ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Самореализация подростков в процессе занятий
в объединениях по интересам спортивно-технического направления»
Разработчик:
Сторожик Елена Федоровна,
методист
г. Гомель
2019
Аннотация
В методической разработке подчеркивается значимость творческой и профессиональной самореализации учащихся в учреждениях дополнительного образования детей. Рассматривается понятие и характеристики творческой самореализации детей и подростков. Раскрывается важность организации творческой образовательной среды в процессе занятий в объединениях по интересам спортивно-технического направления, которая подразумевает создание творческой атмосферы в коллективе с применением активных методов работы и интенсивного взаимодействия участников образовательного процесса.
Введение
«У саранчи 5 способностей, но ни одного таланта. Она бежит, но не быстро; Ползает, но только по земле; Плавает, но не долго; Копает, но не глубоко. В каждом из вас, мои ученики, заложены способности. И моя задача – хотя бы одну из них довести до совершенства!» (Из обращения учителя Омара Хайама к своим ученикам)
Современная парадигма воспитания подрастающего поколения акцентирует внимание на развитии каждой личности в соответствии с ее возможностями и способностями, интересами и запросами, на создание условий для самореализации подростков в процессе как школьной, так и внешкольной работы.
Сегодня остро стоит вопрос о переходе от педагогики формирования (знаний, умений, навыков) к личностно-ориентированной педагогике, обеспечивающей выявление склонностей и способностей личности, ее ценностных ориентаций, направленных на саморазвитие ребенка. Только в этом случае можно получить личность, способную самостоятельно принимать решения, осознавать свое место в жизни, способную трудиться на свое собственное благо и уважать труд и благосостояние других людей. Словом, личность, готовую реализовать весь свой нравственный и интеллектуальный потенциал.
Важной характерной чертой дополнительного образования является создание общности детей и взрослых на принципах взаимодействия, партнерства, сотрудничества с целью самоутверждения подростков в их окружении, а также в оказании им помощи в выявлении и реализации склонностей и интересов. Необходимость чувствовать свою значимость для окружающих является важным условием самореализации для подростков.
Т.И.Сущенко относит к условиям дополнительного образования, способствующим самореализации подростков, во-первых, «гибкое и гармоническое соединение индивидуальной, групповой и коллективной творческой деятельности», которая направлена на формирование гибкого независимого мышления, на диалогическое сотворчество, интеллектуальное напряжение, экспериментальную работу [2, с.18]. Во-вторых, нестандартность педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования, который наполнен “элементами неожиданности и новизны” и “тяготеет к мастерству духовного взаимообогащения и создания такой среды, результатом которой является высокий уровень творческой самостоятельности личности” [2, с.20].
Учреждения дополнительного образования сегодня играют огромную роль в воспитании подростков, создают благоприятные условия для удовлетворения их запросов и интересов, для самореализации.
Рассматривая учреждения дополнительного образования как «открытые системы гуманистического воспитания», В.Т.Кабуш полагает, что «это дает возможность перейти от педагогики мероприятий к воспитательной среде, которая составляет основу образа жизни человека»
[1, с.58].
Самореализация подростков в процессе занятий
в объединениях по интересам спортивно-технического направления
Цель самореализации характеризуется как устойчивый внутренний мотив (или совокупность мотивов), направленный на саморазвитие самоорганизацию, самосовершенствование и ряд других действий, предполагающих личностную «самость».
Самореализация направлена на разрешение противоречий между социальными потребностями и возможностями их удовлетворения. Решение проблемы самореализации личности является первоочередной задачей гуманистической педагогики.
Под самореализацией подростков нами понимается процесс целенаправленного опредмечивания своего “Я”, основанный на реализации подростком сущностных сил в личностно значимой, интересной для него деятельности, а также как системное личностное образование, отражающее психический рост и развитие, пробуждение и проявление разнообразных скрытых возможностей подростка.
Особенность движения к самореализации в процессе занятий в объединении по интересам заключается в том, что в ней должна прослеживаться эволюция замысла обучающегося объединения от идеи до решения гипотезы, воплощенной в новом продукте. Это обуславливает необходимость у подростков овладения исследовательскими умениями.
Формированию элементов исследовательской деятельности у подростков в объединении по интересам способствуют: обращение к разнообразным источникам информации, обмен информацией, конструирование собственной методики решения проблемы, оценивание полученных результатов. Цель исследовательской работы подростков в объединении по интересам можно сформулировать следующим образом: выработка обучающимися на основе результатов исследования собственного взгляда на проблему и пути ее решения.
