Тема: Саморегуляция педагога как способ профилактики профессионального выгорания
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания у участников педсовета-тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Задачи:
Сформировать представление о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению.
Помочь проанализировать свой уровень профессионального выгорания.
Познакомить с ресурсами по противодействию профессиональному выгоранию.
Способствовать развитию позитивного восприятия окружающей действительности.
Материалы и оборудование:
интерактивная доска, проектор, ноутбук;
слайдовая презентация;
карточки с незаконченными фразами для про ведения упражнения «Откровенно говоря»;
калоши цветные, большого размера, и карточки с ситуациями;
заранее нарисованное дерево на ватмане, магнитная доска, листочки двух цветов к упражнению «Плюс-минус»;
памятки-буклеты.
Время проведения: приблизительно 1,5 часа.
Участники: директора школ
Ход семинара - тренинга СЛАЙД № 1
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, врачей, менеджеров, журналистов, бизнесменов. Конечной стадией профессионального выгорания является профнепригодность. По данным НИИ медицины труда к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны 60% учителей.
Сегодня мы с Вами поговорим о симптомах этой напасти и том, что делать, чтобы мы и наши коллеги не «сгорали» на работе, а элементы тренинга призваны помочь найти подходящие приемы или способы профилактики эмоционального напряжения. Акцент делается на самостоятельном поиске участниками способов профилактики стресса.
СЛАЙД № 2
Бывает – проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.
Весь день суетой загубя,
Плетусь я к усталому ужину,
И вечером в куче себя
Уже не ищу я жемчужину…
И. Губерман
СЛАЙД № 3
А начнем мы с упражнения «Незаконченные предложения про женщину».
Упражнение «Незаконченные предложения про женщину.
Жила-была Женщина
1.По утрам она просыпалась и думала_________________
2. Собираясь на работу, она__________________________
3. На работе она____________________________________
4. Весь рабочий день она мечтала_____________________
5. А когда рабочий день заканчивался, она_____________
6. Придя домой, она________________________________
7. Засыпая, она думала______________________________
8. А на самом деле она мечтала_______________________
Прочтите, пожалуйста, по очереди любое предложение. Спасибо.
Это была проективная методика, когда человек описывает что-либо на подсознательном уровне, имея в виду свои переживания и мнения. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – дома вдумчиво перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив.
СЛАЙД № 4
Тест «Субъективная минута»
Цель: Проверка уровня тревожности.
Инструкция: По моему сигналу начинайте отсчитывать про себя одну минуту. Я засеку ее по секундомеру. Для чистоты эксперимента не смотрите на часы.
Через какое-то время я подниму желтый шар, затем через определенный промежуток – синий шар, Вы же не останавливайтесь, пока не досчитаете свою минуту.
Ключ:
До 45 секунд – выраженная тревожность- срочно нужна помощь в преодолении стресса.
45 – 55 секунд – тревога средней выраженности (желтый шар) - подумайте, что вас беспокоит
55 – 64 секунды – Легкая тревожность
65 секунд- норма (синий шар).
Обсуждение результатов.
Экспресс-оценка «выгорания».
Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл. Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.
Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных уже испорчен.
Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.
Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты ( ученики, родители и т.д.)
На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации , от участия в конференциях и т.д.
Коллегам (ученикам, родителям и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно .
С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
Оценка результатов:
0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 б. – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.
10 б. – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.
СЛАЙД №5
Перед участниками семинара-тренинга поставлены следующие задачи:
Сформировать представление о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению.
Проанализировать уровень профессионального выгорания.
Познакомиться с ресурсами по противодействию профессиональному выгоранию.
Способствовать развитию позитивного восприятия окружающей действительности.
1. Теоретическая часть (15–20 мин.)
Сейчас много говорят о компетентности и профессионализме учителя, об имидже и индивидуальном стиле работы, об эмпатии педагога, о том, что он должен быть оптимистом...
Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто же они – современные учителя?
В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради. Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей. Хронически больные школой. Знающие, что лучшее средство от старости – общение с детьми.
