Самосовершенствование - важный фактор повышения профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры
Азиуллин Р.Р., доцент НФ ФГБОУ ВПО
«Поволжская государственная академия физической культуры,
спорта и туризма» Россия, Набережные Челны,
Заслуженный учитель РТ.
«Жизнь существует лишь в победах», - так образно охарактеризовал смысл жизни Ю. Власов - Чемпион Олимпийских Игр по тяжелой атлетике, яркая личность в истории Советского спорта.
Логика любого процесса самосовершенствования состоит в том, чтобы жить, побеждать, «себя преодолевать». Любой педагог, уважающий себя и свою профессию ежедневно должен работать над самосовершенствованием.
Успешность работы учителя Физической культуры зависит от уровня его профессионализма – профессиональной компетентности. Понятие профессиональной компетентности предлагает единство теоретической (знания) и практической (умения и навыки) готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Известный психолог А.К. Маркова в книге « Психология профессионализма» дала следующую характеристику профессионала: «Профессионал – это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе».
Процесс становления педагога – профессионала является длительным и сложным. Любое обучение в профессиональном учебном заведении обеспечивает некоторый определенный уровень профессиональной готовности. И чем выше этот уровень, тем больше основания для становления профессионала – мастера, который можно стать лишь в процессе профессиональной деятельности.
В настоящее время в условиях модернизации и реформирования содержания профессионального образования, ухудшение состояния здоровья учащейся молодежи диктует необходимость нового подхода к профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры.
Учитель, используя разнообразные средства ,осуществляет не только передачу знаний, формирования умений и навыков, но и воспитывает в учениках индивидуальность, творческие способности, самосознание.
Физические упражнения на уроках, спортивные соревнования, туристические походы, тренировки – разнообразная двигательная деятельность школьников – все это выступает средством удовлетворения потребностей детей и подростков, их саморазвитие, самоактуализации , самопознания и самосовершенствования.
Цель современной социальной политики в области профессионально образования – повышения качества подготовки молодых специалистов,(в частности, учителей физической культуры),которые должны с первых же дней работы активно включиться в процесс образования подрастающего поколения. Главным, в котором является привлечением школьников к регулярным занятиям различными видами физической культуры и спорта, туризмом и другими формами двигательной деятельности.
Теорико-практические основы наивысшего уровня профессионализма разрабатывает наука акмеология, которая рассматривает во взаимосвязи объективные и субъективные условия, позволяющие человеку достичь наивысшей для него результативности в его профессиональной деятельности.
В акмеологии выделяют три периода становления личности и достижения ею вершин профессионализма.
Первый ( допредстартовый ) – определяется задатками человека, его одаренностью, способностями, семейным и школьным воспитанием и развитием; второй (предстартовый) – воспитанием, образованием, обучением в профессиональном учебном заведении ;третий (стартовый – период оптимума, финиша)-это период самодвижения к вершинам профессионализма в самостоятельной профессиональной деятельности на протяжении трудовой жизни.
Общеизвестно. Что профессионализм в любой области определяется тем, какие мотивы побуждают человека к деятельности, какой смысл имеет в его жизни конкретная профессиональная деятельность, какие цели он ставит, а также какие технологии применяются для достижения поставленных целей. Если будущий учитель будет уже в период обучения в учебном заведении сформирован как социально профессионально активная личность, то он не будет замыкаться в кругу узкопедагогических задач, будет являться для своих учеников образцом нравственной чистоты ,здорового образа жизни, примером для подражания в спорте и в в жизни.