­ноценным, учитель должен учитывать сле­дующие психолого-физиологические и ги­гиенические условия его формирования.

1. Физические данные каждого ученика (зрение, слух, речевой аппарат, ростовые показатели).

2. Освещенность класса. Ее несоответ­ствие нормам нарушает зрительное воспри­ятие.

3. Психологический фактор. Чтобы ме­тодически правильно построить работу на уроке, учитель должен учитывать возраст­ные, индивидуальные и типологические особенности каждого. Эти знания помогают учителю применять индивидуально-дифференцированный подход в обучении.

4. Эмоциональную обстановку на уроках чтения. Если учитель с радостью воспринимает достижения ученика, по – доброму, терпимо относится к их, то атмосфера на уроках всегда спокойная, доброжелатель­ная. Школьники не боятся неправильно прочитать, неверно ответить на вопрос.

Учитель способствует самореализации учащихся на уроках чтения и положитель­но влияет на конечный результат, т.е. на сформированность навыка чтения и использование игровых методов обучения.

Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

Формирование навыка выразительного чтения у школьников требует специ­альной работы учителя. По справедливо­му утверждению ученых- методистов М.Р. Львова, В.Г Горецкого, Н. П. Каноныкина и Н.А. Щербаковой, «...учить вы­разительно читать – это значит учить глубже понимать читаемый текст. Сознательность и выразительность - качества чтения, связанные между собой. Если вы­разительное чтение помогает осознанию читаемого, то полная выразительность оп­ределяется глубиной понимания текста».

В выразительном чтении должны актив­но проявляться мысли, отношение учащих­ся к тому, о чем они читают. Читая текст вслух, ученик должен четко и правильно передать мысли автора, выражать свое от­ношение к фактам, событиям, действую­щим лицам.

Следовательно, основными дидактическими условиями в работе по выразитель­ному чтению являются:

1. Ясное понимание учащимися содер­жания текста.

2. Наличие определенного отношения ученика к тому, о чем он читает.

3. Чтение произведения с намерением воздействовать на слушающих.

Несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

На уроках чтения школьники вместе с учителем учатся находить нужную выразительную интонацию, исходя из содержания произведения. Для этого они определяют тему, т.е. о ком или о чем говорится в тексте, выделяют опорные слова, которые спо­собствуют выразительному чтению.

Покажем это на примере изучения стихотворения С. В. Михалкова «Мой щенок».

Анализируя стихотворение, школьники совместно с учителем и самостоятельно учатся использовать во время чтения средства выразительности: темп, силу голоса, выделение главных, «нужных слов», паузы, мелодику голоса, мимику, жесты.

Все названные компоненты выразительного чтения, особенно чтения наизусть, по­могают учащимся самореализоваться на уроках, представить себя на конкурсе чте­цов или актерами.

Работа над стихотворением «Мой щенок» ведется по строчкам произведения. (После предварительного знакомства со стихотворением.)

Учитель (У.). Как нужно читать первые строчки стихотворения?

Я сегодня сбилась с ног —

У меня пропал щенок.

Два часа его звала.

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла.

Дети (Д.)- С чувством любви и тревоги.

У. Как следует читать строчки, где рас­сказывается о том, что делал щенок утром? (С седьмой по двадцать вторую.)

Д. Спокойно, с удивлением.

У. Какие чувства нужно показать, читая строчки с двадцать третьей по двадцать восьмую?

Может, он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим.

Заблудился.

Ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождем?

Д. Грусть, тревогу, беспокойство, жа­лость.

У. Как прочитать последние строчки стихотворения?

Д. Сначала с чувством жалости и любви, а самые последние — с гордостью.

Я не бегаю к врачу –

Я сама его лечу.

Далее школьники находят в тексте от­рывки к иллюстрациям стихотворения и выразительно читают их.

На уроках чтения во II классе целесооб­разно использовать упражнения по техни­ке речи, способствующие формированию четкой дикции, интонационной выразительности речи, что помогает каждому ученику реализовываться в силу своих спо­собностей.

Упражнение 1. «Кто больше увидит» Не отводя взгляда от точки, перечисли предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

Упражнение 2. «Отгадай букву». Глядя на квадрат, назови буквы (цифры, фигуры) используя боковое зрение. Расстояние от квадрата постепенно увеличиваю.

Упражнение 3. «Вижу - не вижу». Направляя прямой взгляд на красный квадрат, назови букву. Если ребенок не видит буквы, нижний листок дидактического пособия продвигаю, приближаю к прямому взгляду ребенка до тех пор, пока ребенок не узнает букву. Возле прорези делаю пометку. В другой раз букву устанавливаю чуть дальше.

Упражнение 4. «Сажаю морковку». Рисую ящик с морковками. Глядя на первый слог – хвостик, надо увидеть все слово на морковке (учитываю, что дети боковым зрением могут увидеть не более 5 букв).

Упражнение 5. «Длинная морковка». Если морковка выросла слишком большая, тогда в ящике она будет выглядеть таким образом. Прямой взгляд надо переносить с хвостика морковки на кончик и читать начало и конец слова. Тот момент, когда взгляд направлен на начало слова, боковым зрением ребенок улавливает то, что написано в середине слова. Перенося взгляд на конец слова, он еще раз видит середину, еще раз контролируя себя.

Упражнение 6. «Фотографирование слова». Машина, магазин ,каникулы. Пишу слово, закрывая его полоской бумаги, оставляя только первый слог, на который и направлен прямой взгляд. Слово открываю на короткое время. Ребенок, используя боковое зрение, должен успеть его назвать.

Упражнение 7 . «Восстанови окончание». Вороб… сидел на ветк…и чирикал.

Упражнение 8. «Чтение в темпе скороговорки ранее отработанного отрывка текста». Дети проговаривают на большой скорости первое словосочетание, затем добавляют еще 2 слова и читают с той же скоростью И так до конца отрывка В некотором царстве… В некотором царстве, в некотором государстве… В некотором царстве, в некотором государств, жил-был … В некотором царстве, в некотором государств, жил-был, богатый купец.

Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения: - многократное чтение; - чтение в темпе скороговорки; - выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом : после того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

 Перед детьми с ограниченными возможностями здоровья поставлена цель: постепенно достичь чтения 90 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в “Таблицу достигнутых результатов”. Дети должны видеть свои достижения. Выполнение психолого–физиологических и дидактических ус­ловий обучения чтению, а также описан­ные методические приемы положительно влияют на формирование навыка чтения и на самореализацию учащихся.