Успешность овладения подростками исследовательскими умениями зависит от того, насколько они знают особенности своих мыслительных процессов и основные мыслительные операции. Познание этого проявляется в стремлении обучающимися реализовать свои творческие способности, повысить качество деятельности объединения по интересам в ориентации на общечеловеческие ценности. С этой целью педагог дополнительного образования строит занятие с учетом следующих требований. Во-первых, последующие образовательные воздействия должны быть подготовлены предыдущими. Во-вторых, образовательное воздействие педагога должно быть сообразно не только природе личности подростка, но и природе учебного, познавательного материала, что предполагает не только осмысление его содержания, но и последовательность, логику его осмысления: от более простых структур объекта к более сложным и совершенным. В-третьих, образовательные воздействия должны быть индивидуальными, то есть обеспечивать свободу выбора и возбуждать самостоятельную мыслительную активность каждого обучающегося объединения по интересам.
Овладевая особенностями своих мыслительных процессов, подросток становится субъектом деятельности в объединении по интересам. На занятиях дети проявляют такие признаки субъективности, как способности к освоению новых видов деятельности, нахождение эффективных решений, стремление к обмену опытом со сверстниками, желание участвовать и побеждать в конкурентной деятельности. Отсюда следует вывод, что саморазвитие подростка в объединении по интересам связано с индивидуальной, групповой и конкурентной деятельностью.
Индивидуальная деятельность подростков в объединениях по интересам технического творчества связана с рационализаторской и изобретательской деятельностью.
Групповая деятельность в объединении по интересам предполагает организованное общение и тесный контакт на основе общего дела. Смысл конкурентной деятельности заключается в борьбе за успех, когда интенсивно формируется объективная самооценка и способность к рефлексии.
Особую роль в создании творческого микроклимата в объединении по интересам имеет поиск вариантов инициатив. Главное при этом – не препятствовать рождению инициатив у подростков, даже если они, на первый взгляд, могут показаться бесперспективными. Педагог должен находить возможность конструктивного обсуждения таких инициатив. Большое влияние оказывают ценные инициативы на повышение культуры общения подростков.
Достижение творческого результата в объединении по интересам связано с различными формами и методами педагогического управления педагога дополнительного образования, которое направлено на оказание помощи подростку в создании его собственной стратегии, тактики и позиции на пути к самореализации. Основная функция косвенного педагогического управления заключается в создании условий и предпосылок для самосовершенствования личности. Иными словами, сущность его заключается в формировании у подростков потребностей самовоспитания и самообразования.
Эффективность педагогической регуляции связана с вовлечением обучающихся на занятиях в различные виды деятельности. Задача педагога – предложить каждому подростку такую деятельность, которая способствовала бы его способностям, темпераменту, задаткам, уровню познавательного интереса, степени обученности и приобретенного ранее опыта деятельности. Наиболее способным подросткам особенно нравятся задания, которые требуют большого напряжения и дают дополнительную информацию. Дети с умеренными способностями получают удовлетворение от работы с более доступным материалом, что обеспечивает успешный результат.
Практически все виды деятельности в объединении по интересам на определенном этапе предполагают сотрудничество педагогов и подростков, носящее предметный характер. Процесс совместного поиска и решения творческих проблем имеет как информативный, так и эмпатийный аспект и предполагает сотворчество на разных уровнях. При этом оно строится на основе консенсусного сознания партнеров. Система педагогических приемов, форм и методов должны быть направлена на формирование у членов объединения по интересам установок, стремлений, желаний, знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, необходимых для совместного решения творческих проблем.
Нацеленность на конечный результат у подростков в объединении по интересам связана со способностью сосредотачиваться на своей деятельности с осознанием собственного творческого состояния. Такое отражение в психике подростка собственного внутреннего и внешнего состояния связано рефлексией. Практика показала, что ее проявление и развитие зависит от значимости собственной деятельности обучающихся, от нацеленности на ее конечный результат.
Если педагог стимулирует осознание интуитивно найденного результата творческой деятельности через общение с воспитанниками, то сущность рефлексии может заключаться в переосмыслении детьми собственных представлений с позиции социальных установок. Уровень рефлексии в таких ситуациях носит поведенческий характер и проявляется в переосмыслении обучающимся своей деятельности и ее результатов с позиции других людей.