В то же время, профессия учителя требует ежедневного, ежечасного расходования невероятного количества душевных сил и энергии. А умение владеть собой, держать себя в руках – очень важные показатели деятельности педагога, от которых зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
СЛАЙД № 6
Упражнение «Шарик».
Цель: помочь осознать, как можно контролировать эмоции.
Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваши эмоции. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и с человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.
Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с эмоциями внутри шарика? Можно ими управлять? (Они выходит из него и ими можно управлять.) Так и человек должен учиться контролировать свои эмоции для того чтобы не навредить окружающим людям и себе, или не лопнуть, как шарик…
СЛАЙД №7
Учителя часто находятся в нервно-психическом напряжении, что повышает тревожность, утомляемость, снижает самооценку и приводит к стрессу.
- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению этих явлений?
предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
невозможность влиять на принятие важных решений
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопатоподобным поведением)
отсутствие каких – либо интересов вне работы
переживание несправедливости
СЛАЙД №8
В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.
СЛАЙД № 9
Эти проблемы не новы и были известны людям еще в ІV веке нашей эры.
Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
СЛАЙД № 10
В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания.
Что такое синдром профессионального выгорания? Как вы понимаете этот термин?
Едва ли ни первой причиной, способствующей выгоранию, служит перегрузка. Однако нередко перегрузка не является неотъемлемым атрибутом нашей деятельности - во многих случаях мы сами взваливаем на себя непосильную ответственность. « Возникает парадоксальная ситуация: чем более истощенными мы себя ощущаем, тем больше дел стремимся на себя повесить». Попадая в ловушку вины за « нечестное» отношение к делу, мы пытаемся компенсировать недостаток энтузиазма за счет количества работы, продолжая увеличивать нагрузку, пока она не становится невыносимой».
Большой объем работы - не единственная причина выгорания . Оно может связано и с нашим отношением к делу: риск выгореть существенно выше у тех , кто уверен , что всегда должен быть сдержан, не имеет права на ошибку и обязан служить примером для коллег. Не менее опасна ситуация, в которой мы постоянно ощущаем, что нас недооценивают, что наши усилия не ведут к достижению осмысленной цели и мы никак не можем изменить положение дел.
Однако организм наш очень мудрый, он быстро реагирует на нарушение баланса, и независимо от нашего желания срабатывает определенный защитный механизм. Один из таких защитных механизмов - синдром эмоционального (профессионального) выгорания.
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми. Профессиональное “выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них.
СЛАЙД № 11
Наша профессиональная жизнь не существует изолированно. Она вплетена в ткань нашего повседневного существования. Хотя понятие «выгорания» связывают преимущественно с работой, невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому время от времени необходимо отражать и оценивать свою жизненную ситуацию в целом.
Упражнение «Колесо личного благополучия или Колесо жизни».
Отметьте точкой уровень своего благополучия в данный момент в каждом секторе.

Проведите линию, последовательно соединяющую точки друг с другом. Сравните контуры: это колесо? Может оно катиться по жизни?
Какая сфера ЖД наиболее благополучна? Наименее? Что хотелось бы изменить? Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь изменений.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических ресурсов человека и как результат упадническое настроение и связанные с ним цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувства бессмысленности и безнадежности; переживание чувства вины и зависимости.
СЛАЙД № 12
Работа дала многое:
раньше у меня
не было ничего,
а теперь — ничего
и дёргающийся глаз.
Стадии профессионального выгорания
Cиндром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач – 1982 г.) - три лестничных пролета в глубины профессионального непригодности.
СЛАЙД № 13
ПЕРВАЯ СТАДИЯ. Повышение уровня тревожности и снижение самооценки
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.
- Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств, свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …. как-то скучно и пусто на душе;
- Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
СЛАЙД № 14
ВТОРАЯ СТАДИЯ: Сопротивление и одиночество
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
- Возникают недоразумения с детьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.
СЛАЙД № 15
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: Эмоциональное истощение
Хронические признаки и симптомы.
Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.
Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
- Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
- Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
СЛАЙД № 16
Профессиональному выгоранию подвержены 80% педагогов
(стаж работы - более 15 лет). Только 1 педагог из 50 не называет признаков выгорания.
Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.
Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.)
