Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания
Научить – учиться – лозунг стандартов нового поколения. Новые требования предполагают реализацию системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно.
Но, прежде чем научиться учиться самостоятельно, необходимо приобрести и знания, и умения, и навыки самостоятельной работы. Поэтому современному преподавателю и студенту надо накапливать и «багаж» знаний за время обучения в учебном заведении, и умение им пользоваться при решении практических задач. Обучающийся должен удовлетворять серьезным требованиям общества XXI века:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая.
Несмотря на то, что нам отводится роль наблюдателя, «координатора», многое зависит от нас, преподавателей.
Главная цель любого урока, а истории и обществознания – особенно - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.
Поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы развивать личность, способную к самообразованию.
Современный урок – это такой урок, когда обучающийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая
эффективность занятия достигается, как доказывает практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность преподавателя и обучающегося.
Серьезной проблемой для современного образовательного процесса стало то, что сегодня возрос объем изучаемой информации.
Приходят разные студенты: кому-то трудно выступить перед группой, кто-то чересчур разговорчив и всем мешает, отвлекая внимание на себя. Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.
Важным способом реализации поставленных задач считаю организацию самостоятельной работы обучающихся. Для самостоятельных заданий на уроке использую различные конкретные формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы каждому ученику было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.
Психологи отмечают, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%, от наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия обучающихся с учебным материалом дают 90%. Из этого следует, что роль преподавателя сегодня сводится к следующему:
- не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
- создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
- направлять процесс обучения и осуществлять контроль.
Под самостоятельной работой понимается один из видов деятельности учащихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне аудиторных занятий.
Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет:
вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки студентов;
осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
развивать мышление и творческие способности каждого обучающегося;
овладеть определенными познавательными умениями и навыками.
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:
по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);
по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);
по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
по месту выполнения (на уроке, вне урока);
по охвату обучающихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся).
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, студенты могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной преподавателем. Можно предложить студентам на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Особенно эффективно самостоятельная работа реализуется на практических занятиях, где отрабатываются полученные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом. На уроках обществознания студенты, работая с материалом темы, выполняют следующие задания:
установите соответствие между понятием и определением.
на основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.
исправьте ошибки в приведенных ниже предложениях.
заполните пропуски в таблице.
прочитайте высказывания предложенных авторов. Считаете ли вы их позицию правильной? Почему? Какие проблемы, поднимаемые авторами, актуальны и сегодня?
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
для овладения знаниями: изучение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно - исследовательская работа; просмотр и прослушивание аудио- и видеозаписей, поиск информации в Интернете, подготовка презентаций и др.;
для закрепления и систематизации знаний: подготовка репортажа, экскурсии, путешествия, составление плана и тезисов ответа; составление сравнительных таблиц, опорных схем; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
Только самостоятельная работа формирует необходимые учебные умения, такие как:
составлять схемы, таблицы, планы;
писать доклады, рефераты;
решать творческие задачи;
анализировать, сопоставлять, делать выводы;
давать собственную оценку фактам;
стройно излагать свои мысли.
К тому же, самостоятельная работа является основой большинства современных педагогических технологий и способствует процессу активизации обучения.