Общение в объединении должно быть направлено на выработку у подростков потребности в товарищеском контакте на базе какой-либо продуктивной совместной деятельности и носить предметный характер. Такое общение подчиняется определенным правилам. Среди них – помощь друг другу, недопущение каких-либо действий, высказываний, унижающих или оскорбляющих достоинство кого-либо из товарищей, внимание всех к каждой из выполненных работ, необходимость создания здорового общественного мнения о формах сотрудничества ребят и его результатов.
Занятие в объединениях по интересам спортивно-технического профиля как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся
Дополнительное образование реализует множество функций. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача не только отвлечь детей от негативных влияний общества, улицы, но и система дополнительного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни, и призвана профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация – это выбор из множества профессий тех, которые наиболее соответствуют интересам и возможностям человека, а также пользуются спросом в современном обществе.
Но само по себе кружковое объединение– это и есть эффективное средство успешной профориентации и социализации детей и подростков. Кружковая работа является одной из современных форм организации научно-прикладного творчества и учебно-исследовательской деятельности в условиях стремительного прогресса высоких технологий. Данная форма организации зарекомендовала себя как инструмент вовлечения детей и подростков в активную практическую деятельность на основе освоения направлений. В этом плане дополнительное образование предоставляет молодому поколению уникальную возможность испытать свои силы и раскрыть свои способности и возможности (а способности формируются в том или ином виде деятельности) посредством начальной исследовательской деятельности в различных областях человеческих знаний.
Ведь дополнительное образование в значительной степени осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность и даже уникальность, а, в конечном счете, результативность. В ситуации, когда по данным специалистов, около 65% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности, задача педагога создать надлежащие условия, помогающие детям «раскрыться», организовать среду развития творческого потенциала, способностей ребенка. Педагог дополнительного образования зачастую оказывает решающую роль в выборе профессии обучающимся, о чем свидетельствует немало примеров из практики. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении многих лет, получают допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку и, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе учреждения дополнительного образования детей.
Современный взгляд на социальную и профессиональную успешность заключается в том, что успешность не дается человеку от рождения, а формируется. Поэтому наша задача – выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения. Вся работа наших направлений построена так, что в каком бы из них школьник ни занимался, он непременно соприкасается с разными профессиями. Какую бы модель ни изготавливал, он вынужден выполнять токарные, слесарные, фрезерные работы. Основные навыки этих профессий ребята получают в наших кружках, совершенствуя свое мастерство на практике. На занятиях самое серьезное внимание уделяется изучению всех этапов творческого процесса конструирования: от чтения и выполнения чертежей до изготовления модели и проверки ее работоспособности.
Уже говорилось о том, что учреждения дополнительного образования являются благоприятной средой активизации подростков в их жизненном, социальном и профессиональном самоопределении. В кружок приходят ребята, имеющие интерес к данному виду деятельности. Они обладают разным уровнем знаний и умений. Знание личностных особенностей подростка дает в каждом конкретном случае возможность педагогу выбрать и применить максимально эффективные методы, помогая воспитаннику найти свое место в коллективе и подняться до вершин своих возможностей профессионального самоопределения.
Объединения по интересам спортивно-технического направления
В судомодельных объединениях ребята приобретают навыки конструирования, выполняют несложные технических расчеты, производят расчёт конструкций модели, создают модели по индивидуальным проектам, получают основы знаний по устройству двигателя и его работе, изучают основы технологической обработки различных конструкционных материалов, у учащихся формируются навыки работы с инструментами, овладевают технологией построения модели, учатся самостоятельно проектировать и конструировать.
В авиамодельных объединениях по интересам работа строится таким образом, что учащиеся постепенно переходят от простейших и занимательных форм работы к более узким и специальным, строят летающие модели своими руками. Поэтому в основе всей работы объединения авиамоделистов лежат практические занятия. Но практическая работа не должна быть самоцелью. Строя модель, регулируя или запуская ее, юный авиамоделист должен знать, как эта модель устроена и почему летает, на каких законах физики основано то или иное ее действие. Занятия в авиамодельном объединении вырабатывают у юных техников навыки самостоятельного, творческого труда по конструированию, постройке и запуску летающих моделей, знакомят юных авиамоделистов с основами самолетостроения. Чтобы выработать у учащихся объединения практические умения и навыки, им вначале предлагается изготовить несложные модели. Затем задания усложняются, школьники приучаются к самостоятельности с элементами творчества. Учащиеся накапливают опыт производственной работы, совершенно необходимый для того, чтобы в дальнейшем они смогли проявить элементы конструкторского творчества. В частности, существенное значение для этих процессов будут иметь такие знания и навыки, как выбор материалов, подходящих для изделия по форме, размерам, удельному весу, знакомство с богатством геометрических форм, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы, знание роли геометрических форм в жестких конструкциях и в экономии материалов (и то и другое особенно важно в летающих моделях, которые должны быть прочными и в то же время очень легкими), умение читать чертежи и составлять эскизы, знакомство с конструктивными элементами, понимание зависимости между свойствами материалов и способами их обработки. Учащиеся объединения проходят как бы в миниатюре технологический и производственный цикл в авиационной промышленности: конструктор - вычеркивание заготовки модели по шаблону; техник и рабочий - вырезание и сборка модели; летчик - испытатель – регулировка и отладка модели. В дальнейшем по мере накопления знания и опыта моделисты могут решать все более усложняющиеся конструкторские задачи.