СЛАЙД № 17
Симптомы профессионального выгорания
Как уже было сказано, профессиональное выгорание – процесс постепенный.
Какие его симптомы проявляются у нас?
В таблице «Поле самодиагностики» сознательно предложена 5-ти балльная система оценки, чтобы не произошло путаницы со стадиями развития выгорания.
Поле самодиагностики
СЛАЙД № 18
Первая группа: психофизические симптомы
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке.
СЛАЙД № 19
Вторая группа: социально-психологические симптомы
безразличие, скука, пассивность и депрессия;
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
частые нервные срывы;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы
СЛАЙД № 20
Третья группа: поведенческие симптомы
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств
СЛАЙД № 21
Практическое задание
Нарисовать человека под дождем
1. Прочувствуйте, какое настроение у этого человека. Он спокоен или встревожен? Защищен или беспомощен? Что человек будет делать дальше? Был ли он готов к дождю или это для него неожиданность?
Данный тест используется при отборе сотрудников МВД. Он показывает, как человек умеет защищаться от проблем и стрессов. Дождь в нашей культуре - неоднозначный символ. С одной стороны люди радовались дождю в засуху. С другой стороны дождь, непогода, воспринимались как кара небес, как наказание:
Дождь на рисунке - ваше отношение к стрессу. Отдельные капли - вы не драматизируете ситуацию. Обильные - проблемы кажутся непреодолимыми
Тучи - символ ожидания опасностей (пессимизм), человек ждет неприятностей
Величина фигуры человека-это ваша самооценка в ситуации стресса
Положение человека спиной вперед (особенно если втянуты плечи или опущена голова)-потребность в сокращении контактов с окружающими, усталость, депрессия
Наличие зонтика - вы способны себя защитить. Если укрытия нет - вам не легко восстанавливать свою энергию, необходимо больше отдыха
Дополнительная защита (плащ, калоши)-в сложной ситуации вам важна поддержка окружающих
Дополнительные детали: дома, скамейки, деревья - не хватает внутренней опоры
Ноги - символ опоры( крупные - вера в себя, тонкие - зависимость от других)
Пол - ваша модель поведения (мужская - напористость, решительность, способность рисковать; женщина-мягкость, гибкость)
Лужи и грязь-это следы стресса. Как долго вы переживаете последствия. Важно не застревать на негативных эмоциях прошлого
Молния-начало нового этапа в жизни
Радуга, солнце-оптимизм, надежда на лучшее.
ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?" - "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ.
- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли?
- Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Практическая часть
В настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет повысить профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со всеми участниками образовательного процесса.
Данный тренинг адресован тем, чья профессия по роду своей деятельности связана с общением с людьми, и требует навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Все развиваемые в тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, так и руководителям образовательных организаций.
Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.)
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1 ).
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Карточки с неоконченными предложениями
к упражнению «Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда мои заместители уходят на больничный…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я изучаю требования к лицензированию и аттестации образовательной организации…
Откровенно говоря, когда в школу приехали проверяющие, а в Вашем кабинете прорвало отопление...
Откровенно говоря, когда питающая организация несколько раз за неделю меняет меню, а Вы уже выдали продукты из гуманитарки и собрали акты по классам …
Откровенно говоря, когда летом ответственный за оздоровление находится вне зоны доступа, а в управление нужно срочно сдать сведения о детях льготной категории…
Откровенно говоря, когда в Ваш кабинет заходит группа недовольных родителей сразу из нескольких классов…
Откровенно говоря, когда в Ваш День рождения, которые выпал на субботу, выдают деньги…
Упражнение «Зоопарк»
Цель: изучение расстановки приоритетов в профессиональной деятельности.
Упражнение лучше всего проводить в свободном помещении, где участники могли бы расслабиться. Необходимо, чтобы играла спокойная, расслабляющая музыка.
Предварительная работа: педагогам раздаются бланки с квадратами разных размеров и цветные карандаши.
1 этап. Вводный.
Слова ведущего: «Представьте себе, что вы работаете смотрителем или директором зоопарка. В зоопарк привезли новых животных:
1 - лев (царь природы, хищник).
2 - пингвины (нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство).
3- обезьяны (очень крикливые, от них много суеты и шума).