Автомоделизм – первая ступень овладения автомобильной техникой. Модель автомобиля - это автомодель в миниатюре со всеми его особенностями – аэродинамикой, конструкцией и т.д. чтобы построить модель автомобиля, требуются некоторые навыки и знания. В процессе занятий учащиеся объединения осваивают основы проектирования и конструирования, изучают технологии обработки различных материалов, строение микроэлектродвигателей и двигателей внутреннего сгорания.
Занятия в объединении по интересам «Картингист» представляют большие возможности для профессиональной ориентации учащихся на рабочие профессии. Объединение относится к профессиональной сфере «Транспорт». Это профессии слесаря-ремонтника, автослесаря, водителя. В процессе занятий ребята знакомятся с устройством карта и двигателя внутреннего сгорания, приобретают навыки по ремонту и техническому обслуживанию техники. Все это им, конечно, пригодится в дальнейшей жизни.
Многовариантность конструкторских решений создает условия для проявления и развития творческих способностей учащихся. Участие в конструировании и постройке карта приносит большую пользу: они познают радость творчества, приобретают навыки конструирования, с интересом трудятся и пользуются плодами своих трудов (испытывают, обкатывают машину, участвуют на ней в соревнованиях).
Цель реализации программы объединения по интересам «Картингист» заключается в обеспечении условий для обучения, воспитания и развития учащихся средствами спортивно-технического творчества, удовлетворить интерес школьников к автомобильной технике, сориентировать их на технические специальности. За время овладения программой учащиеся получают знания по устройству эксплуатации и техническому обслуживанию, ремонту карта, формируются устойчивые знания правил дорожного движения, овладеть навыками управления картом и навыками скоростного безопасного маневрирования. Техника управления картом совпадает с техникой управления настоящим автомобилем. Совершенствование техники вождения карта, выработка способностей прогнозировать развитие дорожной ситуации – основополагающие условия достижения высокого водительского мастерства. Учащиеся обучаются основам конструирования, развивается политехнический кругозор и техническое мышление, формируются ценности инженерно-конструкторской и проектной деятельности, удовлетворяются образовательные потребности учащихся в сфере изобретательства и рационализаторства. Знания, которые получат учащиеся в кружке, помогут им в профессиональной ориентации.
За время овладения программой учащиеся объединения должны знать:
общее устройство карта, типы двигателей;
устройство и физические принципы работы двигателя, различных механизмов и агрегатов карта;
признаки неисправностей, возникающих в карте, и способы их устранения, технологию ремонта и обслуживания двигателя;
правила техники безопасности при техническом обслуживании карта;
правила эксплуатации карта;
основы технического конструирования;
основы рационализаторской и изобретательской работы;
правила соревнований по картингу, правила дорожного движения.
должны уметь:
проверять техническое состояние карта;
выполнять работы по обслуживанию механизмов карта;
определять и устранять возможные неисправности в карте;
разбирать и собирать двигатель внутреннего сгорания;
управлять картом;
выполнять упражнения по вождению карта по кольцевой трассе;
выполнять элементы фигурного вождения карта;
проектировать и конструировать детали и узлы карта;
производить подготовку детей и узлов двигателя к установке с учетом технических требований;
совершенствовать и дорабатывать отдельные детали и узлы карта;
применять правила дорожного движения на практике.
Цель реализации программы в объединении по интересам «Мотоспортивный» – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащихся средствами спортивно-технического творчества. За время овладения программой учащиеся должны достичь высоких результатов в освоении современной мототехники и практической работе с ней, овладеть мастерством вождения мотоцикла, изучить Правила дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
получение знаний по устройству, эксплуатации и
техническому обслуживанию мотоцикла;
формирование устойчивых знаний правил дорожного движения и навыки умелого их использования;
формирование практических навыков и умений вождения мотоцикла.
Развивающие:
развитие технического кругозора и технического мышления;
содействие формированию положительного стереотипа представления о мотоциклисте как равноправном участнике дорожного движения;
удовлетворение образовательных потребностей учащихся в сфере изобретательства и рационализаторства.
Воспитательные:
формирование правовой культуры и грамотности посредством изучения Правил дорожного движения;
содействие формированию морально-волевых и физических качества учащихся;
формирование профессиональной ориентации учащихся на специальности технического профиля;
совершенствование коммуникативных умений и опыта сотрудничества в группе в процессе совместной работы;
обеспечение условий для формирования гражданской позиции; воспитание уважения к людям труда, полезному труду.
Методика организации работы на занятиях должна предусматривать максимальное привлечение учащихся к работе с технической литературой и справочниками, поиску новых технических решений устройства мотоциклов, оформление внешнего вида мотоциклов, для лучших учащихся – успешная сдача экзаменов в ГАИ на право получения водительского удостоверения категории «А».
В мотоспортивных объединениях по интересам:
Получают знания по устройству, эксплуатации и техническому обслуживания мотоцикла;
Изучают способы обнаружения и устранения неисправностей деталей и узлов мототехники;
Формируются устойчивые знания правил дорожного движения и навыки умелого их использования;
Формируются практические навыки и умения вождения мотоцикла;
Развивается технический кругозор и техническое мышление;
В радиоспортивных объединениях программа занятий рассчитана на приобщение учащихся к радиолюбительству, радиоспорту; знакомству с устройством радиоаппаратуры, антенны, ее установке и настройке; основам работы в эфире телетайпом, телеграфом, умению слушать эфир, учиться проводить первые радиосвязи, совершенствовать свои навыки для дальнейшей работы в эфире и участию в соревнованиях, познавать основы радиоконструирования, компьютерной техники и программирования. Учащиеся закрепляют и расширяют знания , полученные на уроках физики, истории, географии, русского и английского языков. Еще одно радиоспортивное направление – радиопеленгация ( охота на лис). Спортивное ориентирование, входящее в программу, учит действовать в сложных условиях лесной местности при любых погодных условиях, формировать навыки ориентировки на местности по предметам, по карте компасу или плану. Учащиеся объединения должны знать устройство и принцип работы радиопередатчика, устройство спортивного радиоприемника, основы тактики радиопеленгации, топографические знаки, азбуку Морзе, правила техники безопасности при ориентировании на местности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего этого можно сделать вывод, что в объединениях по интересам учреждений дополнительного образования успешной самореализации подростков способствует осуществление следующих педагогических условий:
- овладение исследовательскими умениями;
- познание особенностей своих мыслительных процессов, основных мыслительных операций;
- взаимосвязь индивидуальной, групповой и конкурентной деятельности;
- создание ситуаций успеха и поощрения творческого поиска;
- вариативность педагогической регуляции;
- многообразие видов деятельности в объединении;
- сотрудничество педагогов и обучающихся;
- нацеленность на конечный результат творческой деятельности в объединении;
- организация общения сверстников.
Таким образом, воспитательная работа по самореализации подростков в учреждениях дополнительного образования представляет собой целостную систему, отражающую органическое единение образования и воспитания подростков с трудовыми процессами, близкими по характеру и содержанию к труду взрослых, проникновение в мир науки, психологии, производства на основе использования личного интереса учащихся, их активной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты учащихся в объединениях спортивно-технического направления:
• Сформировать новую модель выпускника «Человек-техника»;
• Формирование представлений об избранной сфере профессиональной деятельности и соотнесения себя с этой деятельностью;
• Готовность к гражданскому самоопределению; Интеллектуальная готовность и способность учащихся к продолжению образования;
• Пропаганда профессиональной ориентации на технические специальности;
• Воспитать молодого человека способного адаптироваться в социуме;
• Научить учащихся навыкам и приёмам работы на станках с разными инструментами и материалами;
• Способность использовать знания на практике;
• Умение конструировать и моделировать;
• Творческая индивидуальность.
Используемая литература
1.Кабуш В.Т. Гуманистическая система воспитания: Концептуальные основы. – Мн., 1997.
2. Сущенко Т.И.Основы внешкольной педагогики: Пособие для классных руководителей, педагогов внешкольных учреждений. – Мн.: Бел.навука, 2000.