4 - панды (красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание).
5 - попугаи - (яркие, разноцветные, постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать).
2 этап. Распределение животных.
Слова ведущего: «Как смотрителю зоопарка вам необходимо расселить по клеткам этих животных согласно условиям их обитания, запросов в еде и популярности среди посетителей».
3 этап. Неизвестное животное.
Слова ведущего: «Одна закрытая клетка оказалась без названия животного, находящегося в ней. Придумайте сами, что это за животное и поселите его в одну из оставшихся клеток. Ну а теперь, чтобы вашим животным не было скучно, раскрасьте клетки». Самостоятельную работу по раскрашиванию клеток педагоги могут выполнять под негромкую, расслабляющую музыку.
4 этап. Анализ упражнения.
Слова ведущего: « Каждый вид животных ассоциируется у вас с людьми, которыми вам приходится работать. Подумайте, кто из животных, которые вы расселили, больше всего похож в вашей жизни на:
1 - директора,
2 - педагогов,
3 - родителей,
4 - детей,
5 - семью.
В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье.
Неизвестное животное - это вы сами. Если вы «сидите» в клетке к стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы - человек, которые старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности.
Если же ваше животное - хищник, то вы по своей натуре - борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды.. Если вы травоядное животное - то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы».
Ведущий может также интерпретировать цвета клеток как эмоциональное отношение участников к той или иной сфере их профессиональной деятельности.
Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья», карточки с ситуациями.
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»
НАПРИМЕР:
На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то.
Можно теперь сесть на диету.
Вы приняли на работу учителя, который, как оказалось, совершенно не владеет методикой преподавания:
В течении недели в школе проверяли питание, приезжала санстанция с комплексной проверкой и пожарный инспектор:
В середине учебного года изменился учебный план:
В течении недели Вы трижды ездили в банк получать деньги:
По дороге в управление образования Вы сломали каблук:
Родители написали жалобу на сайт городского головы:
Вы не смогли летом уехать куда-нибудь в отпуск:
Вы опаздываете на работу, спешите к остановке – и начинается проливной дождь, а зонта, как выясняется, нет:
Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.)
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.
Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.
Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.
Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.
Тест Тревора Повела «Как вы заботитесь о себе?»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-балльной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.
Условные обозначения:
4 — верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действиям);
3 — скорее, верно, чем неверно;
2 — скорее, неверно, чем верно;
1 — неверно (то есть вы так не поступаете никогда).
Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».
Интерпретация теста «Как вы заботитесь о себе?»
Более 54 баллов — результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому vлегче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих тех ситуациях, когда это необходимо.
40—54 балла — средний результат. Те, кто имеет данный балл, к; правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
Ниже 40 баллов — результат ниже среднегоЭти люди заботятся себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вин перед собой/окружающими или низкий уровень ассертивности.
№ | Вопрос | |
1. | Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку | |
2. | Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться. | |
3. | Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным(ой). | |
4. | Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне. | |
5. | Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан. | |
6. | Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное. | |
7. | Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем. | |
8. | Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать. | |
9. | Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее. | |
10. | Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве. | |
11. | Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье. | |
12. | Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны. | |
13. | Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки. | |
14. | У меня есть время для занятий увлекательным хобби. | |
15. | Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться. | |
16. | Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем. | |
17. | Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%. | |
18. | Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать советов окружающих. | |
19. | Я избегаю употребления наркотиков и табака. | |
20. | Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства. | |
Итого: | |
Упражнение «Медитация»
Цель – снятие напряжения, сосредоточение, повышение работоспособности.
«В конце нашего тренинга предлагаю Вам выполнить небольшое упражнение, которое поможет нам расслабиться и восстановить свои физические силы для продолжения рабочего дня».
«Сядьте как можно удобнее, закройте глаза, попробуйте расслабиться (пауза).
Постарайтесь ни о чем не думать, отпустите все свои мысли, глубоко вдохните (пауза).
Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему, ощутите участки, где скопилось напряжение, попробуйте снять его (пауза).
Сделайте глубокий вдох (пауза).
Постарайтесь полностью расслабиться (пауза).
Включается магнитофонная запись.
Прислушайтесь. Совсем близко слышен шум моря (пауза).
Ваше расслабленное тело лежит на теплом песке, ветерок чуть заметно обдувает Вас.
Теплые, золотистые волны бегут по песку, легкий ветерок нежно подгоняет их, застя бежать все быстрее (пауза).
Волны нежно касаются кончиков ваших пальцев на ногах, чуть покрывают ступни (пауза).
По всему вашему телу распространяется пробуждающее тепло (пауза).
Вы чувствуете, как каждая новая волна пробуждает вас от сна, дарит новые силы.
Ваше тело наливается новой силой, крепнет, делается сильнее.
Вы чувствуете прилив бодрости, ваши мышцы и ваш разум пробуждается ото сна.
Откройте глаза. Потянитесь как можно сильнее (пауза).
Расправьте руки, встаньте, потянитесь еще раз.
Спасибо всем за плодотворную работу!!!
Удачного продолжения рабочего дня!!!
Это не закат, это рассвет!
Так много еще впереди.
Есть опыт, знания, а душевные силы мы найдем,
ведь у учителя они неисчерпаемы
Одним из факторов преодоления профессионального «выгорания» является умение находить новый смысл в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели. Человеку необходима гибкость в построении новых смыслов, помогающих адаптироваться к изменившимся условиям («гибкая веточка не сломается под ударами судьбы»).
10 секретов счастья
Как мы поступаем с неприятностями, которые неизбежно встречаются в нашей жизни? Можно поступать по-разному. Можно полностью сконцентрироваться на ошибках и неудачах, обидных словах, несправедливости и зле, которые, безусловно, есть в современном мире. Но опыт показывает, что в любом негативном событии или явлении всегда есть нечто позитивное. Столкнувшись с неприятными событиями или предполагая, что они могут произойти, подумайте о том, что в этих событиях может быть хорошего, приятного, позитивного. Что же можно сделать, чтобы воспринимать жизнь позитивно? Вот 10 секретов счастья:
1. Сила отношения. Мы настолько счастливы, насколько настроен на это наш разум.
2. Сила тела. Физические упражнения облегчают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствуем себя хорошо.
3. Сила жизни в мгновении. Воспоминания состоят из особых моментов - накапливайте как можно больше таких счастливых мгновений.
4. Сила представлений о себе. Человек является тем, что он о себе думает.
5. Сила цели. Цель придает нашей жизни смысл и содержание.
6. Сила смеха. Чувство юмора облегчает стресс и вызывает ощущение счастья.
7. Сила прощения. Умение прощать является ключом, открывающим дверь истинного счастья. Невозможно быть счастливым, если в вас остались ненависть и обида.
8. Сила умения давать. Счастье нельзя найти в обладании и приобретении чего-то для самого себя. Оно кроется в умении давать и помогать другим.
9. Сила взаимоотношений. Близкие взаимоотношения делают хорошие времена еще более приятными, а трудные периоды — более легкими.
10. Сила веры. Вера вызывает доверие к людям, успокаивает разум и освобождает душу от сомнений, тревог, беспокойств и страха.
Упражнение «Оставь свой след»
Педагоги на листе обводят фломастером свою ладонь, пишут на ней свое имя и передают по кругу соседу справа. Участники пишут на полученных ладошках добрые слова и пожелания человеку, листок которого пришел к ним. Каждый в конце получит свою ладошку, которую затем можно вырезать.
Наша встреча подошла к концу, и вам предлагается в завершение заполнить небольшую анкету, где вы сможете отобразить свои впечатления. Ваше мнение очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.
Приложение 4
Анкета «Обратная связь»
Считаете ли Вы тему семинара актуальной?
Да Нет Другое мнение
Что вам понравилось, было интересно?
________________________________________________________
________________________________________________________
Что вам не понравилось, не вызвало интереса?
________________________________________________________
________________________________________________________
Ваши пожелания
_______________________________________________________
Отметьте состояние, которое Вы испытывали во время встречи
Интерес | Удовольствие | Раздраже-ние | Скука | Беспокой-ство | Эмоцио-нальный подъем |
| | | | | |

640×419